Нравственная неполноценность

Панкратов Владимир
  (Эпизод произошёл ровно на Сретение, что удивительно).

   Вот это определение, с годами, я всё чаще и чаще невольно примеривал на себя, как костюм перед зеркалом. И приходил к выводу что, сидит он на мне, уже не болтаясь, как раньше, а всё больше становится впору. Отчего так - смотря репортажи о людях, которым в данную минуту тяжело безмерно, одним морально, другим физически, я чувствую волну такой жалости, что продолжать досматривать, просто не имею сил, но в то же время, сталкиваясь в повседневной жизни с подобными явлениями, остаюсь почти равнодушным? Разве такое возможно? Всплыло воспоминание кого-то из известных литераторов начала века о том, как Горький и Чехов прогуливаясь по бульвару поздней осенью, увидели пьяного лежащего посреди грязной лужи. Один из них, предложил вынести подгулявшего хотя бы на сухое место, чтоб не замёрз… Но услышал потрясающий ответ: «Так ведь можно и туфли запачкать». Туфли эти, возможно из одного гардеробчика, что и костюмчик мой, который перед зеркалом прикидываю…
  А сегодня, случился эпизод, показавшийся мне знаковым. Несколько лет назад попрощавшись с мегаполисом, уехал на природу, на дачу, благо дом приспособлен к проживанию. Стоит он метрах в пятнадцати от леса, в который зимой, как сейчас, войти не возможно – сугробы. И вот утром, как обычно, прямо с постели едва накинув лёгкий свиторок, выскочил на минуту наружу, дымоход в камине прогреть обрывком горящей бумаги, инче не запалить, чад по всему жилищу. И вдруг, слышу за воротами голос. Открывать страсть как не хотелось, ну какой нормальный в такую рань припрётся? А я ни кофе не испил, ни сигаретки заветной не выкурил, да и рожу свою не ополоснул положа руку на сердце. Но, блин, любопытство заставило нагнуться и заглянуть под воротину. Вижу чьи-то ноги. Открыл скрипя петлями и зубами… Ба! Человек!  Как из сказки. Роста среднего, но сгорбленный и от того, чуть ли карликом показавшийся. Вес тела на сучке вроде клюки держится. Куртка и ботинки не то что приличные, но вида не бомжарского. Образ его, скорее не человека напоминал, а существо из леса. Но существо подняло голову смотрящую вниз и заговорило по-человечески, сгружая слова точно ношу, из последних сил.
- Вызовите такси. До города. Я в лесу тут всю ночь ходил. Заблудился. Змёрз сильно.
Мне бы распахнуть ворота, да в дом его, да чаем горячим… Но в дом, рванул я один. Крикнул жене вбежав: «Как такси вызвать?»
- Зачем тебе?
- Объяснять некогда, номер такси у нас есть?!
- Нет.
После её слов я понял – везти придётся самому. В чём был, без верхней одежде и в домашней обуви, в которой по улице делал обычно несколько шагов, до дымохода, и снова выскочил обратно. Открывая воротины увидел, гость мой оставил свою клюку в сугробе, а сам пошатываясь подался назад в ожидании. Я крикнул высунувшейся жене: « Закрой ворота!» и мы поехали.
До города вёрст пятнадцать и всё время, этот странный пассажир, что-то невнятно бубнил про себя, говоря кусками связанными мыслью внутри себя, но не связанными друг с другом. Каждый кусок из фраз был совершенно самостоятельный. Пригнувшись и поглаживая ботинки в которых были всунуты ноги, наверняка потерявшие чувствительность, спросил: «Болеть будут?»
- Будут. Ты как тут оказался?
   Из набора оброненных слов, примерно понял, что он, с другом «наркушей» выдвинулся за «закладкой» в соседний дачный посёлок, так же окружённый лесным массивом, но по какой-то причине, друг исчез. По началу думал врёт, но когда услышал, что он прошёл два леса, понял – нет. Действительно, недалеко была огромная вырубка разделявшая единый лес на две части. Но в тех местах из-за бурелома и летом то пройти невозможно. Посмотрел на термометр, тот показывал минус три за бортом. Не лютая стужа конечно, но один бес, всю ночь пробродить в ботинках по сугробам… Это нечто! Парень пытался меня успокоить, поясняя, что сам он не наркоман, показал паспорт, увидев под торпедой авторучку лежащую на бумажном листке, взял её трясущимися руками, нацарапал свой телефон и всё бубнил и бубнил.
   А я, ловил себя на мысли, что сострадания, не чувствую совершенно! И делаю всё, не потому что жаль человека, а потому, что считаю, что так надо делать. Хотелось лишь одного, побыстрее выполнить взятую на себя обязанность и вернуться к привычному ритму собственной жизни.
   В городе он попросил подвезти не к больнице или собственному дому, а к дому своего друга, который его бросил. Я так и сделал, без лишних вопросов.
   Всю дорогу обратно, не покидало чувство негатива к себе, будто заглянул в зеркало с похмелья. Когда подъезжал к дому, увидел вышедшего соседа с лопатой, он частенько зимой наведывался. Тот махнул рукой и спросил: «Ну как там на воле?» Имея ввиду цивилизацию, начинавшуюся через четыре километра, от первой автобусной остановки. Я в двух словах описал событие. Впечатление мой рассказ не произвёл. Сосед только удивился спросив, куда я довёз страдальца, до остановки?
- До города. Как же ему на остановке с обмороженными ногами автобуса ждать?!
   И тут услышал ответ не менее потрясающий чем, прозвучавший сто с лишним лет назад, возле лужи с пьянчугой: «Делать тебе нечего».
   В дом я вошёл с улыбкой, с порога озадачив жену.
- Дай-ка, что ли рюмашку махну…Отмечу.
- Что отмечать собрался?
- Радость, родненькая, радость! Я-то оказывается не последний ещё …
Жена с сомнением покачала головой.
- Дурак не дурак…?

16.02.2023.