О Царствии Божием, атеистах и прекраснодушии

Валентина Ульянова
Я бы никогда и не подумала, что на эту тему надо писать, что среди православных могут быть различные мнения о том, может ли быть Царствие Божие в атеистах, если бы однажды своими глазами не прочитала подобное обсуждение в одной соц. сети. С примерами их доброты, и даже с цитатами из Писания, и даже с уверением, что эти мысли от Бога. И поневоле пришлось мне после того, как, погоревав, я оправилась от ошеломления, кратко очерчивать взгляд православия на это прискорбное мнение. Этот краткий, почти схематический очерк я и привожу в этой статье.

Оглавление:
1. Что такое «Царствие Божие»? Когда оно есть в человеке?
2. Царство Небесное силою берется
3. Противоречие догмату о повреждении нашего естества в падении (о всеобщности первородного греха), догматам об искуплении, о спасении, о Церкви, о таинствах
4. Ересь, готовящая к пришествию антихриста и поклонению ему
5. Экуменическая еретическая проповедь
6. Непонимание истинного смысла христианства и как следствие потеря благодати

                «Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17, 21)

                1. Что такое «Царствие Божие»? Когда оно есть в человеке?

Конечно, те, кто высказывал прекраснодушное мнение о возможности Царствия Божия в душах атеистов и иноверцев, руководствовались, как им казалось, самыми благими мотивами – добрыми, человеколюбивыми, великодушными. И даже верили, что эти мысли внушил им Господь. Приведу прямую цитату в пример:

«О том, что атеист может иметь рай, Царство Небесное в себе, возможность наследовать его, быть угодным Богу и иметь Его в себе.
…Возможно многим покажется это невероятным, но это правда. …
Иисус Христос сказал: "и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть." и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там.  (Евангелие от Луки 17 глава, 21)
И, вот, каждый из нас в жизни переживал и вмещал Его в себе, в своей душе, в своем сердце.
Его можно узнать по плодам:
22 Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера,
23 кротость, воздержание. На таковых нет закона. (Послание к Галатам Апостола Павла, 5) …

Итак, если любой человек или вы имеете в себе мир душевный (спокойствие), радость, легкость, главный признак, наверное: не имеете душевного дискомфорта, страдания, осуждения совести - то в Вас, в вашем сердце, душе Господь, любящий вас, Царство Божие и рай. Я верю в это. Даже если человек не считает себя верующим, или вообще не знает ничего о Боге и говорит, что не верит в Него. …
Или же с другой стороны: если в душе человека страдание, мучение, если ему тяжело, нет радости, главное: мира душевного, легкости… то он в аду, он изгнал от себя своими ошибочными мыслями, усилиями Господа, удалился от него … Даже если этот человек внешне поступает (на первый взгляд!) как верующий, церковный, считает себя таким. ...
Слава Господу, потому что верю, что эта мысль не моя, а пришла от Него. Поэтому благодарность Ему».

Как видим, это почти классический пример возникновения духовного заблуждения. Незнание догматического учения, непонимание истинного смысла христианства сочетается с использованием некоторых цитат из Св. Писания и уверенностью в богодухновенности своих выводов и толкований. И всё – ради любви к Богу и ближнему. Увы, со скорбью пишу, превратно понятой любви.

Поистине, благими намерениями вымощен путь в ад. Невозможно помочь неверующему спастись, если уверить его, что он и так уже с Богом. Невозможно пройти тернистый путь искушений, без которых никто не спасётся, если искать только лёгкости, комфортных ощущений и радости - и отвращаться от всякого страдания и боли. Комфортного спасения не бывает. Спасение – это крестный путь. Комфортной бывает лишь прелесть, но конец её разочарует любящего комфорт.

А Царствие Божие – это совсем не лёгкость и удовольствие, это не мимолётное приятное ощущение, которое возникает непонятно откуда и почему. Это даже не спокойствие совести, не ощущение мира в душе. Совесть нашего повреждённого естества может и обмануть, «мир» может быть плодом окамененного нечувствия. А тот, кто стяжал Царствие Божие, никогда не будет нуждаться в объяснениях, что, мол, если ему хорошо, то это Бог обитает в нём. Потому, что Царствие Божие достигается великим трудом, о чём пишут все святые отцы, и оно - это подлинное богообщение.

Св. Игнатий (Брянчанинов) описывает путь обретения Царствия Божия:

«Надо оставить плотскую и греховную жизнь, потом посредством покаяния и жительства по евангельским заповедям очистить и украсить душевный храм; по совершении чего Святый Дух осеняет его, совершает окончательное очищение и убранство. В такой храм нисходит Бог и учреждает в нем Свое духовное, невидимое, но вместе вполне ощущаемое и познаваемое царство». (Аскетическая проповедь)

Обратим здесь внимание на слова святителя: «надо… украсить душевный храм; по совершении чего Святый Дух осеняет его». Да, мы знаем, что Царствие Божие – это «праведность и мир и радость во Святом Духе» (Римл. 14, 14). Во Святом Духе. То есть это действие спасающей благодати Святого Духа в верных, и только в верных христианах, подвизающихся ради Бога. Потому, что Господь Святой Дух действует Своей спасающей благодатью только в Церкви.

Напомню беседу преп. Серафима Саровского О стяжании Святого Духа, где он говорит об этом:

«Благодать Божия должна обитать внутри нас, в сердце нашем, ибо Господь сказал: царствие Божие внутрь вас есть. Под царствием же Божиим Господь разумел благодать Духа Святого. …

У Бога взыскуется правая вера в Него и Сына Его Единородного. За это и подается обильно свыше благодать Духа Святого. Господь ищет сердца, преисполненного любовью к Богу и ближнему, - вот престол, на котором Он любит восседать и на котором Он является в полноте Своей небесной славы. «Сыне, даждь Ми сердце твое», - говорит Он, - а все прочее Я Сам приложу тебе, ибо в сердце человеческом может вмещаться Царствие Божие». «Благодать Святого Духа была дана всем нам, верным Христа, в таинстве святого крещения, и запечатлена таинством миропомазания на главных частях тела, как принято в святой Церкви, вечной хранительнице этой благодати». «Господь внимает одинаково и монаху и простому христианину-мирянину, так как оба они — православные».

