Предыдущая страница
Как видно по архивным материалам о судьбе капитана Белана Петра Яковлевича, он с ноября 1934 г. – в Забайкалье и до самой безвременной кончины в январе 1973 года – в Рязанской области, нес службу в кавалерийских подразделениях РККА-СА, работал еще в разных конезаводах Ставрополья, УССР, во ВНИИ коневодства СССР.
В частности, работая с 1938 по июль 1947г.в должности начальника Конной части Бурято-Монгольского военного конезавода № 128 Забайкальского военного округа, который поставлял лошадей всех категорий для Армии, зоотехник Белан П.Я. проводил селекционно-племенную работу - собирал материалы, неустанно работал над улучшением породы строевой кавалерийской лошади, а не только в простом воспроизводстве, увеличении табунов ремонтных лошадей для Армии. В БМВКЗ для селекционно-племенной работы еще в те времена, до войны, была создана база – в далеком степном Забайкалье были собраны одни из лучших производителей в коневодстве и коннозаводстве, кобылы и жеребцы разных пород – английской, англо-арабской, стрелецкой, донской, англо-донской.
Как видно, по разным данным, например, при передаче БМВКЗ № 128 ЗабВО из состава Кавалерии Сухопутных войск СА в ведение Министерства сельского хозяйства СССР по Акту от 28 марта 1948г., в приложенном к Акту Списке жеребцов-производителей на 1.1.1948г. указаны клички известных племенных производителей, с указанием не только данных их предков, но и их пород и кровности. Так, например, жеребец Ветон 1942г.р., отец Бедовый, мать – Табунная, порода и кровность: А одна вторая (английская скаковая), Д одна вторая (донская). Причем в Списке из 43х только 6 (шесть)голов - племенные жеребцы-производители довоенных годов рождения (1938 и 1940), все остальные - родившиеся в 1941-1944 г.р. Хотя селекционно-племенная работа в БМВКЗ началась сразу с момента создания конезавода - с 1938г.
Кроме того, поскольку я не ученый-коневод, то не стала докапываться, искать усиленно, какие лошади местной (аборигенной), монгольской породы использовались в селекционной работе. Тем не менее, по многим архивным источникам, публикациям в СМИ, просматривается и мне известно со слов своих предков, старожилов села, что в БМВКЗ именно они, низкорослые монгольские, временами полудикие, лошадки использовались для скрещивания с рослыми лошадьми европейских, именитых пород лошадей для создания породы лошадей, пригодной «для службы» в кавалерии в любом месте и в любое время – выносливой, неприхотливой в уходе, питании, но повыше ростом. И это еще при том, что мне не удалось установить, каких племенных производителей изъяли из БМВКЗ и отправили в 1947 году «для восстановления разрушенного в годы войны коневодства и коннозаводства» в Украину и Юг России, сопровождая которых Белан П.Я. и убыл из нашего конезавода.
Как видно из личного дела капитана Белана П.Я., сразу после убытия из БМВКЗ он был назначен помощником начальника отдела коннозаводства военно-конного завода им. И.В. Сталина Северо-Кавказского военного округа, дислоцировавшегося в Ставропольском крае, Кисловодский район. А затем, 18 марта 1948г. капитан административной службы Белан П.Я. был уволен в запас из рядов Советской Армии и направлен на должность начальника Конной части Украинского военного конезавода № 173 Министерства совхозов Украинской ССР в Днепропетровской области, Щорский район. Далее он работал (1948-1959) в нескольких конезаводах Министерства совхозов, Министерства сельского хозяйства Украинской ССР, где множеством людей, не только учеными-коневодами, велась работа по созданию новой породы лошадей - верхово-упряжного типа, названной по окончании работы «украинской верховой».
Эта работа проводилась в таких конезаводах: Украинском конезаводе № 173 Днепропетровской, Александрийском № 174 и Онуфриевском № 175 Кировоградской, Деркульском Луганской, Днепропетровском Днепропетровской, Лозовском Харьковской, Ягольницком Тернопольской областей. Проводилась селекционно-племенная работа по единому плану и апробировалась эта порода лошади не только на территории Украины, но и в Белоруссии, Молдове и Киргизии.
Для селекционно-племенной работы над созданием этой породы лошадей в указанные восстанавливаемые конезаводы на территории Украины были собраны многие племенные производители, сохранившиеся в СССР и добытые в годы Великой Отечественной войны в европейских странах. Это были производители таких пород лошадей: чистокровная верховая, тракененская, венгерская, русская верховая, меньше использовалось лошадей ганноверской, арабской, ахалтекинской и других пород.
Эта многолетняя работа, в которой принимали участие не только граждане Украины, была завершена окончательно только к 1990 году и документально закреплена Приказом № 168 от 16 октября 1990г. Госкомиссии Совета Министров СССР по продовольственным закупкам, г. Москва, «О Новой украинской верховой породе лошадей» и в Приложении к нему перечислен список ученых, руководивших, работавших над созданием этой породы лошадей, т.е. ее авторов. В их числе указан Белан П.Я.
Ныне "украинская верховая порода" лошадей всюду представляется национальным достоянием Украины.
Фото: Украинская верховая (из интернета)
Продолжение следует