ЦИТАТЫ И ВЫПИСКИ
http://proza.ru/2023/05/10/475
ЮНОШЕСКИЕ АФОРИЗМЫ ФЛОБЕРА В СОВРЕМЕННОМ ПЕРЕЛОЖЕНИИ
Под афоризмом обычно понимают какую-либо мысль, выраженную в лаконичной и оригинальной форме. Мне такое определение представляется узким и недостаточным. В афоризме мы бы выделили как главную черту законченность, не допускающую иного толкования, а только согласие с ней или не согласие.
Принято цепляться за высказывания великих людей, будто там заключена бог весть какая мудрость. Но чаще всего афоризмы -- это не более чем личное мнение человека, глубокое или поверхностное, но интересное именно как его личное мнение. В этом смысле каждый может насоставлять таких афоризмов и даже должен. Ибо, как я заметил, большинство людей совсем не отдают себе отчета, какие принципы они исповедуют и на чем основывают свои взгляды. Юношеские афоризмы Флобера это именно такие мысли. В них нет ни вычурности, ни пародаксальности, ни остроумия даже. Даже оригинальностью Флобер не может похвалиться. Часто он перепевает то, что уже пето и до него и после неоднократно.
Афоризмы интересны тем, что Флобер высказывает в них именно свои мысли, продуманные и прочувствованные, даже если он заимствовал их и на стороне. Но не только этим. Не менее интересно то, что будущий писатель -- а Флоберу не было и 20, когда он записал эти мысли -- сумел запаковать их в законченную систему, то есть представил не разрозненные идеи, а цельное мировоззрение. Этакое своеобразное credo.
Немного о принципах перевода. Нас эти афоризмы помимо своей цельности привлекли созвучности нашему времени. Эту созвучность мы и пытались отразить в своих скорее пересказах, чем переводах, как делал это в свое время Л. Толстой, который в своем "Круге чтения" никогда не благоговел перед буквой, а всегда гонялся за смыслом. Поэтому мы, сохраняя флоберовскую направленность мысли, снабдили ее крыльями сегодняшних реалий. Вот как это выглядит на практике. Флобер говорит о двойственности технического прогресса. И как пример такой двойственности ссылается на железные дороги. Но в наше время железные дороги -- это уже прочно устоявшееся и древнее, почти как стол и ложка. Гораздо более подходит под пример технического прогресса Интернет, на который мы и ссылаемся, сохраняя идею о двойственности самого прогресса.
Еще одно существенное замечание. В русском переводе эти афоризмы известны под кликухой "Тайные мысли", хотя ничего в них тайного и тем более интимного (Pens;es intimes их оригинальное название) нет. Это именно мысли для себя, для уяснения самому себе, во что ты веришь, и что ты думаешь о жизни.
Итак,
I. Полагаться на человеческую совесть -- последнее дело. Как хорошо было бы, если бы просто взяли на вооружение 10 моисеевых заповедей
II. Свобода есть осознанная необходимость, в т. ч. необходимость избегать требований закона
III. То, что должно произойти, то и произойдет; все что должно было произойти, то и произошло; на других это видно с очевидностью, на себе очень редко
IV. В науку и искусстве добросовестная посредственность хуже воровства; хуже может быть только воровство и присвоение чужих людей (типа оба хуже)
V. Женские моральность и аморальность уравновешивают друг друга; их соотношение то же, что и у мужчин, но на более низком уровне
VI. В повседневности глупость сограждан достает гораздо больше, чем сволочизм. Отсюда преклонение перед монстрами типа Наполеон
VII. По сути люди равнодушны друг к другу
VIII. Быть гуманным -- это всегда страдать, хотя бы при виде бездомных животных
IX. Каждое новое поколение меняет прошлое
X. Крутится как белка в колесе и считает, что живет
XI. Внутренняя деликатность всегда плохой товар для внутреннего потребления
XII. Страдать от неразделенной любви... Но быть любимым еще не счастье
XIII. Мечтать во Франции о карьере политика -- это мечтать о карьере проститутки
XIV. Почему, что ни либерал, то подонок, что ни консерватор, то дурак
XV. Советское искусство полнее выразилось в граненом стакане, чем во всех эпопеях, начиная с "Тихого Дона"
XVI. Как морально легко быть подонком, когда можно прикрыться силой обстоятельств, например, выполнением приказа
XVII. Мы продолжаем оставаться марксистами в главном: все еще убеждены, что битие (для нас эквивалент бытия) определяет сознание
XVIII. Мне предрекали, женишься -- поумнеешь; к счастью ни того, ни другого
XIX. Ни мультикультурность, ни гендерное равенство пока что ни приросли благом
XX. Я еще не верующий, но уже не атеист. Я все еще размышляю
XXI. У любви есть поэзия, у семьи нет; в семье можно найти счастье, в любви нет
XXII. Мы в ответе за тех, кого приручили
XXIII. Бездомных животных жальче, чем людей
XXIV. Мне бы работенку, чтобы было побольше свободного времени и достаточно денег. Но не слишком много -- это оскотинивает
XXV. Я страдаю не столько от негодяйства окружающих, сколько от их безответственности
XXVI. Безответственность едва ли не главное зло
XXVII. Идеи делятся не на истинные или ложные, а на полезные или бесполезные
XXVIII. Приятнее, когда хвалят, чем когда ругают, хотя по большому счету все это мне безразлично
XXIX. В Союзе процветал лицемер, в России его сменил карьерист. Откровенный карьерист лучше лицемера?
XXX. Авторское право, гражданская позиция, свобода выбора -- сколько всякой чепуховины
XXXI. Я не уверен ни в чем, и все готов принять на веру; но только не от пропагандистов
XXXII. Вот идиотизмы наших дней;
а) ученые степени любых академических сфер
б) общественные организации, которым покровительствуют меценаты;
в) литературные премии
г) чиновник, убежденный в государственной необходимости
XXXII. Зачем печатать книги, когда есть Интернет?
(XXXIV). Блеск и нищета технического прогресса. Интернет: вместо доступности культуры удушение рекламой
XXXV. Цивилизация против человека: не человека сделать лучше, а чтобы ему было удобнее
XXXVI. Как жаль, что колдовство не в моей власти. А то бы поотрывал головы всем редакторам и чиновникам
(каждый может по данному образцу набросать свои формулы)