Итак, когда неверующий во Христа чувствует спокойствие души и отсутствие душевного дискомфорта, - он не может сказать, что Бог воцарился в нём. И когда христианин вдруг почувствует радость и мир, как действие спасающей благодати, - он всё ещё не может сказать, что Бог воцарился в нём. Только когда христианин долгим подвигом очищает себя от греха, побеждает страсти, достигает чистоты сердца и Святой Дух, наконец, вселяется в нём как в Своей обители – только тогда он достигает Царствия Божия. Это обожение.

Это совершенно особое состояние души и духа, это иная жизнь в ином, духовном, мире.

Приведу несколько свидетельств святых отцов.

Преп. Исаак Сирин описывает духовное состояние стяжавших Царствие Божие:

«Отечество у чистого душою - внутри его. Солнце, сияющее там - свет Святыя Троицы. Воздух, которым дышат жители - Утешитель Всесвятой Дух. Совозлежащие - святые бесплотные существа. Жизнь, радость и веселие их - Христос, Свет от Света Отца. Таковой и видением души своей увеселяется и удивляется красоте своей, которая во сто крат светлее светлости солнечной. Это - Иерусалим и Царство Божие, сокровенные внутри нас по слову Господа (Лк. 17, 21). Эта страна - облак славы Божией, в который войдут одни чистые сердцем, чтоб увидеть лицо своего Владыки и озариться лучом света Его в духе своем (Лк. 9, 34)».

Преп. Исаия Отшельник пишет, что Царствие Божие – достояние победивших аскетическим подвигом, трезвением и рассудительностью все страсти и ставших обителью Святого Духа:

«Если ведаешь о себе, что открылся в тебе источник Святого Духа: то это служит признаком, что страсти, жившие в тебе, посохли и умерли. На это указывают слова Спасителя: «не зде или онде царствие Божие, но внутрь вас есть» (Лк. 17, 21).

Некоторые любят много рассуждать о царствии Божием; но пребывают в праздности и не делают того, что вводит в царствие. Другие и подвизаются ради царствия Божия; но остаются вне его, потому что подвиг их чужд духовного разума и бдительности над собою.

Редко встречаются такие, над которыми бы совершилось слово Спасителя, которые бы стяжали царство Божие внутри себя. На стяжавших это царство низошел Святой Божий Дух; исполнилось на них сказанное Евангелистом Иоанном: «даде им область чадом Божиим быти, верующим во имя Его, иже не от крове, ни от похоти плотския, ни от похоти мужеския, но от Бога родишася» (Ин. 1, 12-13).

Они освободились от горестей, постигших Еву... Они освободились от тяжких последствий приговора, произнесенного над Адамом… В них вселилась та радость, которая вселилась в благодатную Марию, когда Дух Святой низошел на Нее, и сила Вышнего осенила Ее. Состояние скорбное соделалось жребием Евы и потомства ее: состояние радостное соделалось достоянием Марии и Ее потомства - христиан.

Мы были прежде сынами Евы, и проклятие, которое пало на нее, мы видели на себе: мы познавали это проклятие из помыслов преступных, которые действовали на нас. В противоположность этому мы познаем, что родились от Бога из живущих в нас помышлений Святого Духа и из страданий Христовых, если тело наше точно приобщилось им распятием себя. Сказал Апостол: «или не знаете себе, яко Иисус Христос в вас есть; разве точию чим не искусни есте» (2 Кор. 13, 5).

Когда мы носили образ земного Адама, тогда познавали, что мы сыны его, по помыслам мерзостного плотского мудрования, жившего в нас и обладавшего нами, служащего выражением болезненности души, ее недугов или, что то же, страстей. Носящие образ небесного человека, Господа нашего Иисуса Христа, уразумевают о себе, что они сыны Его, по Святому Духу, живущему в них». (Отечник. 601. Преподобного Исаии Отшельника Слово о страстях)

Авва Исаия, отшельник о чистоте сердца и бесстрастии стяжавшего Царствие Божие:

«Царство Божие есть истребление всякого греха. В сердце, в котором водворилось царство Божие, хотя враги стараются насеять зло, принося греховные помыслы; но помыслы эти, не находя в человеке никакого сочувствия, не приносят никакого плода». (Отечник, 455)

Св. Феофан Затворник называет духовное состояние стяжавшего Царствие Божие «выступлением из настоящего мира и вступлением в другой» - так велико отличие его духовной жизни от чувств любого другого человека:

"Взыскание того, чтобы проникла все наше существо Божия благодать, есть то же, что взыскание Царствия Божия". (Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться)
«Последний предел сего делания есть стояние в мире духовном, или как бы ощущение себя в нем. Именно: в отношении к вседержительству Божию бытие в таком ощущении, в каком дитя на руках матери; ко всезрительству Божию, в каком подданный пред царем; к домостроительству спасения, в каком воин в строю, или сын в доме отца, или искусник за делом, или как товарищ в кругу друзей, или как свой в своем семействе; к смерти и суду, как преступник, ждущий ежеминутного приговора; к раю и аду, как стоящий на самой узкой дощечке, с одной стороны коей — бездна, клокочущая огнем, а с другой — прекраснейший сад. Кого сподобит Господь все это восприять в чувство, о том надобно сказать, что он исшел из сего мира и пребывает в другом своим сознанием и сердцем, что он вошел в Царствие Божие или восприял его в себя. Царствие Божие внутрь вас есть. Это выступление из настоящего мира и вступление в другой должно быть поставлено целью и составляет предмет напряженного искания». (Путь ко спасению)

                2. Царство Небесное силою берется

Уже из описаний святыми отцами высоты духовных состояний тех подвижников, кто стяжал Царствие Божие, очевидно, что его достижение требует многих трудов, длительного аскетического подвига.

