Сурхруд. Февраль1981 2

Андрей Полторацкий
Я заметил   движение слева. На огромной скорости со стороны парка, разбрызгивая грязь и оставляя за собой клубы гари,  неслась БМП.
 Машина резко тормознула у ворот. Из люка выскочил очень худой, темноволосый лейтенант и подошел к воротам.  Механик-водитель, такой же поджарый,   встал на броне.
- Боец, а где начальство?
- На обед ушли, товарищ лейтенант!
-  Давно?
- Думаю,  минут через сорок вернутся.
- Эх, у нас времени нет!  Надо автомат  сдать на склад.  Забрали тут, у друга одного…
Лейтенант улыбнулся.   Худое лицо, с острыми, какими-то неуловимо хищными чертами, исказилось в столь зловещей усмешке, что мне сразу стала ясна судьба того друга, чей автомат необходимо было сдать на склад.
- Дай сюда!
Лейтенант повернулся к  водителю. Тот метнулся под броню и вернулся держа потертый  АКМ, явно китайского происхождения.
- Вот что,  солдат. Нам ждать некогда.  Держи автомат,  сдай на склад, когда  кладовщики вернутся. Сделаешь?
-Так точно, товарищ лейтенант, сдам! А вы из какого полка?
- Из Герата!
БМП умчалась,  еще раз пыхнув солярой.
 Вояки. Особенно опасным выглядел лейтенант.  И эта  худоба без немощи, плавные стремительные движения, блеск темных глаз. Каким ветром их занесло из Герата, кто знает… 
Вечером, нас сменили.  Утром выдвигаемся в Сурхруд с первым батальоном.
 Сурхруд – небольшая деревушка недалеко от Джелалабада, центр уезда с тем же  названием.  Место живописное, зеленое и столь же  гибельное. Мы там  впервые побывали в апреле 80-го,  теперь возвращались снова.
 Дорога недолгая и знакомая. Выдвинулись белым днем, город миновали спокойно, втянулись в долину.  Слева пустыня с редкой зеленкой по краю, справа дувалы, огромные глиняные крепости, слепленные из нескольких, таких же глинобитных домов,  перемежаемых массивами зарослей. Порой в таких  громадах проживали целые кланы. 
 Строго говоря, дувал - это лишь забор ограждающий афганское жилище, но, в солдатском просторечии  так назывались все эти сооружения из глины. Порой, они  достигали гигантских размеров, выглядели, как замки и мне вспоминались сказки «Тысячи о одной ночи». Но, джиннов и прочей нечисти здесь, похоже, не водилось. Своей хватало. В апреле 1980, если правильно помню, наша бригада охотилась за бандой Адам-шаха,  местного деятеля, терроризировавшего всю округу.
Впереди мы увидели невысокий песчаный холм, точнее недлинную гряду, венчавшуюся скальным плато.  Вокруг  нее уже занимал позиции батальон, нам же пришлось  проехать чуть вперед и, свернуть налево,  въезд на предполагаемую позицию был возможен лишь там.
 Не успели мы доехать до верха гряды, со стороны зеленки и  глинобитных тех замков, раздались выстрелы. Огонь велся с предельной дальности, пули пролетали  рядом и над нами с характерным шелестом. Я всегда удивлялся, почему в фильмах пули свистят не так, как в жизни. Какая им разница, что за звуки имитировать?
Последовала команда «К бою!»,  мы  спешно стали отцеплять орудия и приводить в боевое положение.