Очередь

Тамара Гуляева
 Окончен рабочий день и с коллегой возвращаемся  домой. Зимние сумерки, дует сухой,морозный ветер - вылизывая мелкий сыпучий снег с черных плешин асфальта, кое-где  освещают дорогу  одиночные фонари. На улице ни души, хотя обычно в это время  шумная детвора вываливается из школ. Рабочие, притомлённые от физической работы, увесисто переставляют ноги и их шаги слышно за версту.
 -Странно, куда народ то делся?! - удивленно спрашивает коллега, ёжась от холодного ветра.
-Слушай, однако, я поняла, где народ.
 -И где же? - допытывается она.
- Сегодня подтоварка  в магазине № 6.
- То есть в шестерке? - уточняет и предлагает:
 - «Освежимся» в очереди? Мне нужна морозильная камера, какой год гоняюсь за ней по торговым  точкам, может сейчас повезет.
 
На  прилегающей площади  к магазину толпа народа, терпеливо ожидающая, когда продавцы закончат  « разборку товара». Никто не знает, что будет в продаже, но очередь  формируется.  Мы тоже заняли место. Магазин хозяйственный, поэтому если не достанется морозильной камеры, а мне микроволновки, приобретем что-то другое: шампунь, посуду, туалетную бумагу. Да и  многое другое, чего не можешь приобрести в свободной торговле.
У Советского народа, в вопросе  очередей, накоплен огромный опыт-
 Фиксированные государственные цены и стабильная заработанная оплата труда, обеспечили доход и даже рост благосостояния граждан, который не совмещался  с непредсказуемостью каждого похода в магазин. Навык быть покупателем имел мало общего с рациональным планированием покупок и тем более с каким-либо выбором. Приходилось «брать что дают», стоять в многочасовых очередях за тем, что «выбросили», по возможности закупать товары повседневного потребления «впрок», «на вырост», запасаться «к праздникам» вне зависимости от того, как скоро наступит праздничная дата.
 
 Очередь - интересное явление!  Взращенная на путях движения к Коммунизму. Она вошла прочно в систему  бытовой жизни каждого человека, без нее нельзя было получить  ни какую услугу от Государства: без очереди на квартиру, в детский сад, стоять в очереди на автомобиль, бытовую технику , мебель, продукты и так далее. Но самая привлекательная  и разносторонне развитая -  живая очередь! И неважно к билетной  кассе или в торговой точке.
 Через  полчаса  с двери магазина сняли замок  и тут началось! Первоочередные, одетые в зимнюю одежду и оттого непривычно медвежковатые, тесненные толкучкой, рванулись одновременно группой в проем  двери и застряли, мощная сила сгруппирована очередью,  напористо сзади под нажала и передние влетели в торговый зал, снеся прилавок вместе с продавцом. Продавец  в панике кричит:-  Милиция, милиция, где милиция!? Из очереди к продавцу:
- Прекрати вопли и открывай торговлю. Кто-то из мужчин добавляет:
- Что первый раз замужем? Продавец, сдобная, румяная блондинка, с откровенно ласковыми глазами, взглянув на  очередь:
- Хотя-бы и первый. 
Народ  успокаиваясь,  выстраивается в последовательности,  в одну линию. Очередь – живой, интересный организм! С характером. Будет ли она благородной, терпеливой, вежливой или безрассудно хамской, время покажет. В переполненном людьми торговом зале  по степенно  смолкли разговоры, установилась тишина. Очередь  дышит спокойно, покашливает, чихает, но очень бдительно и ревностно следит за работой продавца. Мужчина с конца очереди  кричит:
 –   смотрителя поставить к прилавку, чтобы наблюдал за отпуском товара в порядке очереди и продавец не продавал  « блатным».
-Но, а ты куда лезешь? старая  морда! – возмущается мужской голос из очереди.
- Это вы ко мне? - спрашивает мужчина с бритой головой
- К вам, к вам!»- уточняет голос .
- Я еще не старик! И у меня ни морда! А лицо! Ты в зеркало то себя видел? - на эмоциях защищается мужчина. Продавец  понимает, что с этой очередью «шутки плохи» и старательно, в порядке очереди, обслуживает покупателя. Составляющие очередь в основном мужчины и уже показали свое «уважение» к себе подобным.

Между двумя мужчинами завязался разговор: - Хочу поговорить с вами о роли  поведения человека в нашей жизни. Начну издалека. Когда вам нахамят, нервничаете?
-Да - отвечает другой.
-Вот  как-то стою в очереди за колбасой для семьи, вдруг впереди очереди хам лезет к прилавку, взял  последний килограмм и тут же начал есть, откусывая кусками, а все очередные молчат, но я не выдержал и плюнул ему в лицо, завязалась потасовка, нас вытолкнули из магазина. Выясняя отношения, не заметили огромного  пса, пристегнутого к перилам крыльца. Мужчина ругаясь, язвительно размахивает сеткой с колбасой перед моим лицом. Не заметили как пес, раздражаясь от запаха, и  резкого движения,  лапой зацепил сетку и  вырвал из рук моего противника . Наступил на добычу передними лапами и рыча рвет ее на части. Я  кричу: - Чья собака! Вышла женщина из магазина:- Моя собака. А что случилось? Мой противник   обмяк, выпустил из рук мою рубашку :- Она съела мою колбасу. Женщина ехидно улыбнулась:
- Правильно, что съела вашу колбасу! Иначе вы бы получили,  в лучшем случае, по пятнадцать суток, а в худшем, по году исправительных работ. А теперь спокойно идите по домам.
-  Смотрите, смотрите! А это  « лоханка» на четвереньках, между ног пробирается к прилавку. – голос из очереди. Очередные вытаскивают худощавую, небольшого роста женщину, которая чуть не плача объясняет свою ситуацию:
-  В семье пять малолетних детей, муж инвалид, мне тяжело на руках их обстирывать, не могу достать стиральную машину. Очередь притихла, женщина, следившая за порядком, обращаясь к присутствующим:
 -   Вне очереди пропустим многодетную Маму? Очередь молчит, каждый питает надежду приобрести необходимую вещь, хотя на всех очередных и не хватит стиральных машин, морозилок и т.д., но надежда умирает последней. Первоочередной мужчина  передает свой номер многодетной маме, и очередь облегчённо вздыхает. С этого момента благородством пропиталась очередь и в душах, составляющих её, проснулась глубоко дремавшее чувство сострадание, любовь и уважение к  ближнему и каждому казалось, как будто  он совершил  благородный  поступок и « бытовое хамство» в очереди прекратилось. Тамара Великжанина