Казалось бы, все христиане знают, что «Царствие Небесное нудится». Но, как видно, не все понимают значение и степень необходимого подвига. На самом деле этот аспект обсуждаемого вопроса не незначителен. Многим «внешним» христианам, тем, кто ограничивается обрядовой стороной религии, он непонятен. Только тот, кто приступил к подвигу очищения сердца, начинает понимать, как огромен этот труд, какого долгого времени, каких тяжёлых усилий и какой всесильной помощи Божией он требует. Такой человек понимает, что «случайно» Царствие Божие никак не может возникнуть в нас. И никогда оно не «возникнет» в том, кто не подвизался ради него в борьбе «до крови и смерти». Так учат святые отцы:

Святитель Игнатий (Брянчанинов):
«Подвиг покаяния тягостен и труден для низринувшегося в смертные грехи, в плотское жительство и мудрование, для стяжавшего греховные навыки. Этот подвиг назвали Отцы кровопролитием и, приглашая к нему, произнесли изречение, по наружности жестокое: «Отдай кровь и прими Дух»».

Авва Дорофей:
«Итак, будем и мы понуждать себя, положим доброе начало, усердно пожелаем доброго; ибо хотя мы ещё не достигли совершенства, но самое сие желание есть уже начало нашего спасения; от этого желания мы начнём, с помощию Божиею, и подвизаться, а через подвиг получаем помощь к стяжанию добродетелей. Посему-то некто из отцов сказал: "Дай кровь и приими дух", т. е. подвизайся и получишь навык в добродетели».

Преподобная Арсения (Себрякова):
«Чистоту помыслов и чистоту чувств нетрудно приобрести уединением, чтением (духовным), упражнением в молитве; но чистота сердца многими смертями приобретается, она есть совлечение страстей».

Св. Игнатий (Брянчанинов) объясняет, почему борьба со страстями подобна борьбе смертельной:

«Призвав народ с учениками Своими, повествует Евангелие, Господь объявил им: «Иже хощет по Мне ити, да отвержется себе, и возмет крест свой, и по Мне грядет. Иже бо аще хощет душу свою спасти, погубит ю: а иже погубит душу свою Мене ради и Евангелия, той спасет ю» (Мк.8:34,35). Очевидно, что здесь требуется отвержение не бытия, а отвержение падшего естества, его воли, его разума, его правды. Грех и состояние падения так усвоились нам, так слились с существованием нашим, что отречение от них сделалось отречением от себя, погублением души своей. Для спасения души соделалось совершенною необходимостью погубление души; для спасения себя сделалось совершенной необходимостью отречение от себя, от своего падшего я, не сознающегося в падении. Доколе это я существует, дотоле Христос не может принести нам никакой пользы.

«Иже не возненавидит душу свою, не может быти Мой ученик» (Лк.14:26). «Иже не приимет креста своего и в след Мене грядет, несть Мене достоин. Обретый душу свою погубит ю: а иже погубит душу свою Мене ради обрящет ю» (Мф.10:38,39), засвидетельствовал Господь. …

Погубление души ради Господа есть отвержение разума, правды, воли, принадлежащих падшему естеству, для исполнения воли и правды Божией, изображенных в Евангелии, для последования разуму Божию, сияющему из Евангелия. Все, которые понуждали себя исполнять евангельское учение, опытно знают, как противоположны и враждебны Евангелию разум, правда и воля падшего естества. Примирение и соглашение — невозможны. Отвержение падшего естества есть неизбежная, осязательная необходимость спасения». (Св. Игнатий Брянчанинов. Аскетические опыты. Том 2. Слово о различных состояниях естества человеческого по отношению к добру и злу)

Св. Феофан Затворник при этом, говоря о том, что «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11, 12), обнадёживает:

«Поднимаете труды - «не всегда по влечению, а больше по принуждению». Таков уж закон- противиться себе в худом и нудить себя на добро. Сие и означают слова Господа, что Царствие Божие нудится, и нуждницы восхищают его. От этого и следование за Господом есть иго. Когда бы все делалось по влечению, какое бы было в сем иго? - В конце, впрочем, приходит, что все делается охотно и легко». (Письма)

                3. Противоречие догмату о повреждении нашего естества в падении (о всеобщности первородного греха), догматам об искуплении, о спасении, о Церкви, о таинствах

Первородный грех положил преграду греха между человеком и Богом, преграду, которая препятствовала Святому Духу действовать, обновляя, очищая и спасая, в душе грешника.

Церковь учит, что все люди без исключения наследуют первородный грех, и для воссоздания человеческого естества, для спасения людей от вечной смерти потребовалось пришествие Самого Бога на землю, - воплощение Сына Божия и искупление Им человечества Крестной жертвой.

Только благодаря искуплению - освобождению Спасителем человека от греха, от надлежащего (по суду Правды Божией) осуждения и от смерти как духовной, так и физической, - для нас стало возможным богообщение, Святой Дух сошёл на апостолов, и с тех пор снисходит на всех членов Христовой Церкви, освящая и обновляя человеческое естество, возрождая его для Царствия Небесного.

Обратимся снова к святым отцам.

Св. Симеон Новый Богослов:

«Так как Адам подпал клятве, а через него и все люди, от него происходящие, приговор же об этом Божий никак не мог был уничтожен; то Христос бысть по нас клятва, чрез то, что повешен был на древе крестном, чтоб принести Себя в жертву Отцу Своему, как сказано, и уничтожить приговор Божий преизбыточествующим достоинством жертвы...”.

"Диавол, правда, как слепой и бессмысленный, восстал против Него бранью. Но это попущено было для того, чтобы совершилось некое великое и страшное таинство, именно, чтобы пострадал Христос безгрешный, и чрез то получил прощение Адам согрешивший. …

В чем же это домостроительство? Одно Лицо Святой Троицы, именно Сын и Слово Божие, воплотившись, принес Себя плотию в жертву Божеству Отца и Самого Сына и Духа Святаго, чтобы благоволительно прощено было первое преступление Адама ради этого великого и страшного дела, то есть ради этой Христовой жертвы, и чтобы силой его совершалось другое новое рождение и воссоздание человека во святом крещении, в коем и очищаемся мы водой, срастворенной с Духом Святым".

