Позывной

Гусляков Геннадий Парфёнович
Проживает у нас в Тарбагатае Медведев Юрий Ерофеевич. И как она к нему прилипла и по какой причине кличка или «погоняло», или прозвище, но, как-то это гадко звучит, обычно клички дают на зоне да собакам, но в последнее время я слышу часто в связи с операцией на Украине, слово «кличка» заменили словом «позывной». И это как-то совсем не обидно. Ну, вот, чтобы человека не обидеть, я буду употреблять слово «позывной». Вот. Был у Юрия Ерофеевича позывной Аксон. Я-то думал что Аксоном звали его батьку. Оказывается, Аксон Кондратьевич Чебунин – это его дядя, бывший председатель колхоза. Немного об Аксоне. Как-то случилось моей хозяйки после какой-то партийной конференции пообедать с Аксоном Кондратьевичем в городской столовой. Вот и заказывает:
- Мне 25 поз в одну тарелку и 10 стаканов чаю.
Кассирша и говорит:
- Вы только потом посуду занесите.
Думала, что они где-то в машине с компанией.
- Да я тут.
Она не поверила. И все работники кухни вылупились через стойку. Всем было интересно, он правда это одолеет. И вот две последние и очередной стакан чаю. Когда хозяйке случилось в очередной раз побывать в этой столовой, кассирша спросила:
- Жив ли тот мужчина.
- А что с ним будет?
В народе бытует такое мнение, что как кто за столом ест, так он и работает. Аксоном Кондратьевичем гордились все тарбагатайцы. И с любовью говорили: «Наш председатель», потому что колхоз много лет под его руководством был в передовых, так что имея такой позывной, им надо только гордиться. А вот однажды довелось услышать такой разговор двух приятелей. Один другому говорит:
- Ты Юру Аксона знаешь?
- Кто такой?
- Ты что, не знаешь друга Соленого?
 - Кто такой Соленый?
- Да ты что? Это же брат Постылого.
- А кто такой Постылый?
- Да на Спице женатый.
Вот тут попробуй разберись, если не знаешь, кому такие позывные даны.
Вот интересно, как приклеивались позывные. Часто от фамилии. Вот Заяц – а фамилия Зайцев. Гусь – Гусляков. Орел – Орлов. А иногда от отчества. Зенич, Ермилка, Лукаш, Силаха, Куземич, Апихванич, Парфен – это всё безобидное, раз фамилия такая или отчество. 
На это я даже не обращаю пристального внимания. Батьку вспомнили. Я горжусь своим отцом! А иногда по каким-то изъянам в речи, в фигуре, походке, в поведении. Например, Федя – Бля, бля. Так у него через каждые два слова «бля» да «бля» – жалко, что его не стало с нами, безобидный. Или Землемер. Это такая походка, большие шаги и на каждом шаге сосредотачивается, куда поставить ногу.
Хочу заметить, что просто так «позывные» не раздавались. Или ты на кого-то похож. Или у тебя какие-то изъяны в речи, поведении. Или ты похож на какого-то зверька или птицу, и кто-то это метко подметил, раз-два назвал тебя среди своих друзей, вот он к тебе и приклеился, да так, что сколько бы ты не возмущался, практически его отклеить невозможно, а бывает, что даже из одного случая или поступка – что-то не так, или про тебя сказали где-то в обществе, всем было смешно, и он прилипает так, что остается на века, от тебя к твоим детям, правнукам, но в конце концов, со временем он всё равно забудется и отклеится.
У нас в Большом Куналее почти чуть не каждый имеет такую «награду». У нас был свой Бенладен – парень с бородой как у Бенладена. Кентавр – парень с большими глазами. А у меня тоже был «позывной», а может и сейчас есть в Большом Куналее. Денка Кукуша – у семейских в разговорной речи буква «Г» заменяется на «Д». Если кто-то скажет: «Вон Денка проехал». Тут же последует вопрос: «Какой»? Но если скажут, что «Вон, Денка-Кукуша» проехал, сразу становится всё на свои места. Или, допустим, Саша Чебунин, но их у нас в Тарбагатае четыре человека. А если Саша Зенич, всем сразу понятно, кто такой.
Так что позывные даются не просто так, а для удобства пользоваться ими в разговорной речи. Вот. И всё-таки меня заело, почему мы Кукуши? И отец мой поведал мне такую интересную историю.
