Черновы-32. Котелок

Михаил Бортников
Продолжение. Начало -  http://proza.ru/2021/11/ 10/1908.  Предыдущая глава - http://proza.ru/2023/03/01/1839

Первый рейс Малышева после отпуска оказался нелёгким. В Жданове погрузили на борт уголь для Германии, порт назначения – Гамбург. Погода с самого начала перехода моряков  не баловала, а в Средиземном море задуло еще сильнее.

После выхода в Атлантику попутное течение подхватило судно, но в Бискайском заливе  «Комсомолец»  стало валять с борта на борт по-настоящему, и капитан всерьёз стал опасаться смещения груза. Успокоились все, только миновав французский Брест.

Экипаж за два месяца отпуска Малышева почти не изменился, и порядок на судне был таким же, а как  могло быть иначе при таком капитане, как Иван Ильич Тимофеев?
Ивану Ильичу было уже под шестьдесят, и он любил во всём стабильность и основательность. Даже жену выбрал раз и навсегда и никогда об этом не жалел. Так же неспешно и тщательно подбирал и свои экипажи.

Старший механик работал с ним уже больше пяти лет, электромеханик, которого выбрал стармех  – года три, и шеф-повара капитан не отпускал от себя тоже давно, всех специалистов он ценил. В отпуск люди, конечно, уходили, но к Тимофееву возвращались, любили его. Так что Слава попал снова в родной коллектив. Та же каюта, знакомый мостик, те же штурмана, тот же боцман рядом на баке при постановке на якорь или швартовке.
 
Назад загрузились в Амстердаме металлоломом, да не простым - легковыми автомобилями, которые огромный пресс превращал в лепёшки прямо на причале «Вот ведь варвары,  что творят! – ахали не разбалованные иномарками моряки, - на машинах ещё ездить и ездить, а они их в лом»!

Металл везли в Неаполь, в котором, видимо, своего не хватало. Оттуда в балласте, судно направили в Одессу, где капитана и двух матросов уже ждала замена.

- Надолго нас покидаете, Иван Ильич? – спросил мастера Станислав.
- Не знаю, Слава.  Хотелось бы месяца через три вернуться. Но комиссия ко мне всё больше придирается. И сердце, говорят, с перебоями стучит, и давление зашкаливает, и глаза уже не так, как раньше, видят. Так что... не будем загадывать. Мечтаю ещё пару лет в море провести, не хватает мне его дома. Кстати сказать, вместо меня твой ровесник приезжает - Владимир Анатольевич Котельников. Понял, Слава? Тридцать лет, и уже капитан!

- Я не спешу никуда, Иван Ильич! И погоны капитанские  мне всё равно не носить. Для этого, кроме плавценза старпомом, нужно ещё и высшее образование, и партийность, сами знаете. Мне и на моей должности не плохо, особенно с вами! В академии столько не почерпнешь, сколько от вас!

- Не прав ты, Слава! Сам ведь говорил, что всего за четыре недели курсов много полезного почерпнул. Учёба, даже заочная, если добросовестно к ней относиться,  очень многое даёт. Да и веселей жизнь начнётся, два раза в год сессии. Чем плохо поучиться в Одессе или в Питере? Мне в тебе многое нравится, а вот амбиций у тебя маловато.

- Знаю, Иван Ильич! Характер у меня такой, в командиры никогда не рвался. Мне амбициозные люди неприятны, честно говоря.

- С женой окончательно разошёлся? Или допускаешь мысль сохранить семью всё же?
- Нет, Иван Ильич. Этот этап жизни я уже прошёл. И готов, пожалуй, к новым отношениям. Только никого пока на горизонте нет.

От нового капитана Станислав ничего особенного не ждал. Думал даже, что подружиться могут. Всё же ровесники, учились в одно время, хоть и в разных училищах. Капитан есть капитан, должность его в любом случае уважения требует, зато Слава судно уже хорошо знает, а тот пока ещё в курс дела войдёт! Но молодой капитан помощи от старпома не ждал, напротив, гайки стал заворачивать с первого дня.

В Азовское морское пароходство Котельников попал после окончания Одесского высшего инженерного морского училища в двадцать два года, (Слава тогда уже третьим штурманом работал), но карьеру сделал более быструю. Так же, как и Малышев, быстро стал третьим, а через два года – вторым помощником капитана, но и эту должность перешагнул быстро.

Наверное, обстоятельства так сложились, но Владимир Анатольевич быстрое продвижение по службе ставил в заслугу исключительно своим способностям и характеру. И неофициальным «званием» самого молодого капитана пароходства чрезвычайно гордился.

Порядок на судне он стал наводить сразу же, как появился. Первое замечание получил от него второй помощник,  разрешивший ему и новым матросам подняться на борт по парадному трапу ещё до того, как под ним натянули предохранительную сетку.

Перед выходом из порта капитан обошёл судно и сделал выговор боцману за плохое крепление полученного в порту техснабжения. Отговорок от боцмана не принял, заметив, что море небрежности не прощает. Слава прекрасно знал, что бочки с маслом привезли перед самым отходом, и в том, что их закрепили впопыхах, виноват был больше он, как старший помощник.

Следующей «жертвой» капитанской придирчивости стал третий помощник, ответственный за состояние всех флагов на судне, а они и в самом деле, требовали выборочного обновления или ремонта.

Два часа ожидания захода в пролив Босфор Котельников потратил на проведение учебной шлюпочной тревоги.
- В норматив не уложились, - констатировал капитан, глядя на секундомер. - Будем тренироваться!

Возразить Славе было нечего. Учебные тревоги на судне устраивались каждый месяц, но экипаж о них знал заранее, и готовился заблаговременно. А надо ведь быть готовым всегда! Кораблекрушения происходят без предупреждения!

- Вам, наверное, кажется, что я всё вверх дном на судне хочу перевернуть, а ведь это не так. Наоборот, предлагаю вернуться к старым флотским порядкам, когда по понедельникам проводилась техучёба, по вторникам – политучёба, по средам... Что у нас обычно по средам?

- Варёные яйца и кофе с молоком! – «подсказал» Станислав.
- Ценю ваше остроумие, Станислав Петрович! Даже в том, что каждый понедельник на столах на всех судах страны варёный картофель с солёной рыбой, проявляются вековые традиции флота, и я лично это поддерживаю. Картошку вахта второго по ночам жарит?

- Как же без неё, каждую ночь!
- Вот видите! Традиция –великая вещь! Значит, среда – профгруппы, профсоюзное собрание каждый месяц, четверг – занятия по борьбе за живучесть судна, пятница…

- Пятница хоть пусть выходным будет. Кино, домино, шахматы... Заочников у нас много.
- Ладно, согласен!  План техучёбы штурманов на месяц представите мне завтра.

Три месяца работы с молодым,  въедливым, но знающим и требовательным  капитаном, дали Станиславу не меньше, чем весь прошлый год с заслуженным Тимофеевым. Приходилось признать, что «котелок» у Котельникова работал нормально, и не зря он так быстро капитаном стал.
 
«Может быть, всё же в образовании дело? – думал Станислав, - обленился я, довольствуясь старыми знаниями. Поступить, что ли в академию»?  Капитан, сам не зная об этом, дал Славе  повод для раздумий.

Прибывшего из отпуска Тимофеева экипаж встретил с облегчением. Всем уже хотелось хоть немного расслабиться. Толковым капитаном оказался «Котелок», как его прозвали моряки, но работать с ним постоянно мало будет желающих, это уж точно.

Продолжение следует - http://proza.ru/2023/03/05/1921