Св. Феофан Затворник излагает основы догматов об искуплении, о спасении, о Церкви и таинствах:

«Господь наш Иисус Христос, Бог и Спаситель, совершив на земле о нас Божественное смотрение, вознесся на Небеса и ниспослал от Отца Всесвятого Духа, потом с Ним, по благоволению Отца, через святых апостолов устроил на земле святую Церковь под Своим главенством. И в ней совместил все необходимое для нашего спасения и сообразной с ним жизни, так что теперь через нее уже ищущие спасения получают от Него и искупление с отпущением грехов, и освящение с новой Жизнью. В ней поданы нам все Божественные силы, и знание, и благочестие и дарованы честные и великие обетования. И если мы в силу этого постараемся украситься всякой добродетелью, то нам, без сомнения, обильно преподается вход в вечное Царство Господа нашего и Спаса Иисуса Христа (2 Пет. 1, 3-11)».  «О том, что благодать Св. Духа, как сила во спасение, необходима для нас и что только она одна сильна содевать в нас спасение наше, почти нет спорящих. Но о том, как получается и приемлется благодать, есть спорники. …есть такие мудрецы, которые утверждают, что только уверуй, и благодать Божия тотчас войдет и вселится в тебя. Так вот знай и твердо держи то убеждение и ту веру, что благодать Св. Духа не иначе подается и принята быть может, как чрез таинства, самим Господом учрежденные в Церкви руками св. апостолов».

В.Н. Лосский: "Искупление ... определяется несколькими моментами, все более и более раскрывающими полноту Божественного присутствия. Это прежде всего устранение радикальных преград, отделяющих человека от Бога, и, главным образом, того греха, который подчиняет человечество диаволу и делает возможным владычество падших ангелов над земным космосом. Освобождение плененной твари сопровождается, далее, восстановлением ее природы, которая снова становится способной воспринимать благодать и шествовать "от славы в славу", вплоть до уподобления, в котором она воспринимает природу Божественную и делается способной преобразить весь космос".

Сам Господь Иисус Христос свидетельствует, что оправдывающее и спасающее освящение верующих, освобождение их от власти первородного греха стало возможно только после искупления Им людей:

"Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо ещё не было на них Духа Святого, потому что Иисус ещё не был прославлен" (Ин 7,39).

Св. Игнатий (Брянчанинов), говоря о сошествии Святого Духа на Богородицу и апостолов, в соответствии с догматом о повреждении нашего естества в падении (о всеобщности первородного греха) и догматом об искуплении подчёркивает принципиальную разницу в действии благодати до и после искупления, что означает для всех христиан последующих времён - до и после крещения:

«Сошествие Святаго Духа на Приснодеву совершилось дважды. В первый раз нисшел на нее Святый Дух после благовестия, произнесенного архангелом Гавриилом, очистил ее, чистую, по человеческому понятию, соделал благодатно-чистою, способную принять в себя Бога-Слово и соделаться Его Матерью. Девство ее запечатлено духом: она, доселе хранившая себя чуждою от всякого помысла и ощущения сладострастного, соделалась неприступною для этих помыслов и ощущений. Таковою и подобало быть Деве, назначенной в служение Богу... Святый Дух при первом наитии на Пресвятую Деву соделал ее способною к такому высочайшему служению, достойною этого высочайшего служения. Во второй раз нисшел Святый Дух на Деву в день Пятидесятницы, когда Он нисшел на святых апостолов, с которыми Богоматерь неразлучно пребывала по вознесении Господа на небо (Деян. 1, 14). Тогда Святый Дух разрушил в ней владычество вечной смерти и первородного греха, возвел ее на высокую степень христианского совершенства, соделал ее новым человеком по образу Господа Иисуса Христа. Господь, поправ смертью смерть и воскресив в Себе и с Собою род человеческий, во-первых, даровал воскресение душою Своей пречистой Матери и Своим апостолам в день Пятидесятницы. … Может быть некоторым покажется непонятным, почему при первом наитии Святаго Духа на Деву не совершилось разрушение в ней вечной смерти? Отвечаем: это разрушение вечной смерти было плодом искупления: прежде, нежели совершилось искупление, оно не могло иметь места. Так и святые апостолы, хотя получили прежде обновления своего различные благодатные дары, как-то: исцеления недугов, изгнания бесов и воскрешения мертвых, но разрушение вечной смерти, переход от ветхого человека к новому, от состояния душевного к духовному совершился для них в день Пятидесятницы, был последствием искупления (Ин. 7, 39)» (Изложение учения Православной Церкви о Божией Матери).

Свят. Серафим (Соболев) пишет о действии спасающей благодати, которая даруется только после искупления, и только в Церкви:

«…надо различать два вида благодати: благодать внешнего промышления, через которую Господь действует во всем мире или непосредственно, или посредством ангелов, людей и даже видимой природы; и благодать, как внутреннюю божественную силу...

Она действовала в жизни первых людей в раю и была источником их истинного ведения, святости и блаженства. После же падения наших прародителей она оставила их, и потребно было Спасителю воплотиться, пострадать, умереть и воскреснуть, чтобы сия благодать опять была дарована людям.

Эта милость Божия и излилась на нас, когда, по обетованию Христа, Дух Святый в Своей многообразной благодати сошел на апостолов, как истина (1 Ин. 5, 6; Ин. 5, 26; 16, 13), как сила (Деян. 1, 8) и как утешение (Ин. 14, 16, 26; 15, 26; 16, 7), или божественная радость. С тех пор благодать Св. Духа стала подаваться верующим в Церкви через таинства Крещения и Миропомазания для возрождения.

Как возрождающая божественная сила, она стала царствовать внутри нашего существа, в самом сердце человека. До появления этой благодати, как учит великий из св. отцов блаженный Диадох, в сердце царствовал грех, а благодать действовала совне. А после явления благодати грех действует на человека совне, а благодать — в сердце. В этом, между прочим, состоит различие между Ветхим и Новым Заветом".

Св. Игнатий (Брянчанинов) пишет о благодатном очищении первородного греха в таинстве крещения:

«Искуплением обновлено человеческое естество. Богочеловек обновил его Собою и в Себе. Такое обновленное Господом естество человеческое прививается, так сказать, к естеству падшему посредством крещения. … При крещении изливается на человека обильно благодать Всесвятого Духа, которая отступила от преступившего заповедь Божию в раю, от последовавшего греховному разуму и воле падшего ангела. Благодать снова приступает к искупленному кровью Богочеловека, к примиряющемуся с Богом».

