История возникновения товарных знаков в России

Геннадий Галифанов
Авторы: Галифанов Геннадий, Галифанов Руслан,
        Карлиев Реджеп, Галифанова Рената

           Анализ литературных источников свидетельствует, что современное российское законодательство о товарных знаках восходит к возникшему в быту клеймению товаров. Иными словами, клейма являются истинными прототипами современных товарных знаков, причем изначально клеймение товаров имело совершенно иное значение — оно диктовалось исключительно фискальными соображениями .
           В частности, согласно принятому в России 22 апреля 1667 г. Новоторговому уставу, русские товары должны были быть представлены в таможню для уплаты пошлины, после чего на них проставлялись клейма и печати, удостоверяющие ее уплату. В отношении же зарубежных товаров (ткани, золото, серебро) требовалось, чтобы на них были изначально проставлены клейма о производителе, что обеспечивало государственным органам контроль над ввозом в страну заморских товаров.
          При Петре I с целью стимулирования развития промышленности крупные заводчики и фабриканты были освобождены от обязанности клеймения товаров и уплаты пошлин. Однако впоследствии указом Сената от 13 марта 1744 г. было предписано «материи и всякие вещи тщиться приумножать и в лучшую доброту приводить, дабы со временем впредь заморских товаров не ввозить, и можно было бы довольствоваться своим без нужды». При этом было установлено, что для бесспорного отличия национальной продукции от зарубежной выбивать на краях материи обозначение «российская», а также наименование фабрики и города, где произведен товар . Для тех товаров, на которых выбивать обозначения было невозможно, предписывалось проставлять клеймо сургучом или иным способом с использованием собственной печати фабрики. Уместно отметить, что в тот период российские полотняные ткани считались лучшими в мире, в связи с чем английские фабриканты занимались подделкой российских клейм на своих полотнах, чтобы с выгодой для себя продавать их в других странах.
            Вместе с тем выполнение требований указа Сената 1744 г. было сопряжено со значительными трудностями, поскольку отсутствовали четкие правила клеймения товаров. Поэтому ни одно из административных учреждений того времени не было способно проконтролировать ход выполнения указа и дела по его неисполнению возбуждались в основном на основании частных доносов. К примеру, первое дело по преследованию фабриканта за несоблюдение правил наложения фабричного клейма было возбуждено в 1753 г. по доносу Ивана Овошникова. Он обратился с доносом в Большую московскую таможню о том, что с московской и вязниковской фабрик в Санкт-Петербург отправлены полотняные товары, не имеющие узаконенных клейм. По данному делу Сенат указал на необходимость и обязательность, под угрозой штрафа клеймения материи с обоих краев.           Начиная с 1778 г. отношение российского законодателя к клеймению товаров меняется. Теперь клейму придается настоящее значение знака, информирующего потребителя о фабриканте и качестве товара. Однако такое положение было непродолжительным, поскольку в последующем клеймение снова стало использоваться в качестве фискальной меры.
           В 1783 г. указом Екатерины II на отечественных фабрикантов была возложена обязанность иметь свои особые печати для проставления их по краям материи с целью удостоверения ее российского происхождения. Однако непосредственно сам закон о товарных знаках, носивший название закона «О товарных клеймах», был принят лишь в 1830 г. С этого момента подделка чужого товарного клейма стала рассматриваться как уголовно наказуемое деяние. Одновременно с этим с 1830 г. российское правительство специальным указом выбрало путь поощрения тех, кто клеймил свои товары, и, в частности, были установлены требования к клейму, на которое выдавалось соответствующее свидетельство о регистрации. Упомянутый указ был, безусловно, прогрессивным шагом на пути развития российского законодательства об охране промышленной собственности. Таким образом, можно полагать, что с 1830 г., когда клеймение из обязательной меры превратилось в добровольную, оно стало приобретать функции индивидуализации производителя и качества товара.
         В 1857 г. появляется Положение о преследовании за подделку зарегистрированных фабричных клейм и знаков. В последующем, после отмены в 1861 г. крепостного права, началось интенсивное развитие производства, которое привело к необходимости принятия закона о торговых марках. С этой целью в 1880 г. Министерством финансов был разработан и в 1896 г. вступил в действие закон «О товарных знаках (фабричных и торговых марках и клеймах)», который впервые легализовал товарный знак как средство индивидуализации товаров. Согласно указанному закону товарными знаками признавались «всякого рода обозначения, выставляемые промышленниками и торговцами на товарах или на упаковке и посуде». Использование товарного знака признавалось правом, но не обязанностью лица, кроме случаев, специально установленных законом (клеймение изделий из золота и серебра, обязательная маркировка табачных и водочных изделий и пр.).
