143. Бурунди. Озеру Танганьика

Владимир Тяптин
ОЗЕРУ ТАНГАНЬИКА - ВТОРОМУ В МИРЕ
                ПО ГЛУБИНЕ

«Эй, приятель, посмотри-ка –
Что за чудо?» – «Танганьика. – 1
Это озеро – второе
На планете глубиной. 2
Третье – площадью такою, 3
Что невольно скажешь: «Ой!»
А потом добавишь: «Это –
Как второй Бойкал!», при этом
В мире нет его длинней – 4
Первый в мире мерой сей.
Берега – крутые горы –
Восхищают наши взоры
Небывалой красотой.
Лес на них стоит густой,
И опять воскликнешь: «Ой!»
Если спросят; «Что с тобой?» –
Я отвечу: «Сам не свой! –
Полюбились красота,
Рвусь в прекрасные места!
Скинуть лет бы пятьдесят,
Побывал бы там опять.
На Байкале я купался, 5
В Рице, Волге и Оби, 6
Их навеки полюбив.
Енисеем любовался,
Прутом, Вислой, и Амур 7
В детстве мне шептал: «Ля мур!»
Каму переплыл два раза –
Был в восторге до экстаза!
А сюда вот не добрался
И теперь чрез интернет
Шлю лишь пламенный привет!»

И скажу на склоне дней –
Путь мой жизненный длинней
Танганьики в десять раз
Географией своей,
Где Хабаровск мой и Познань – 7
Точки крайние на ней,
Где гулял я много дней.
На Пегасе, как поэт,
Облетел я целый свет
И стихи создал, друзья,
Я всем странам! – Всей планеты! 8
Потому и счастлив я,
Что не зря пожил на свете –
Всю воспел тебя, Земля!
Ай да Тяптин! Ай да я!
(Пусть простят меня за это –
Повторил стихи Поэта: 9
Половину строчки взял –
Кто родил – не указал).

Танганьика, извини –
Вспомнил я былые дни,
Не сдержался – рассказал,
Где я в жизни побывал,
Что создал, чтоб знало ты,
Кто воспел твои черты.

16 фев. 2023 г.
----------
   1 Танганьика – кр. озеро тектон. происх. в Ц. Африке. Это одно из самых глуб. озёр в мире – 2- е м. п. Байкала, и столь же др. по происх. По объёму зан. 3-е м. п. Касп. м. и Байкала. Берега озера прин. 4-м стр.: Дем. Респ. Конго, Танзании, Замбии и Бурунди. Было откр. в 1858 г. анг. путеш-ми Р. Бёртоном и Дж. Спиком. Объём – 18 828 кв. км. Расп. в глуб. тектон. впад. Афр., на выс. 773 м. над ур. м. и явл. ч-ю древней В.-Афр. рифт. с-мы. Подв-м порогом дел. на 2 гл-ков. бас. Питание дождевое 63 % и приточное – 37 %. Впад-е реки: Рузизи и Малагараси. Выт-я река: Лукуга. Вх. в бас. р. Конго, одной из кр-ших рек мира.
   2 Наиб. гл. – 1 470 м. Ср. гл. – 570 м.
   3 Размеры – 676 х 72 км. Пл. – 32 900 кв. км. Шир. в ср. – 70 км. Берег. линия – 1328 км.
   4 Длина озера – 673 км.
   5 В двухтомнике «Вся Россия в серлце разместилась» (Ижевск, «Проект», 2022, т. 1 – 436 с., т. 2 – 448 с., к. региону РФ посв. по 10 пр-й) автор воспел 27 озёр.
   6 В книге «Как прекрасны вы, реки России!» («Проект», Ижевск, 2018, 372 с., 371 пр.) автор воспел 115 конкр-х и 111 безым-х рек всех регионов России, а т. 9 имен-х и 2 безым-я водопада. При этом 51 произв. посв. Волге, 26 – Амуру, на берегу которого он род. в г. Хабаровске, 24 – Каме, от кот. в 118-ти км (по трассе) и в 79-ти км (по прямой) он живёт с 1954 г. в г. Ижевске, 7 – Оби, где в детстве он жил 4,5 г. в г. Новосибирске).
   7 В г. Хабаровске автор род., а в польс. г. Познани был в июле 1961 г. во вр. тур. поездки в Польшу.
   8 С 2014 г. автор издал 3 кн. со стихами и песнями, посв-ми к. из 208-ми нез-х стран мира, а т. к. из 46-ти зав-х тер-й с ос. статусом (в 2014 г. – «Путеш. по планете Земля», 560 с., 310 пр.; в 2016 г. – «Полёт над миром», 420 с., 290 пр.; в 2023 г. – «Полёт над миром, изд. 2-е, доп-е», 620 с. 439 пр.). Гот-ся к печ. 4-я под-го рода кн. «Как прекрасна планета Земля!» со стихами и песнями, посв-ми природе всех стран мира.
   9 В н. 1825 г. письме Вяземскому из Михайловского Пушкин сообщ., что ок. работу над траг. «Борис Годунов», и пишет: «Трагедия моя кончена; я перечёл её вслух, один, и бил в ладоши и кричал, ай да Пушкин, ай да сукин сын!»

   Эта поэма войдёт в книгу автора "Как прекрасна планета земля!" на 450 с. со стихами и песнями, посвящёнными природе всех стран мира.