Св. Феофан Затворник также говорит о том, как в таинстве крещения человек освобождается от власти первородного греха:

«Аще кто во Христе, нова тварь, - учит Апостол (2 Кор.5, 17). Сею новою тварию христианин становится в крещении. Из купели человек выходит совсем не таким, каким туда входит. Как свет тьме, как жизнь смерти, так крещеный противоположен некрещеному. Зачатый в беззакониях и рожденный во грехах, человек до крещения носит в себе весь яд греха, со всею тяготою его последствий. Он состоит в немилости Божией, есть естеством чадо гнева; поврежден, расстроен сам в себе, в соотношении частей и сил … подчинен влиянию сатаны, который действует в нем властно, по причине греха, живущего в нем. Вследствие всего этого он, по смерти, неминуемо есть оброчник ада, где должен мучиться вместе с своим князем и его клевретами и слугами.

Крещение избавляет нас от всех сих зол. Оно снимает клятву силою Креста Христова и возвращает благословение: крещеные суть чада Божии, как именоваться и быть дал им область Сам Господь. … (Рим.8, 17). Царство Небесное принадлежит крещаемому уже по самому крещению. Он изъемлется из-под владычества сатаны, который теперь теряет власть над ним и силу самовольно действовать в нем. Вступлением в Церковь, — дом прибежища — сатане заграждаются входы к новокрещеному. Он здесь как в безопасной ограде. …

Что происходит внутри? — Исцеление греховной болезни и повреждения. Сила благодати проникает внутрь и восстановляет здесь Божественный порядок во всей его красоте, врачует расстройство как в составе и отношении сил и частей, так и в главном направлении от себя к Богу — на богоугождение и умножение добрых дел. Почему крещение и есть возрождение или новое рождение, поставляющее человека в обновленное состояние. … Так вся деятельность человека силою крещения обращается от себя и греха к Богу и правде».

Итак, мнения о возможности Царствия Божия в некрещёном человеке противоречат христианскому вероучению, повреждают многие догматы.

Если бы человек не был искуплен Крестною жертвой Спасителя, он не мог бы получить спасающую благодать Святого Духа, как никто и не получал её в ветхозаветные времена. Лишь искупление открыло нам путь ко спасению в Церкви посредством таинств, учреждённых в ней Богом. Таким образом обсуждаемое мнение о том, что спасающая благодать может действовать в душах нехристиан, противоречит догматам об искуплении и спасении, о роли Церкви и таинств в благодатном обновлении человека. Оно отрицает смысл Жертвы Христовой: ведь если бы спасающая благодать Святого Духа была доступна внешним, не принявшим крещения, то зачем было воплощение Сына Божия, Крестная жертва, создание Церкви Христовой?

Но нет, путь ко спасению, к оживотворению, и освящению, и Царствию Божию есть только один – Христос. И к Нему приходят покаянием, крещением, благодатной жизнью в Его Церкви.

                4. Ересь, готовящая к пришествию антихриста и поклонению ему

Слово «ересь» действительно страшно. Но иначе не называется опровержение догматов, а в данном мнении опровергается, как видим, целый ряд основополагающих положений христианства.

Св. Игнатий (Брянчанинов) даёт исчерпывающее определение ереси:

«…название ересь усвоилось единственно произвольному и ложному учению о христианстве, отделявшемуся и отличавшемуся от учения Единой, Святой, Соборной, Апостольской Церкви. …Ересь есть прикровенное отвержение христианства».

И тому, кто провозглашает утверждения, противоречащие вероучению христианства и утверждающему, что они от Бога, отвечу не я, а св. Феофан Затворник:

«Здесь как Бог неизменен и неизменна природа наша, так неизменен должен быть и символ веры. Так это и есть. …

Теперь нет иного приступания к Богу, иного образа богоугождения и спасения, как тот, который Господом заповедан, Апостолами проповедан и содержим Святою Церковию.

Спаситель после того, как открыл нам волю Божию, не предуказал никакого изменения, а сказал: «Я с вами... до скончания века» (Мф.28,;20). Он с нами тогда, когда мы мыслим Его умом, живем Его жизнию, освящаемся Его силою. Значит, – как мы теперь веруем, так должно быть до конца мира. Сего ради Он учредил Церковь, коей «врата адова не одолеют» (Мф.16,;18), и узаконил, что, кто «Церковь преслушает, будет... как язычник и мытарь» (Мф.;18,;17), то есть погибший.

Итак, до самого скончания века мы не должны ожидать никакого нового откровения. Что же потому должно думать о том, кто пришел бы и стал уверять нас, что он приносит нам от Бога новое откровение? Мы должны почесть его лжецом и обманщиком. Если б даже он говорил, что ангел или какой-либо дух говорит ему, – и тогда надо с твердостию отвергнуть его, не допуская в себе раскрыться духу пытливости или каким льстивым надеждам. «Един Господь, едина вера, едино крещение» (Еф.4,;5), – учит Апостол. Какой еще иности в вере и богоугождении ожидать, желать и принимать нам?! И какая нужда нам слушать всякого встречного, тем паче, когда он … иной образ спасения – проповедует, его же не проповедали Апостолы, или «иного Духа» предлагает принять, коего не принимали доселе, или к «иному благовестию» склоняет, коего не было слышно прежде (2Кор.11,;4)? Какого еще нужно учения, когда то, которое мы содержим, так спасительно и так многообразно доказало свою спасительность?! К сему может располагать только праздное желание перемены.

Послушайте, что о сих духах, проповедниках новых учений, пишет апостол и евангелист Иоанн Богослов: «Возлюбленнии, не всякому духу веруйте, но искушайте духи, аще от Бога суть: яко мнози лжепророцы изыдоша в мир. О сем познавайте Духа Божия, и духа лестча: всяк дух, иже исповедует Иисуса Христа во плоти пришедша, от Бога есть. И всяк дух, иже не исповедует Иисуса Христа во плоти пришедша, от Бога несть: и сей есть антихристов, егоже слышасте, яко грядет, и ныне в мире есть уже» (1Ин.4,;1–3).

На это решительное слово Апостола не нужно других объяснений. Одно только надо пояснить: что значит «исповедовать Иисуса Христа во плоти пришедшего»? Это значит исповедовать, что мы пали в прародителях, так что сами собою восстановиться не могли. Единородный Сын Божий и Бог, Второе Лицо Пресвятой Троицы, воплотился ради нас и, пострадав плотию, оправдал нас пред Богом и благодать Святого Духа нам заслужил, которую приемля верою чрез Таинства во Святой Церкви мы освящаемся и получаем силу жить по Духу Христову, в исполнении Его заповедей, ради Коего чаем нескончаемой, блаженной Жизни в будущем. Вот что значит «исповедовать Иисуса Христа во плоти пришедшего».

