Чёрный хлеб за 12 копеек

Степан Каширин
Много разных батонов хлеба можно увидеть сейчас в магазинах, есть даже тостовый хлеб и хлеб с семечками. Выбирай на вкус!  Я был, есть и буду советским человеком, поэтому вкусы и привычки у меня ещё из той эпохи и не меняются с детства. Я могу, что-нибудь купить и съесть из того, что сейчас уже стало привычным для всех, но всё же ассоциации с детством берут верх. Если я вижу в магазине несколько разных сортов хлеба, то в любом случае куплю только один из них - чёрный кирпичиком который раньше стоил 12 копеек. Кто-то в детстве любил Эскимо, кто-то из моих одноклассников - конфеты, а я был ребёнком хлебным, мне не нужен был суп, мясо, шоколадки и даже фрукты, для меня главное был бы хлеб и только тогда я буду счастлив.
Наше поколение воспитано на рассказах о блокаде, голоде и войне. Помню как экскурсовод держа в руках кусочек хлеба, рассказывала о том как умирала от голода маленькая девочка, крошечный кусочек ей принесли слишком поздно, она его слегка прихватила зубами и тут же упала, малышка даже не успела откусить. Этот хлеб до сих пор хранится в музее.
Мой дедушка Ваня на фронте голодал, бабушки тоже рассказывали про серьёзные проблемы с продуктами. Слово – <<хлеб>> было священным, оно говорило о многом и несло в себе большой исторический смысл. С хлебом нельзя шутить, хлеб это жизнь, хлеб это настоящая ценность, с ним надо обращаться бережно, его надо уважать и любить. Бабушка Ира всегда повторяла:
- Полотенца нужно стирать очень аккуратно, а то может когда-нибудь придётся на хлеб менять когда снова наступит голод.
Не хочу рассказывать, что пережил мой дедушка Ваня в те страшные годы, бабушка Ира и все их дети, но после Великой Отечественной, они всё ели с хлебом, что бы было сытнее. Есть хлеб на столе, значит живём хорошо и точка. Голод многие помнили и всегда его боялись.
Борщ или щи мы ели с чёрным хлебом, бабушка меня познакомила с таким лакомством как кусок чёрного хлеба натёртый чесноком. Было действительно вкусно. Муж папиной троюродной сестры открыл секрет одного необычного для меня ужина.
-Берёшь зелёный лук.- пояснял дядя Виталя.- макаешь луковицу в соль и заедаешь чёрным хлебом.
Такой ужин мне жутко нравился, я конечно не всегда питался именно так, но бывало.
Бабушка Ира впервые в жизни угостила меня необычным хлебом, собственно хлеб то был обычный, за 18 копеек, только она намазала его сливочным маслом и посыпала сверху сахарным песком, а бабушка Вера показала как кусок чёрного хлеба сделать вкуснее, для этого его нужно просто есть с солью. Кто-то ещё и поливал подсолнечным маслом на чёрный хлеб и только после этого добавлял соль.
Хлеб я очень любил и поэтому всегда с радостью ходил за ним в магазин. Вместе с батонами белого и чёрного я всегда покупал булочку за девять копеек. Это счастье, но ещё большим счастьем были дни когда на прилавок выкладывали горячий хлеб, только что испечённый. Когда я его приносил домой, он ещё не успевал полностью остыть и вот именно такой хлеб с хрустящей корочкой ни с чем нельзя было сравнить, я мог съесть целый батон и однажды так и сделал, купил не два, как обычно, а три батона белого и один съел целиком, а два отдал родителям.
Когда катался на велосипеде, всегда заезжал в магазин за четвертушкой чёрного хлеба.
Однажды я прочитал рассказ Пришвина <<Лисичкин хлеб>> и после этого сразу пошёл на кухню, кусочек действительно стал по вкусу какой-то особенный.
Мой родной дядя Толя любил сушить сухари из мелко нарезанного чёрного хлеба, они были с маслом и солью. С этими квадратиками суп приобретал особый вкус, да и без супа оторваться от них не возможно.
До сих пор я не изменил детским традициям и очень легко “соблазняюсь на хлебушек”. Если я посмотрю советский чёрно-белый фильм про Ленина или про Горького, то сразу появляется желание съесть кусочек чёрного хлеба.
Ещё с Советских времён у меня осталась такая привычка, особенно зимой, когда дома очень холодно, часов в 12 ночи я съедаю кусочек чёрного хлеба с солью и ложусь спать. В детстве я это запивал ещё и сладким чаем. Не знаю как бы я засыпал если бы не ел родной продукт на ночь?! Недавно мне повезло, я купил очень хорошее сало и несколько ночей кусал его с чёрным хлебом. В новой квартире у нас очень холодно, но когда сидишь мёрзнешь в ночной тиши и при этом откусываешь хлеб с вкусным салом, то понимаешь, что всё таки в жизни бывают и очень счастливые моменты. Хлеб я до сих пор ценю и покупаю ровно столько сколько могу съесть, иногда мелко его режу, засушиваю и добавляю в суп.
Чёрный хлеб для меня это один из символов счастливого детства, да и вкус его мне всегда нравится. Почему я так люблю хлеб? Наверное потому, что у него такое огромное и сложное историческое прошлое.