Не дано ни понять, ни измерить

Александр Старостин 3
«Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать -
В Россию можно только верить.» – Ф.И. Тютчев.

          Настоящее исследование призвано показать, что далеко не всё, что складно, а тем более пафосно, имеет какое-то отношение к истине, тем более к Истине. Личное мнение и личные переживания поэта могут быть интересны читателю, но воспринимать их стихи, как откровения свыше надо бы воздерживаться, так как чаще всего это приглашение читателю к размышлению, но никак не назидание.

          Вряд ли Ф.И. считал себя уполномоченным всем миром делать какие-либо заявления, в противном случае его вообще не следовало бы читать, а, тем более, принимать его заявления всерьез. Вероятнее всего краткое слово «мне» в первой строке просто нарушило бы размер стиха.
          Кроме того, можно сделать вывод, что Ф.И. может умом понять любую страну, кроме России и измерить общим аршином, хотя это исключительно русская мера длины, причем старорусская. То есть Ф.И. мог все страны мира измерить по меркам ещё допетровской России, но вот сама России в свои же мерки у него  не укладывалась.  Вполне может быть, что я неправ, но мне кажется, что первые две строки абсолютно ничего не говорят о России, но много о самом Тютчеве. Умом не понять… не напоминает ли вам это поговорку: «Не доходит через голову – дойдёт через спину»? Мне так очень напоминает! Если именно это имел в виду Ф.И., то его величие отнюдь не преувеличено, но тогда чем отличается непонятое величие от не величия?
      Хуже всего то, что Ф.И. своими строками как бы запирает дверь, ведущую к возможности и понять, и измерить Россию – ну кто же будет спорить с самим Тютчевым!
       Может быть этими строками Ф.И. хотел оправдать все гадости и мерзости, которое творило современное ему царское правительство. Может он призывал народ не возмущаться, так как его, народа, уму просто не доступны величие замыслов и замысловатость путей их достижения, и считал народ только средством, слепым орудием достижения этих, ему не ведомых целей? Призывая сохранять существующее положение… многим ли Ф. Тютчев отличался от К. Леонтьева?
      Следует сказать, что это четверостишие было написано только для внутреннего прочтения, так как дипломатическая деятельность Тютчева была направлена как раз на популяризацию России за рубежом, а непонятное и не измеряемое  трудно, если не невозможно, рекламировать.
      Разумеется, трудно понять и измерить человека, который делает то, что противоречит его словам.  Впрочем, и этому человеку трудно что-то понять или измерить.

         Зато надо отдать Ф.И. должное за «оскорбительный выверт»* в сторону всего мира, которым он уровнял «стати» Турции, Испании, Китая, Японии и всех прочих стран всех континентов без изъятия. Не подходит ли это под придуманный уже потом «великодержавный шовинизм»?

         Последний же тезис… тоже весьма сомнителен и тоже годится только для внутреннего использования, но никак для внешних контактов. С чего бы, в общем-то прагматичный мир, должен верить неизвестным им меркам, где гарантия, что особый аршин сегодня такой же, каким он был вчера, а завтра будет таким же, как сегодня? Вообще, зачем кому-то, кроме русских нужно верить в Россию? Только потому, что Тютчев разрешил, сказав: «Можно!»? Но ведь это только "поэт в России - больше, чем поэт!»**, так ведь и эта максима не подвергается сомнению только российскими поэтами!.. так как привнесена она поэтом.

        Вывод. Разумеется, это четверостишие, как и любое другое, имеет право на существование, но вот цитировать его надо бы с осторожностью, так как оппонент может попросить разъяснить ему эту якобы аксиому, а цитирующему придется только сослаться на её автора, что будет не весьма убедительным.

        P.S. С другой стороны, Ф.И. ни словом, ни жестом не показал, что он одобряет хоть что-то в России, просто призывает верить, что это правильно и для чего-то неведомого необходимо. Следовательно, надо плыть, как плывётся, веря, что куда-то да приплывёшь, даст Бог.  Но, в таком случае напрасно, наверное, Ф.И. писал эти строки, так как масса людей, на дух не переносящих поэзию и поэтов, не ведающих о поэте Тютчеве, именно так и  живёт от веку и будет жить впредь.
       А ещё… никогда не понять того, что просто не интересно, и такой смысл тоже можно обнаружить в четверостишии Тютчева Ф.И. Вообще, многозначительность в поэзии… хорошо или плохо?

       И ещё мне кажется, что своим четверостишьем Ф.И. оппонировал морали к басне «Квартет» И.А. Крылова. История показывает, что прав всё-таки И.А., будем надеяться, что только пока. Вообще,  если и был пророк в нашем Отечестве, то это И.А. Крылов… к сожалению.
____________________
*-позаимствовано у А.Гайдара.
**- ну разве можно похвалить себя не лягнув другого. А действительно, разве можно сравнивать Евтушенко и, например, Байрона?