В этой статье я даю основные даты и события , связанные с аэродромом Бельбек от начала его освоения до окончания Великой Отечественной войны .
Первая часть под названием «Зарождение авиации в Крыму» уже опубликована и Вы можете ее почитать по ссылке http://proza.ru/2021/08/06/633
2 часть
ПРЕДВОЕННЫЕ ГОДЫ
2 марта 1938 года, на основании приказов командующего ЧФ №0021 от 27.04.1938 г. и НК ВМФ СССР №0036 от 20.08.1938 г., в составе ВВС ЧФ был сформирован 32-й истребительный авиационный полк ВВС ЧФ. Он был развёрнут на базе 24-й оиаэ и 29-й оиаэ ВВС ЧФ, базирующихся на аэр.Евпатория.
Летом 1938 г. 3-я и 4-я АЭ на истребителях И-15бис, под руководством помощника командира полка Н.З.Павлова, осваивали новый оперативный аэродром Бельбек.
С 1939 года полк приступил к охране ВМБ Севастополь с воздуха. Дежурные звенья эскадрилий содержались в готовности к вылету №1, при этом одно звено дежурило на аэр.Бельбек.
На 25 мая 1941 г. 32-й ИАП базировался на аэр. Евпатория, Кача и Бельбек.
В нём насчитывалось 33 самолета И-16, 29 И-153, 3 И-15бис и 87 боеготовых экипажей. К этому времени он имел наибольший уровень лётной подготовки среди частей и подразделений истребительной авиации ЧФ.
Источник и подробности:
Накануне войны в 1-ю АЭ, помимо 8 И-16, поступили 12 новых самолётов МиГ-1 и МиГ-3. Представители полка приняли их от авиазавода №1, но только 1 МиГ-1 и 2 МиГ-3 успели собрать и облетать непосредственно в части. Остальные машины утром 22 июня ещё находились в упаковке в разобранном виде. В начале июля все новые самолёты были введены в строй.
Эскадрилья дислоцировалась на аэродромах Кача (МиГ-1 и МиГ-3) и Бельбек (И-16).
Часть самолётов 2-й АЭ, которые не использовалась в качестве пикировщиков, размещалась на аэр.Бельбек под Севастополем.
На начало войны 22.06.1941г из состава 32 иап на аэродроме БЕЛЬБЕК базировались :
38 И-16 ( другой источник дает -33, третий- 42) ; 3 И-15 бис; 29 И-153
В ходе воздушных боев и ухода части состава пока в подчинение «Фрайдорской группы» на северное направлление на аэродроме Бельбек на 20.09.1941г находилось 13 (10)
И-16 ; 2 – Як-1 ; 1- ЛаГГ-3. На 18.10.1941 7 (4) И-16; 4(1) Як-1; 1- ЛаГГ-3 .
На 7.11.1941 3(3) И-15 бис .
На 18.10.1941 часть 9 иап в составе 10(6) Як-1 перебазировались на аэродром Бельбек.
17.07.1941 Одержана первая известная воздушная победа полка в Отечественной войне: л-т Савва Н.И., пилотируя МиГ-3, в воздушном бою в р-не юго-зап. м. Тарханкут сбил немецкий бомбардировщик До-215.
15.09.1941 5 эскадрилья, вооруженная самолетами Як-1, приступила к боевой работе в составе Фрайдорфской авиагруппы ВВС ЧФ, действовавшей в Крыму (в начале октября 1941 г. передана в оперативное подчинение командующего ВВС 51 армии).
26.09.1941 3 эскадрилья на истребителях ЛаГГ-3 и И-16 также включена в состав Фрайдорфской АГ.
03.10.1941 2 эскадрилья на И-16 (в которую входили звенья СПБ – носитель ТБ-3 + 2 И-16 с бомбами) также вошла во Фрайдорфскую АГ.
11 ноября окопы линии 4-й сектора обороны Севастополя уже проходили по летному полю аэродрома. Взлет и посадка самолетов вблизи линии фронта постоянно находились под огнем артиллерии, поэтому еще 30 октября 1941 года полк полностью убыл с аэродрома Бельбек на аэродром Херсонесский маяк. И до освобождения Севастополя 9 мая 1944 года на аэродроме Бельбек базировалась немецкая авиация.
К восстановлению аэродрома Бельбек приступили только в 1946 году с постройки щитовых домов в «северном городке».В это же время, прибывший с аэродрома Песчаное батальон , начал восстанавливать ВПП и аэродромные постройки.
Во второй половине 1947г. на основании приказа Командующего ВВС ЧФ № 096 от 20.05.1947г. полк был перебазирован на аэродром Бельбек (Крым) и приступил к выполнению задач ПВО ГБ Севастополь дежурством на земле.
С этим аэродромом будет связана вся последующая история полка.
31 августа 1957 года в Любимовке появились первые названия улиц , переулков и тупиков.
Более подробное описание событий на аэродроме Бельбек и в пос. Любимовка будет в следующих публикациях.