В те далекие времена, когда твой дедушка Кирилл Гаврилович был председателем колхоза « Серп и молот», в Большом Куналее, а колхозов в селе было четыре, приехал на перекладных в деревню инструктор райкома партии с заданием. Определить сроки посевной. Узнать у кого какой фонд посевного зерна. И надо же было ему повстречать Ерона Заканяна – позывной. И спросить, где проживает председатель колхоза?
- А, товарищ Кукушкин, так это первый дом направо в Шатохином проулке. А накануне в ДК фильм комедийный показали, где председателем был товарищ Кукушкин. Вот заходит инструктор к деду и говорит:
- Здравствуйте, товарищ Кукушкин. Я с райкома партии, – и пошел, и поехал плести дальше.
Потом дед сильно пожалел о том, что не прервал его и не поправил, что он не какой не Кукушкин, но близко локоть, да не укусишь. Когда же на колхозном собрании инструктор сказал, что, мол, товарищ Кукушкин, ваш председатель, предлагает начать посевную с 15-го апреля. Сначала тишина, народ осмысливал, кто это такой Кукушкин, а потом – дружный смех. Дед весь покраснел, встал и говорит:
- Ну, с 15-го так с 15-го, ну вот, что я думаю. Так как у нас нынче пшеницы мало и все пашни засеять ею не хватит. Не попробовать ли нам нынче засеять мукой, муки же больше.
Опять всеобщая тишина. Ни с ума ли сошел наш председатель. И тут инструктор говорит:
- А что, товарищи, можно и попробовать.
И опять дружный смех.
С той поры и приклеился Кирилл-Кукуша, а тут еще Евдейка-гармонист сочинил частушку:
- Две кукушки куковали у Истрата на трубе,
А у Кирилла Гуслякова черепаха на груде.
В те времена всякой партийной бестолковщины много было. Вот и вешали на грудь председателю отстающего колхоза большую деревянную черепаху, и пока колхоз не выйдет в передовые, он должен ее носить.
Еще хочется рассказать про Ерона Заканяна – это не армянская фамилия, это позывной. Просто так не заработать позывной. Надо чем-то отличаться или отличаться. Вот наш Ерон Заканян трудоспособный, а нигде не работал, по тем временам, все трудоспособные должны работать, а Ерон делал большой минус работе партийной организации, сельскому совету. Вот, вызывают Ерона председатель колхоза и завел на эту тему разговор, а Ерон говорит, что если он его себе замом возьмет, то он согласен. Как он с ним беседовал и как уговорил его поработать два дня на покосе. Что пообещал, одному Богу известно. Надо же было приехать в этот день корреспонденту. И вот Ерон Заканян на передовой странице с вилами в руках метает зарод. Долго Ерон носил эту газету во внутреннем кармане пиджака, и при каждом удобном случае показывал всем, как он работает, но спрашивается, на какие средства существовал Ерон?
Время от времени приезжали к нему на ГАЗ-21 и увозили его играть в карты, чуть ли не в Монголию. Возвращался с оттопыренным карманом. Продавцы Ерона любили. Только он мог в те времена позволить себе сказать: «Сдачей не надо». Расфугует без сожаления, а тут смотришь, опять Волга подкатила. Помер Заканян как-то небраво. Колхозный бык поддел его на рога, неделю пролежал, проохал и помер. И сколько я не спрашивал, почему Заканян, так и не «догнал».
А еще был такой забавный случай. Пригнали в колхоз первый НАТИ – трактор с чугунными колесами. Вот стоит он в бригаде и тарахтит, а тракторист куда-то отлучился, а трактор-то надо поставить на место. Тут председатель:
- Кто сможет?
А Гоша:
- Я. Я же на нем ездил.
(Оказывается рядом с трактористом).
И поехал. И зацепил чугунным колесом угол бригадного домика. Домик развалился. И вот с той поры наш Гоша стал Гоша-ездок. Помер Гоша-ездок и вместе с ним его позывной.
Из всего сказанного можно сделать вывод, что позывной служит для секретности, потому что его знает небольшой круг людей, а также чтобы быстро сообразить, кто такой. Я хочу искренне извиниться пред теми, чьи позывные были названы в моем рассказе. Но я же назвал их не со злого умысла.

Ваш Парфеныч, 07.02.2023 г.