          Законом запрещалось использовать товарные знаки с аморальными надписями и изображениями, являющимися мерзопакостными, богохульными, либо заведомо ложными или вводящими покупателей в заблуждение, а также не удовлетворяющими ряду других требований. При этом деловые люди могли иметь по несколько товарных знаков для разнородных и разносортных товаров, право на которые выдавалось сроком на 10 лет на основании их регистрации в Министерстве торговли и промышленности с возможностью продления товарного знака на новый срок. Важно подчеркнуть, что выдача свидетельства на товарный знак не лишала других лиц права в течение трех лет со дня публикации свидетельства о регистрации товарного знака оспаривать в суде правомерность этой регистрации.
        В настоящее время в России сохранилось небольшое число товарных знаков, получивших известность до 1917 г. и сохранившихся до наших дней. Среди них журнал «Вокруг света», крупа «Геркулес», минеральная вода «Боржоми», художественные изделия «Фаберже», табачная продукция «Ява», обувь «Скороход», а также наименования мест происхождения традиционных ремесел «Гжель», «Гусь-Хрустальный», «Вологодские кружева» и др. .
           С 1917 г. наступает новый этап в развитии законодательства о товарных знаках. В 1922 г., в период перехода к новой экономической политике (НЭП), издается декрет СНК РСФСР «О товарных знаках». Декрет допускал в качестве товарных знаков использовать клейма, пломбы, ярлыки, виньетки, обложки, рисунки ит. п. Разновидностями товарных знаков признавались девизы, оригинальные слова, сочетания слов и начертания, а также содержались запрет на использование зарегистрированных на имя иных лиц товарных знаков и ряд других требований, которым должны были соответствовать товарные знаки.
            В 1936 г. ЦИК и СНК СССР принимают совместное постановление «О производственных марках и товарных знаках», согласно которому все предприятия были обязаны снабжать выпускаемые изделия информацией о наименовании предприятия, его местонахождении, сортности товара и т. д. Кроме того, предприятия наделялись правом маркировать указанные изделия  оригинально оформленными отличительными знаками (товарными знаками).
Постановлением СНК СССР от 4 марта 1940 г. регистрация товарных знаков была возложена на Народный комиссариат торговли СССР, а с 1959 г. — на Государственный комитет СССР по делам изобретений и открытий.
            После Второй мировой войны в связи с беспрецедентным ростом международной торговли применение товарных знаков так прочно вошло в жизнь, что потребители их порой вроде бы и не замечают. Тем не менее их значение в сфере производства товаров и услуг настолько возросло, что возникло понимание о невозможности ведения без них эффективного производства и торговли, в том числе получения весомой прибыли и известности среди потребителей. В эти годы наиболее качественные изделия начинают маркироваться одновременно с товарным знаком также знаком качества в виде стилизованного изображения пятиконечной звезды с вписанной в нее буквой К, повернутой на 90 градусов. Такие товары стали естественно узнаваемы на рынке и закономерно вызывали к себе доверие у подавляющего числа покупателей.
          В 1960–1980-е годы появляются новые правовые документы, регламентирующие вопросы использования товарных знаков. В 1962 г. Совмином СССР принимается постановление «О товарных знаках», которым предприятиям предписывается в обязательно порядке маркировать выпускаемые изделия зарегистрированными в Государственном комитете СССР по делам изобретений и открытий товарными знаками или проставлять их на упаковке товаров. Пунктом 3 указанного постановления устанавливался запрет на использование в качестве товарных знаков государственных гербов, знаков международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца, знаков международных организаций, олимпийской символики, общеупотребительных обозначений и т. д. Этим же постановлением устанавливался десятилетний срок действия товарных знаков с последующим сроком продления на последующие 10 лет.
          В 1965 г. Советский Союз присоединился к Парижской конвенции по охране промышленной собственности и ратифицировал Мадридскую конвенцию о международной регистрации товарных знаков. В 1974 г. Государственный комитет Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий утвердил новое Положение о товарных знаках, в котором были отражены общие принципы правовой охраны и регистрации товарных знаков, уточнены предъявляемые к ним требования, а также регламентирована процедура их регистрации и порядок использования.
          После распада СССР в 1992 г. был принят закон Российской Федерации «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», действие которого прекратилось 1 января 2008 г. в связи с вступлением в силу части 4 Гражданского кодекса, включающего в себя все объекты интеллектуальной собственности.

Литература:

1. Кононенко Р. Предпосылки возникновения понятия товарного знака в России // Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. — 2013. — № 2. — С. 54–60.
2. Неболсин А. Г. Законодательство о фабричных и торговых клеймах в России и за границей. — Спб. : Типография В. О. Киршбаума, 1886
3. Восканян Р. С. Охрана товарных знаков при переходе к рыночным отношениям // Патенты и лицензии. — 1997. — № 11. —С. 5–12
4. Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть четвертая) (статьи 1225–1551) : федер. закон (принят Гос. Думой 24 нояб. 2006 г. ; по сост. на 1 июля 2017 г.). — СПС КонсультантПлюс