наши воспоминания

Маргарита Школьниксон-Смишко
 Бывало ли у вас так, что вам рассказывают о прошлом, участни-цей -ком, которого вы были, и вы понимаете, что так не могло быть? Со мной такое случалось ни однажды. Поэтому была рада, когда наткнулась на научное объяснение, которым хочу ниже с вами поделиться.

Оказывается, чем дальше мы бросаем взгляд в прошлое, тем больше ошибок закрадывается в наши воспоминания. И в этом виновата не только забывчивость — также окружающие нас люди могут повлиять на нашу память.
Наша память работает не как аппарат, записывающий своего рода видео и прокручивающий его позже. «Воспоминание более творческий процесс, на который оказывают влияние впечатления из различных времён и мест, и результат от всего этого воспринимается нами, как воспоминание (американский психолог Элизабэт Лофтус)».
Проблема заключается в том, что как наши фантазии, так и действительно пережитое размещается в одном и том же месте головного мозга. При считывании записи, воспоминание «сшивается» из этих осколков, поэтому нам становится затруднительно отделить реальность от фантазии. 
Единственное, что мы можем для проверки предпринять, это проверить получившийся результат на его реальную возможность.
Всё осложняется ещё тем фактом, что каждый раз, когда мы пытаемся что-то ещё раз припомнить, мы изменяем то, что вспоминаем. На процесс припоминания влияет наше настроение в момент припоминания и новая информация, которой не было в момент происходящего.
Чем больше времени прошло от вспоминаемого события, тем короче, фрагментарнее и произвольнее становится воспоминание.
Неизбежные провалы памяти мы стремимся заполнить деталями, которые хорошо, как мы считаем, подходят к вспоминаемому событию.
Поэтому наши воспоминания подобны дневнику, над которым потрудились не только мы, но и всё наше окружение.

Как иллюстрацию к выше написанному, я выбрала фотографию 1963 года. На ней я с подружкой Верой Васильевой и двумя мальчиками из нашего класса на Верином дне рождения. Вера - по-меньше меня и стоит рядом с Сашей А.
Так вот этот Саша много лет спустя разыскал меня на сайте "мой мир" и признался, что я была его первой любовью. Конечно, вернее было бы назвать это влюблённостью, и для меня  это признание не было неожиданностью. Я не забыла, как однажды он даже предлагал мне встретиться, тоесть пытался назначить мне свидание. Но я не была готова к таким отношениям. Он мне тоже нравился, но для свидания мне было ещё рано. Когда же в ответ на его признание я отправила Саше эту фотографию, он решил, что девочка, стоящая с ним рядом - это и есть я.
 Надо сказать, что его маме, преподававшей нам физику, очень нравилась именно Верочка, и она всё время ставила ему её в пример для подражания. Но верины косички он не трогал, и когда я предложила встретиться втроём, это ему не понравилось.