Если какой дух начнет что-либо проповедовать отлично от сего, тот не от Бога, а есть «дух... антихристов». (Св. Феофан Затворник. Проповедь Неделю 12-ю по Пятидесятнице, 11.08.1863)

Тут стоит задуматься и повторить: св. Феофан говорит, что учение, противоречащее истинам всеобщности первородного греха, его неодолимости для человека, спасительного искупления нас Сыном Божиим, чем Он «благодать Святого Духа нам заслужил, которую приемля верою чрез Таинства во Святой Церкви мы освящаемся» - что противоречащее этим истинеам учение «есть «дух... антихристов»».

А обсуждаемое мнение, что Царствие Божие может быть в нехристианах – как раз и противоречит во всём этим истинам.

«Дух... антихристов». Это так не только потому, что это учение направлено против христианства, что оно отторгает людей от Христа, но ещё и потому, что антихрист будет использовать в своих целях именно такие учения, и создаст свою религию, основанную на мнении, что различные вероисповедания ничем принципиально не отличаются. Это будет синкретическая религия, которую он использует, чтобы все народы поклонились ему, признав своим богом.

Поэтому те, кто отрицает единственную спасительность Православия, кто учит, что Господь спасает и тех, кто находится вне Его Церкви, объективно работают для достижения этой страшной цели.

Об этом много пишут современные богословы, например:

Митрополит Мелетий Никопольский говорит о синкретической религии антихриста и о тех, кто её примет:

«Антихрист уравняет и унифицирует все существующие мировые религии. Он предложит усредненный вариант единой мировой религии, объединенной, «чисто духовной» церкви… 

Характерным признаком этой эпохи, по учению святого Иоанна Златоуста, будет то, что антихрист не только воссядет как бог в иерусалимском храме, но и повелит поставить свои изображения во всех храмах мира.

Многие из борцов за права человека окажутся его фанатичными сторонниками, потому что с самого начала своего владычества он будет стараться выглядеть добрым, усердным, демократичным руководителем человечества. Будем же осторожны — спасти и указать верный путь сможет только истинная вера во Христа и Его Церковь. …

Прикинувшись праведником, общественным деятелем, ратующим за всеобщую справедливость, равенство, братство, антихрист будет исподволь возбуждать сомнение в правоте христианства, призывать последователей всех религий объединиться, создать новую, «совершенную» форму духовной жизни, отказавшись от важнейшего элемента религии  — общественных богослужений. Он будет рядиться в тогу «великого посвященного», призывать всех «очиститься» и стать адептами «поклонения в духе». …

…все, кому чужда и ненавистна вера во Христа, единодушно объединятся под знаменами борьбы с «ретроградством» и «мракобесием». Глубоко уверовав в то, что наступающая эпоха станет золотым веком человечества и торжеством гуманности, они полностью покорятся власти антихриста и начнут ревностно уничтожать своих идеологических противников как врагов человечества (см. святителя Игнатия «О знамениях и чудесах»). (Печать антихриста в православном Предании)

Иеромонах Серафим (Роуз) разоблачает антихристов дух таких течений, как «харизматическое возрождение», нью-эйдж, и др., называя их с горьким сарказмом «новым христианством»:

«то, что сам этот «дух» не имеет ничего общего с православным христианством, как нельзя более ясно. ... Он оставляет позади весь монашеский аскетический дух исторического Православия… Он не удовлетворяется «консервативным христианством, которое направляет духовные усилия человека только к покаянию и спасению», но, … добавляет второй уровень «духовных» феноменов, ни один из которых не является христианским по своему характеру … к которым открыт доступ людям любого вероисповедания с покаянием или без оного, и все это без какой бы то ни было связи со спасением. … в полном противоречии с православной традицией и пророчествами.

[«новое христианство»]…оно уже принимает нехристианскую религию и само становится новой религией, … странно совмещающий «христианство» и язычество.

Странный «христианский» дух «харизматического возрождения» с ясностью определен в Священном Писании и в писаниях отцов Православия. Согласно этим источникам, в кульминационной точке мировой истории стоит … лжемессия, или антихрист.

Он будет «христианином» в том смысле, что все его дела и само его существование будут сосредоточены на Христе, Которому он будет подражать во всем, в чем возможно, и он будет не просто величайшим врагом Христа, но ради того, чтобы ввести в заблуждение христианина, будет принимать вид Христа, пришедшего на землю во второй раз и правящего из возрожденного храма в Иерусалиме. …

…большинство «христиан» примут его без всяких сомнений, потому что его «новое христианство» — именно то, чего они ищут. …Ни один «православный» «харизматик» и не подумает противиться наступающему «единению» с теми самыми протестантами и католиками…

«Дух», вдохновлявший «харизматическое возрождение», — это дух антихриста, или, точнее говоря, те «духи бесовские» последних времен, чьи «чудеса» приготавливают мир к приходу лжемессии. …

Это свойственно самой природе антихриста — представлять царство дьявола, как будто это царство Христа. Сегодняшнее [«новое христанство»], — все это предвестники религии будущего, …религии антихриста, и их главная «духовная» деятельность заключается в том, чтобы ввести в обиход христианства бесовское посвящение, до сих пор ограниченное лишь языческим миром.

Ответ Православия на всякое новое «возрождение», даже на последнее ужасное «возрождение» антихриста, — это Завет Христа, который только Православная Церковь хранит неизменным и передает преемственно от Христа и Его апостолов, и благодать Святого Духа, которую дарует только Православная Церковь и только своим верным чадам, которые приняли помазание и имеют истинную печать дара Духа Святого!» (Православие и религия будущего)

                5. Экуменическая еретическая проповедь

Итак, мы уже выяснили в предыдущей главе, что антихрист создаст свою синкретическую религию. Мы также убедились, что её основы подготавливаются уже сейчас, на наших глазах.

Этой подготовкой занимается и экуменическое движение.

«Современное экуменическое движение …подменяет вселенское единство в истинной вере чисто механическим соединением разных исповеданий, отпавших от Православия и чуждых ему», - пишут архимандриты Серафим (Алексиев) и Сергий (Язаджиев) в статье «Почему православному христианину нельзя быть экуменистом».

