К. Маркс. Манифест. Феодальный социализм

Владимир Дмитриевич Соколов
феодальный социализм -- "наполовину похоронная песнь, наполовину пасквиль, наполовину отголосок прошлого, наполовину угроза будущего, подчас поражающий буржуазию в самое сердце своим горьким, остроумным, язвительным приговором, но всегда производящий комическое впечатление полной неспособностью понять ход современной истории. Аристократия размахивала нищенской сумой пролетариата как знаменем, чтобы повести за собою народ. Но всякий раз, когда он следовал за нею, он замечал на ее заду старые феодальные гербы и разбегался с громким и непочтительным хохотом".

Самой такой организованной группой, подрядившейся во времена "Манифеста" работать под социалистическими лозунгами в рядах аристократии была "Молодая Англия". Возникла группа в самых фешенебельных апартаментах Итонского колледжа и Кембриджского университета. Основавшие ее аристократы лорды Маннерс, Хоуп, Кокрэйн, когда сидели на мели, то есть нечем было заплатить за дорогие вина и заклады на скачках, начинали жалеть об участи бедняков и докатились до того, что все беды увидели в буржуях, которые никогда не покупают дорогих вин и не просаживают деньги в азартных играх, а складывают их в сундуках, обирая бедный аристократический люд.

Втемяшившийся в их ряды хитрый еврей Б. Дизраэли все эти вздохи и ахи оформил в нечто наподобие манифеста ("Введение в английскую конституцию", 1835), а лорд Маннинг изложил все это в стихах. Их программа включала в себя возрождение феодализма, где бы господа и рабы жили одной семьей, делили одни заботы и печали, и чтобы были уничтожены все эти фабрики и заводы, ибо простой здоровый труд ремесленника и хлебопашца вполне по силам обеспечить потребности человека. Смейтесь, смейтесь, но на пороге III тысячеления с подобными же идеями всерьез носятся наши русские патриоты, все эти шефнеры, куняевы и их многочисленная провинциальная рать.

Как бы то ни было, "молодые англичане" пролезли в парламент и сделали его трибуной своих взглядов. Многие интеллигенты купились на эту нехитрую удочку. Горячим сторонником их стал и до конца жизни оставался Карлейль. Вот кто умел клеймить блага рыночной экономики "горьким, остроумным, язвительным приговором": "У нас в Англии, оказывается кризис перепроизводства: 'Слишком много рубашек' Вот так новость для нашей вечной Земли, где девятьсот миллионов ходит раздетыми... Два миллиона раздетых сидят как истуканы в этих Бастилиях - работных домах, еще пять миллионов (по некоторым сведениям) голодают, как Уголино, а для спасения положения, говорите вы - так ведь вы говорите? - 'Повысьте нам ренты!' - слишком уж весело вы разговариваете с этими бедными ткачами рубашек, этими перепроизводителями!"

Молодые и настырные социалисты были замечены, Дизраэли был введен в кабинет министров, а чуть позже стал одним из вершителей английской политики XIX века. Разумеется, со всякими там социализмами было покончено: нужно было заниматься серьезными делами ("Кто в молодости не был социалистом, у того нет сердца, кто в старости не стал консерватором, у того нет разума").

Во Франции феодальный социализм принял ярко выраженную христианскую окраску. Ламеннэ по салонам пугал и восхищал светских людей и дам призраками грядущей социальной катастрофы, и называл Христа, основываясь на всяких там "не трудящийся, да не ест", "труднее верблюду войти в игольное ушко, чем богатому в рай", первым и главным социалистом в истории человечества. Его христианский социализм так же быстро испарился, как и у его английских собратьев по разуму.

Так что феодальный социализм как политическое и идеологическое течение исчез задолго до смерти Маркса. Исчез, чтобы возродиться и исчезнуть сначала в конце XIX века, потом в начале XX, а потом снова и снова. Это странное направление взглядов похоже на сернистый ангидрид, который содержится почти во всяком топливе. При сгорании он соединяется с водяными парами, легко образует сернистую кислоту -- настоящий бич турбин, котлов, двигателей внутреннего сгорания -- которая совершив свое черное дело, так же легко распадается на воду и сернистый ангидрид.

Так же легко возникают и распадаются соединения социализма со всякими так христианством, мусульманством, буддизмом, течениями, зовущими в прошлое. Никакой концепции, доктрины, системы взглядов феодальный (и христианский) социализм так до сих пор и не выдал, хотя под этом брендом существуют и довольно-таки влиятельные институты (Христанско-социалистический союз в Германии, например).

Как правило, к феодальному социализму приходят либо энтузиасты, обалдевшие от бьющего по мозгам, душам и всем частям тела прогресса и хватающиеся за соломинку ушедших эпох, либо политические жулики и проходимцы.

Таким идеалистом был Моррис, "социалист чувства", как его презрительно именовал Ленин. Как собака на кошку, так же он смотрел на машинное производство и вздыхал по феодальным временам. По его мнению, только тогда ремесленник, совмещавший в одном лице технолога, конструктора и художника, поднимался до уровня творца. Как истый англичанин, он пытался поставить свои идеи на деловую основу. В 1861 году он создаёт фирму по производству предметов декоративно-прикладного искусства. В мастерских Морриса всё производилось вручную. Мастерские управлялись рабочими кооперативами, все работники получали щедрое вознаграждение. И хотя мастерские просуществовали и успешно до 1940 года, к победе социализма они не привели, оставшись забавным, курьезным историческим эпизодом.

А что касается жуликов...

"Первым коммунистом в новом летосчислении был Иисус Христос, который страждущих, сирых, больных возвышал, за это и пострадал (..) практически во всех религиях есть один общий постулат - возлюби ближнего как себя самого. Вот в этом и заложена суть идеи коммунизма" (современный коммунист)