Как будёновцы арестовали Михаила Калинина

Владлен Дорофеев
Как будёновцы арестовали и чуть не расстреляли «всероссийского старосту» Михаила Калинина

О будёновцах во время Гражданской войны, и уж тем более позже, ходили разные слухи. И смельчаки, и защитники народа, и его грабители... Вот, к примеру, донесение сотрудника политической инспекции Юго-Западного фронта П.Я. Витолина в декабре 1920 года: «Настроение частей, как выразился один из ответственных партработников, боевое: бей жидов и коммунистов и спасай Россию. И, действительно, переплетаются эти два элемента. Армия боевая, но антикоммунистическая... Барахольство процветает. В ячейках появился даже целый ряд ответственных товарищей со следующими за ними тачанками с лисьими шубами и другим барахлом. Сметанники - обычное явление. Население, где проходили части 1 Конной, было в буквальном смысле терроризировано».
При этом критики забывали о главном: в рядах 1-й Конной армии и был простой народ. А отсюда и разные казусы происходили на фронте, порой анекдотические.
Вот, какой случай вспоминал бывший будёновец, гвардии генерал-лейтенант танковых войск Семён Моисеевич Кривошеин в 1969 году.

КРИВОШЕИН Семён Моисеевич (28.11.1899 – 16.09.1978 гг.), советский военачальник, участник Великой Отечественной войны, гвардии генерал-лейтенант танковых войск, Герой Советского Союза.
В июле 1918 года вступил в ряды Красной армии в качестве бойца-добровольца 107-го пехотного полка. В 1919 году Кривошеин перешёл в 12-ый кавалерийский полк и сражался против войск генерала А. И. Деникина, а в следующем году уже воевал в должность комиссара 31-го кавалерийского полка 1-ой Конной армии Юго-Западного фронта, стал участником войны против польских агрессоров. В ноябре 1920 года сражался против частей генерала П. Н. Врангеля в должности инструктора политотдела 6-ой кавалерийской дивизии. Кривошеин окончил Курсы командного состава кавалерии РККА и Военную академию имени М. В. Фрунзе.

Семён Моисеевич Кривошеин: «Я тогда служил в 6-й кавалеристской дивизии… К нам с инспекцией приехал Калинин… В конце речи своим тихим голосом спрашивает у командира дивизии:
- Иосиф Родионович, а не рассказать ли мне вашим бойцам, как ваши храбрые солдаты взяли в плен двух безоружных людей?
- Не надо, Михал Иванович, и так стыдно было слушать от вас…

КАЛИНИН Михаил Иванович (19.11.1875 – 3.06.1946 гг.), революционер, советский государственный и партийный деятель. С 1919 по 1946 год занимал должность главы государства в РСФСР и СССР - председателя ЦИК и Президиума Верховного Совета СССР, за что получил от Льва Троцкого прозвище - «всероссийский староста».

- Расскажи, расскажи, Михал Иванович, - заговорил Петровский, - пусть знают все о храбрых бойцах шестой дивизии.
- По заданию Владимира Ильича Ленина, продолжал Михаил Иванович. – Мы с товарищем Петровским поехали в Воронеж… А я и говорю, Григорий Иванович, давай-ка съездим к Буденному, сами посмотрим, мало ли нам что говорят. Сели мы в сани, дали нам тёплые шубы, закутались мы в шубы и едем. Метёт позёмка, холодно, воротники большие поставили и спокойно едем.
Вдруг останавливают. Окружают нас человек двадцать кавалеристы, да все большие, в шапках больших лохматых, да в бурках, да с винтовками, да с шашками. Один подъехал и спрашивает:
- Кто такие? Куда едите?
Я отвечаю, что я председатель ВЦИК, а это Григорий Иванович Петровский. Едем к Семёну Михайловичу Будённому. А Григорий Иванович показывает ему мандат и говорит:
— Вот, смотри, сам Ленин подписал.