О том, что «экуменизм - это подготовка антихриста» пишет священник Даниил из Сату Маре, делясь собственным опытом:

«Этот экуменический фонд предложил мне стажировку на год. На своих молениях они говорили на языках… Я обнаружил, что их часовни напоминают нью-эйджевские: абстрактные символы, статуи в африканском стиле, экспрессионистские полотна вместо икон. Их новейшие храмы нью-эйджевской архитектуры годятся только на то, чтобы антихрист вольготно чувствовал себя в них. У меня было такое впечатление, что католическая церковь за десятилетия аджорнаменто была духовно и технически подготовлена к тому, чтобы принять антихриста. …

Они ничему не учились из Православия, это их даже не интересовало. Я пытался рассказать им о Силуане, Симеоне Новом Богослове, Стэнилоае, но это не вызывало у них интереса…

Экуменизм не оказал на меня заметного влияния … Но на других православных румын, поверхностно знакомых с Православием, оказал. Они не стали лучше как православные, но стали лучше как экуменисты. Сегодня их духовно готовят к принятию нью-эйдж, и когда появится антихрист, они сбегутся к нему, как мухи на мед, ибо подготовлены к принятию его идей…

Опасность экуменизма заключается именно в этом нью-эйдж, которое станет глобальной религией антихриста. … Опасности же экуменизма непомерны. Экуменизм – это ворота, которыми антихрист войдет в Церковь. …

Так кто же его примет? Не те ли, кто считает, что все религии хороши, а следовательно, логически, их сумма – нью-эйдж – лучше всего, поскольку содержит все их?

А кто не примет антихриста и его всемирной синкретической религии? Православные, подобные мне, которых будут обвинять в том, что они «фундаменталисты», «консерваторы», «устарелые», «отсталые», «талибаны», «реакционеры», «террористы».

Не удивляйтесь. Эти обвинения послужат оправданием великого гонения, какого еще не было и не будет, с ним завтрашнее нью-эйджевское большинство пойдет против православного меньшинства, «сопротивляющегося новому и упрямого».

Антихрист, когда придет… предложит планете мир, процветание… единую религию, хорошую для всех, прекращение религиозных конфликтов. Но, скажет он, кровавые войны между религиями не могут быть прекращены, пока фундаменталистское православное большинство не исчезнет навсегда. В противном случае он будет подвергать гонениям всех православных;

А теперь я спрошу вас всех: кто, вы думаете, примет его и кто, думаете, не примет? Думаю, примут его: все нехристианские религии, секты, большинство католиков, протестанты и та часть православных, которые теплохладны, легкомысленны, не держатся Православия на деле, а равно и экуменисты, духовно подготовленные принять его гениальные идеи о мире во всем мире и взаимопонимании». (Священник Даниил из Сату Маре. Из моего экуменического опыта. https://pravoslavie.ru/76079.html)

                6. Непонимание истинного смысла христианства и как следствие потеря благодати

В предыдущих главах я попыталась показать ошибочность обсуждаемых мнений с точки зрения христианского вероучения, их противоречие догматам. В этой главе хотелось бы разобраться, в чём заключается духовная опасность принятия экуменических мнений и в духовных причинах этого отклонения от православия.

Архимандриты Серафим (Алексиев) и Сергий (Язаджиев) в своей статье «Почему православному христианину нельзя быть экуменистом» предостерегают, что принятие экуменических учений является грехом, отступничеством, удаляет от Бога:

«Женевские экуменисты именуют экуменизм «движением Св. Духа в наше время» и считают, что можно говорить по-новому о Боге, о тайне Христа и в особенности о св. Церкви, открыто пренебрегая православными догматами, канонами и Священным Преданием. Но святое Православие не может согласиться с этим; оно не допускает новой редакции догматов, изменения канонов и измены вековым православным преданиям.

Каждое неправославное религиозное учение является небогоугодным и откровенно гибельным, ибо дерзновенно подменяет еретической ложью спасительное Богооткровенное учение. Этим оно гневит Бога и удаляет от Него. В Священном Писании Бог засвидетельствовал неоднократно, что не только подменяющие Его идолами, но и проповедающие о Нем неверно вызывают Его гнев. Вот что читаем в книге Иова: «Егда изглагола Господь вся глаголы сия Иову, рече Господь ко Елифазу Феманинину: Согрешил, еси ты и оба друзие твои: не глаголасте бо предо Мною ничтоже истинно, якоже раб Мой Иов» (Иов. 42, 7).

Духовно просвещенный христианин знает, как страшно поверить ложному учению о Боге, Который есть Бог истины (см.: Пс. 30, 6), как страшно искажать Божественные догматы, навлекая тем самым на себя праведный гнев Божий! Недаром св. апостол Павел советует своему ученику Тимофею: «Потщися себе искусна составити пред Богом, делателя непостыдна, право правяща слово истины» (2 Тим. 2, 15)».

Иером. Серафим (Роуз), анализируя экуменические заблуждения, ярко показывает, что признание спасительными и благодатными других религий – это смертный грех, отлучающий от Бога, лишающий благодати:

«В житии великого отца из египетской пустыни прп. Паисия Великого (19 июня) мы видим потрясающий пример того, насколько легко потерять благодать Божию. Однажды его ученик шел в город продать свои рукоделия. По дороге он повстречал еврея, который, видя его простоту, стал обольщать его, говоря: «О возлюбленный, отчего ты веришь в простого распятого Человека, когда Он вовсе не был долгожданным Мессией? Придет иной, но не Он».

Ученик, слабый умом и простой сердцем, начал прислушиваться к этим словам и допустил себя сказать: «Может быть, то, что ты говоришь, и верно».

Когда он вернулся в пустыню, прп. Паисий отвернулся от него и не пожелал сказать ему ни одного слова. Наконец, после долгих просьб ученика, святой сказал ему: «Кто ты? Я не знаю тебя. Мой ученик был христианином и имел благодать крещения, но ты не таков; если ты и вправду мой ученик, то благодать крещения покинула тебя и образ христианина взят от тебя».

