Глава 6. Растаман, пророк и футболист

Александра Шнеер
Именно ради него я задержался в прошлом дольше, чем положено, побив, наверно, свой рекорд путешествий. Я прожил на Ямайке три месяца – ровно столько, чтобы подружиться с героем моей статьи, но при этом не успеть привязаться к нему. Боб Марли напоминал мне Сида и Курта, только с иным мышлением, скажем так, более умиротворенным, не бунтарским. Из всех героев «клуба27» проще всего мне было найти общий язык с Элвисом, с ним я познакомился, кажется, с третьей попытки. С ним было легко, мы сразу нашли о чем говорить, сидя тогда в кафе. С Бобом Робертом Марли я познакомился с первой попытки. Спустя неделю после знакомства мы уже бродили по Кингстону разговаривая обо всем подряд и боже мой, каких трудов мне стоило не выдать себя, иначе я бы все провалил и пришлось начинать заново, однако удалось бы мне повторить свой успех…У него была странная жизнь, начиная от рождения и заканчивая смертью.
Его отцу было 60, маме 16, когда родился он. Роберт Неста пару раз пытался выйти на контакт со своими белокожими родственниками, но те не желали знаться с обычной шпаной, да еще и подтверждать с ним кровное родство.
Один из самых странных фактов о Бобе Марли заключается в том, что он, по-видимому, мог в детстве гадать по ладоням. До семи лет он изучал ладони друзей и соседей и, что удивительно, точно предсказывал их будущее. Это несколько расстроило его мать, но не по этой причине этот дар у Марли продлился недолго. Вернувшись в свою деревню из Кингстона, Марли сказал людям, что его судьба – быть певцом, и отказался гадать вплоть до конца своей жизни.
Свой первый сингл “Judge Not” Боб Марли записал, когда ему было 16 лет. Радиостанции Кингстона поначалу не проявляли большого интереса к его записям. Однажды он заявился на радиостанцию в сопровождении своего знакомого, который был членом одной из городских банд. Приятель сумел популярно объяснить диджею, что для него будет лучше, если он всё-таки поставит в эфир запись этого многообещающего исполнителя. На момент выхода его первой пластинки Боб работал сварщиком и всю свою выручку тратил на «продвижение» своей песни в ближайшем кабаке – там стоял музыкальный автомат с его пластинкой. Марли включал свою песню так часто, что владелец заведения в конце концов выкинул пластинку из автомата и послал юную звезду куда подальше.
Курение травки было религиозным ритуалом для Марли, который искренне верил в ее духовные и лечебные свойства Ходят слухи, что он выкуривал около 18 косяков в день.
Страсть Боба Марли к футболу хорошо известна. По отзывам тех, кто играл с ним в многочисленных товарищеских матчах, Марли вполне мог бы войти в сборную Ямайки по футболу. Во время гастролей Боб часто отказывался от интервью ради возможности сыграть матч с журналистами, музыкантами или просто теми, кто был рядом. Марли был поклонником латиноамериканского футбола. Его любимыми игроками были Пеле, Марадона и Освальдо Ардилес.
У Боба Марли было 11 детей от 7 разных женщин, но только 4 его детей рождены Ритой Марли, именно она была у Марли на бэк-вокале.
В 1977 году у Боба Марли была обнаружена злокачественная меланома на большом пальце ноги. По мнению многих современных специалистов, начавшиеся проблемы с пальцем были не следствием футбольной травмы, которую получил Боб, а первым симптомом рака, который уже начинал поражать его организм. Марли отказался от ампутации, предложенной врачами, потому что, согласно растафарианской вере, которую он исповедовал, тело «должно оставаться неделимым». Спустя четыре года прогрессирующий рак стал причиной смерти великого музыканта, ему было всего 36 лет. Кстати, меланома, болезнь, забравшая у мира Боба Марли, характерна только для белокожих. Многие находят злую иронию в том, что король черной музыки умер от болезни белых.
Боб Марли буквально доказал, что музыка способна объединять людей. Во времена Боба Марли на Ямайке были трудные времена: либо ты поддерживаешь оппозицию, либо существующую власть. Даже если ты захочешь стоять в стороне — у тебя не получится. Ведь трудно стоять в стороне, когда на улицах стреляют. И Боб Марли это хорошо понимал, особенно после того, как на него было совершено покушение. Певцу прострелили грудь и чудом не задели сердце. В 1978 году состоялся большой благотворительный концерт “One Love Peace” перед премьер-министром Майклом Мэнли и лидером оппозиции Эдвардом Сиагеном. В ходе концерта Марли вывел на сцену двух противоборствующих политиков и объединил их руки в рукопожатии.