ПЕТРОВСКИЙ Григорий Иванович (4.02.1878 – 9.01.1958 гг.), революционер, депутат Государственной думы Российской империи IV созыва, советский и украинский партийный и государственный деятель. Возглавлял народный комиссариат внутренних дел РСФСР, являлся председателем Всеукраинского революционного комитета, одновременно Всеукраинского ЦИК и ЦИК СССР. После переворота 1917 года при большевиках - наркомом внутренних дел, подписавший директиву о «Красном терроре» и приговор Фанни Каплан за покушение на Ленина, один из создателей милиции из рабочих и крестьян. В 1939 году его сняли со всех постов за попустительство «врагам народа» из числа украинской партийной элиты, но не репрессировали, а назначили заместителем директора Музея революции в Москве.

Человек смерил нас с головы до ног и обратно и закричал:
- Убери бумажку, гад! Бросьте мне мозги забивать! К белякам подаётесь?! Знаем таких, не первых встречаем предателей несчастных. Председатель! Какой ты председатель, когда у тебя охраны ни одного человека нет! Вот у нас в Митрофановке председатель, так тот куда бы не ехал, обязательно человек пять вооружённых с собой возьмёт. Тоже, председатель нашёлся! Снимай шубу, буржуй!
Потом повернулся к Григорию Ивановичу и говорит:
- А ты мне Лениным не тычь! Я тебе за него сей секунд голову сниму и в руки дам играться!
Выхватил шашку и начал ею рубить воздух. Аж свистит она у него в руках. Потом закричал:
- Вылезай кровососы из саней, будем вас в расход пущать!
Я вижу человек очень разволновался. Я ему говорю:
- Шубу возьмите, а на счёт расхода, чего вам торопиться? Вы отвезите нас к Семён Михайловичу, к Будённому. Он прикажет, там и пустите в расход.
Вылезли мы с Григорием Ивановичем из саней, сняли шубы. Этот начальник, очевидно, который кричал, взял мою шубу и крикнул:
- Ладно, учить меня будешь, чёрт бородатый! Гришка, возьми эту мандату, прочитай, что там написано.
- Верно, Сидор Поликарпович, Ленин подписал, - сказал Гришка, по слогам прочитав весь мандат, - а ещё там много чего написано, не поймёшь чего. Оказывать якусь помощь… Давай погоним до батьки Понаса, нехай вин читает и мучается с ным.
А Сидор Поликарпович тем временем мою шубу примеряет. Не знаю, подействовали на него слова Гришки о мандате или шуба узкая была, но во всяком случае он мне шубу бросил обратно, приказал её одевать, садиться в сани и ехать за ним.

Подъехали к дому Опонасенко. Доложили, что старшой разъезда 33 кавалеристского полка Птушко поймал на поле двух контра, бежавших к белякам.
Опонасенко подошёл к саням, я показал ему мандат. Он говорит:
- Михал Иваныч, да я вас знаю прекрасно, проходите, пожалуйста!
И набросился, начал кричать, ругать этого самого Птушко. Потом стал извиняться перед нами.
А извиняться и не нужно было, потому что товарищ Птушко всё делам правильно. Только опыты с шубой можно было не производить и так сильно не ругаться. А нам же, Григорий Иванович, впредь наука, чтобы в следующий раз ездить с охраной, как митрофановский председатель!».

Сегодня эти воспоминания С.М. Кривошеина кажутся не очень правдоподобными, но вот что сообщал в своём письме 4 марта 1920 года один из армейских руководителей К.Е. Ворошилов : «В силу ряда причин у нас по-прежнему процветают бандитизм, горлохватство и даже разбой. Нужны работники и ещё многое, чтобы избавиться от этих кошмарных явлений. Та обстановка, в которой находилась последнее время армия, конечно, была неподходящей для духовного возрождения.».

1-я Конная армия - временное высшее оперативное объединение кавалерии РККА Вооружённых сил Советской России, созданное в 1919 году во время Гражданской войны в России.

Подробности читайте в книге Владлена Дорофеева «Бесы "Кровавой Зари". Первая Русская революция в неизвестных воспоминаниях участников»: https://ridero.ru/books/widget/besy_krovavoi_zari/

Владлен Дорофеев