Ученик со слезами поведал о своей беседе с евреем, на что святой ответил: «О несчастный! Что может быть хуже и зловреднее этих слов, которыми ты отрекся от Христа и Его Божественного крещения? Теперь ступай и плачь о себе как хочешь, потому что тебе нет места рядом со мной; твое имя вписано с теми, кто отрекся от Христа, и вместе с ними ты претерпишь и муки».

Услышав это осуждение, ученик преисполнился раскаянием, и по его неотступным мольбам святой затворился и молил Господа отпустить ученику его грех. Господь услышал молитву святого и даровал ему знамение о спасении ученика.

После этого святой предупредил ученика: «О чадо, вознеси славу и благодарение Господу вместе со мной, ибо нечистый богохульный дух отошел от тебя, и на его место снизошел на тебя Святой Дух, возвративший тебе благодать крещения. Так что блюди себя отныне, чтобы по небрежению и беззаботности сети врага не опутали тебя снова, и ты, согрешив, не унаследовал бы геенну огненную».

Характерное для ереси экуменизма заблуждение заключается в том, что Православная Церковь — не единственная Церковь Христова; что благодать Божия присутствует и в других «христианских» вероисповеданиях и даже нехристианских религиях, что узкий путь спасения, о котором учат святые отцы Православной Церкви, всего лишь «один путь из многих» путей к спасению; и что подробности верований человека в Христа столь же малозначащи, как и принадлежность к той или иной Церкви.

Не все православные участники экуменического движения целиком разделяют эти мнения (хотя протестанты и католики их, несомненно, разделяют); но самим своим участием в этом движении, включая и неизбежную общую молитву с теми, кто имеет ложные представления о Христе и Его Церкви, они говорят еретикам, наблюдающим за ними: «Может быть, то, что ты говоришь, и верно», так же, как и злосчастный ученик прп. Паисия. Ничего больше и не требуется от православного христианина, чтобы он потерял Божию благодать; а скольких трудов ему будет стоить возвращение ее!» (Православие и религия будущего)

Иеромонах Серафим (Роуз) проанализировал и причины возникновения такой «фальшивой духовности» среди христиан - он утверждал, что это «жизнь, сосредоточенная на себе и на самоудовлетворении» и как следствие «отторжение их от какого бы то ни было понимания духовной жизни»:

«Весьма показательно для духовного состояния современного человечества то, что «харизматические» и «медитационные» опыты начинают укореняться среди «христиан». Влияние восточных религий, вне всякого сомнения, плод усилий таких «христиан», но это только последствие более глубоких причин потери чувства и понимания христианства…

Жизнь, которую ведут большинство современных «христиан» — жизнь, сосредоточенная на себе и на самоудовлетворении, — стала настолько общим явлением, что она окончательно отторгает их от какого бы то ни было понимания духовной жизни; и когда такие люди обращаются к «духовной жизни», то лишь как к новой форме самоудовлетворения.

Это можно с ясностью видеть в абсолютно ложном религиозном идеале и «харизматического» движения, и «христианской медитации»: все они обещают (и незамедлительно обеспечивают) ощущение «довольства» и «мира».

Но это вовсе не похоже на идеал христианский, который, по меньшей мере, сводится к непримиримой брани и борьбе.

«Довольство» и «мир», которые афишируют современные «духовные» движения, — это явно результат духовного заблуждения, духовного самоудовлетворения и это совершенная погибель для духовной жизни, центром которой является Бог.

Все эти формы «христианской медитации» …не имеют ничего общего с христианской духовностью. Христианская духовность формируется из ревностной борьбы ради стяжания Царствия Небесного… и истинный христианский воин никогда не находит отдыха даже в предчувствии вечного блаженства, которое откроется ему в этой жизни; но восточные религии, которым не обетовано Царство Небесное, борются только за то, чтобы добиться психических состояний, которые станут началом конца в этой жизни. …

Несомненно, дело не в каких-либо открытых культах дьявола, которые всегда ограничены весьма узким кругом людей; это нечто более тонкое, о чем сознательному православному христианину даже страшно думать: это потеря Божией благодати, которая следует за потерей понимания смысла христианства. ...

…увы! Успех фальшивой духовности даже среди православных христиан в наши дни обнаруживает, до какой степени и они потеряли понятие о смысле христианства, и уже не могут отличить истинное христианство от псевдохристианства». (Православие и религия будущего)

Невозможно с этим не согласиться. Теории вроде той, разбору которой посвящена эта статья, могут возникнуть только на почве непонимания истинного смысла христианства как подвига покаяния, самоотвержения и борьбы со страстями, а спасения - как дара Божия тем, кто во всём следует воле Его, отвергая свою. Желание спокойствия, душевного комфорта и эйфории вместо жажды исполнения правды Божией в собственном сердце не может не увести от Бога на страну далече, к подменам смыслов и духовных реалий. Но цена этих подмен – вечная жизнь.

Поэтому хочется закончить эту статью горячим призывом отца Серафима (Роуза):

«В век почти всеобщей темноты и заблуждения, когда для большинства «христиан» Христом стал тот, кого православное учение называет антихристом, Православная Церковь Христова одна лишь хранит и передает Божию благодать. Это бесценное сокровище, о существовании которого даже не подозревают в «христианском» мире. «Христианский» мир воистину протягивает руку силам тьмы, чтобы соблазнить верных Церкви Христовой, слепо надеясь, что «имя Иисуса» спасет их даже в их отступничестве и богохульстве, пренебрегая страшным предостережением Господа: «Многие скажут Мне в тот день: Господи, Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Мф. VII, 22–23)».

«Лжепророки современности… громогласно объявляют о приближении пришествия «нового века Святого Духа… А это именно то, что в истинных православных пророчествах называется царством антихриста. …

Против этого мощного «религиозного опыта» и должны всерьез вооружиться настоящие православные христиане, в полной мере сознавая, что есть православное христианство и почему его конечная цель отличается от всех иных религий, «христианских» или нехристианских.

Православные христиане! Крепко храните благодать, дарованную вам; никогда не позволяйте ей превратиться в привычную обыденность; никогда не подходите к ней с чисто человеческими мерками и не требуйте от нее логичности или понятности для тех, кто не постигает ничего выше присущего человеку и кто надеется стяжать благодать Святого Духа иным путем кроме того, которым нам его передает Церковь Христова».