Ч. 369 Опасная командировка

Владимир Врубель
Предыдущая страница http://proza.ru/2023/02/16/873

Великого князя Константина император  Александр II назначил председателем Главного комитета по крестьянскому делу. Работа по составлению Положения об освобождении крестьян занимала его основное время.

Вся деятельность по руководству Морским министерством легла на плечи энергичного нового управляющего Морским министерством контр-адмирала Николая Карловича Краббе.

Тому пришлось ломать голову, как при отсутствии денег сделать Россию третьей по значимости морской державой в Европе - задача в то время явно нереальная.

Но, по крайней мере, ему требовалось защитить Кронштадт и столицу с моря.

В дополнение к действовавшим морским агентам он направил в Англию и Францию группу офицеров во главе с вице-адмиралом Фёдором Михайловичем Новосильским, а также гражданских механиков и мастеров для сбора сведений и оценки возможности приобретения необходимых судов и оборудования.

Отсталость царской России от Англии и Франции, а также от некоторых других европейских стран и США была огромной. Из-за рубежа везли всё: станки, технологии, материалы, специалистов.

В США Краббе решил послать капитана 1 ранга Степана Степановича Лесовского, оправданного по суду о крушении моста.

Комиссия, занимавшаяся исследованием причин разрушения моста, и суд пришли к единогласному выводу: мост разрушился в результате ошибок, допущенных его проектировщиком корабельным инженером штабс-капитаном Богдановским.

Скорее всего, за всеми этими неприятностями Лесовского стоял комендант Кронштадтского порта вице-адмирал Шулепников, с которым Лесовский несколько раз имел стычки по поводу хищений казённого имущества из порта.

По мнению Степана Степановича, вице-адмирал либо ничего не делал, чтобы пресечь хищения, либо покрывал воров. В том, что порядочного и добросовестного офицера обвинили в противозаконном бездействии власти, нет ничего удивительного.

Каждый из нас знает примеры облыжных обвинений честных людей и безнаказанности преступников. Степан Степанович понимал, что тогда над ним нависла угроза не только отстранения от должности, но даже исключения из службы.

Статья обвинения предусматривала также заключение в крепость  или ссылку «в места не столь отдалённые». Как правило, военные суды выносили суровые приговоры.

Остынув, великий князь приказал на время следствия Лесовского от должности не отстранять и даже вызвал его в Петербург для «отчёта об успехах работ в порту за последнее время». Думается, речь на встрече шла не столько об успехах, сколько о чрезвычайном происшествии.

Но делу был дан ход, и великий князь уже не мог отменить своё решение, да и не принято было отменять решения в царской семье.

Но в данном случае  для Лесовского всё окончилось благополучно.

Краббе разрешил капитану 1 ранга выбрать себе в командировку помощника из корпуса корабельных инженеров.  Степан Степанович предложил кандидатуру капитана Николая Алексеевича Арцеулова.

На Лесовского Николай Карлович Краббе возлагал самые большие надежды.

Командировка была крайне опасная: оба офицера ехали в воюющую страну. Лесовскому выдали денежные кредитивы по занимаемой контр-адмиральской должности по первой категории, а Арцеулову – по третьей категории.

19 февраля 1861 года Александр II подписал Манифест об отмене крепостного права и Положение о  крестьянах, выходящих из крепостной зависимости, а  12 апреля 1861 года началась Гражданская война в США (даты, касающиеся России, я привожу по старому стилю).

Эти два события имели существенное значение для командировки Лесовского и Арцеулова. Наивные американцы считали, что Россия стала на путь демократических преобразований, и это их объединяет.

К русским северяне во время Гражданской войны относились по этой причине с симпатией.

У Степана Степановича Лесовского были широкие полномочия. Капитан 1 ранга  получил особую подробную инструкцию от кораблестроительного департамента, а также инструкции от гидрографического, медицинского департаментов, артиллерийского управления и от Морского учёного комитета.

Первым 24 апреля 1862 года отправился в Нью-Йорк Лесовский. На гражданском судне он добрался до Англии, а оттуда на рейсовом пароходе – в США. Его перемещение отслеживала российская дипломатическая служба.

Министерство иностранных дел России занималось не только дипломатией, но и внешней разведкой.

В Нью-Йорк он прибыл 9 (21) июня и немедленно отправился в российское посольство, где встретился  с постоянным представителем Российской империи в США Эдуардом Андреевичем Стеклем.

Лесовский ознакомил Стекля с привезёнными инструкциями, и тот пообещал необходимое содействие.

Вскоре прибыл и Арцеулов. Переговорив с ним, Степан Степанович решил, что прежде всего необходимо решить финансовый вопрос, потому что от этого будет зависеть результат командировки.

Он написал Краббе: «Я получил в Петербурге на путевые издержки 650 червонцев с подлежащими вычетами. Я считаю, что эта сумма выдана мне на мои издержки для проездки в Америку и возвращение в Россию.

Затем и мне, и г. Арцеулову необходимо делать здесь очень большие разъезды, думаю даже, что мы всё время, или большую часть его, вынуждены будем употребить на разъезды.

Расходы на эти разъезды, т.е. то, что мы будем платить в кассы железных дорог и пароходных сообщений, мы будем записывать, и затем позвольте просить разрешения вашего превосходительства об уплате нам этих денег из наших кредитивов».

Кроме того, Лесовский попросил Краббе, чтобы тот дал указание включить Арцеулова во вторую категорию для производства довольствия. Степан Степанович пояснил:

«…он в Англии получал 18 шиллингов, я по собственному опыту знаю, что в гостинице в нормальное время меньше 12 шиллингов нельзя издержать, платя только за ночлег и дневное пропитание. Затем с шестью остальными шиллингами он не жил, а перебивался».

Для выполнения полученного задания Лесовскому нужно было заручиться рекомендательными письмами от высших должностных лиц. В этом ему очень помог Стекль, сумевший добиться короткой аудиенции у президента Линкольна, во время которой он представил Лесовского президенту, а затем морскому министру.

Не зря Степан Степанович выбрал себе в попутчики во время поездки из Аяна  в Петербург американского капитана.

Он совершенствовал в пути свои знания языка и  выяснил у своего попутчика многие реалии жизни в США. Поэтому общение с Линкольном и министром было очень непринуждённым.

Из встреч с высшими чиновниками Стекль и Лесовский сделали вывод, что все заказы на постройку новых броненосных кораблей даны частным предприятиям, и если действовать только официальным путём, то «можно получить лишь самые поверхностные сведения».

Степан Степанович 18 (30) июня 1862 года доложил Краббе: «Для получения же чертежей и разных деталей, равно и свободного доступа на их верфи, надобно употребить лицо, имеющее с ними связи, которому за это придётся заплатить от 500 до 600 долларов.

Лицо это, бывший инженер-механик нашей службы Сальянинов. Я постараюсь всеми мерами обойтись без этой добавочной издержки, если увижу в этом необходимость, имею честь испросить на это разрешение вашего превосходительства».

Кто был этот Сальянинов, как он оказался в США, мне, к сожалению, выяснить не удалось. Итак, Лесовский решил любыми путями проникнуть на верфи и заводы, где велось строительство броненосцев.

Задача осложнялась тем, что шла война, северяне опасались шпионов южан и были очень бдительными, велось наблюдение и за иностранцами.

Между прочим, все материалы по разведке и контрразведке во время Гражданской войны в США были засекречены в Национальных Архивах до 1953 года, а данные о многих агентах остаются секретными и сейчас.

Любят тайны секретные службы!

Продолжение http://proza.ru/2023/02/19/690

На фотографии: Эдуард Андреевич Стекль