Проповедь в праздник Сретения Господня!

Роман Овчаренко
Основание города – задача не из легких. Конечно, можно просто махнуть рукой и приказать строить наобум. Но разве в этом будет какая-либо логика и выгода? Нет, и еще раз нет. Вот почему правители, перед тем как выбрать место под будущий город, часто советовались с архитекторами и учеными советниками. Какими же параметрами и свойствами должна была обладать местность, чтобы быть отобранной в качестве застройки? Во-первых, местность должна иметь свою водную артерию. Во-вторых, города часто строились на возвышении, а если такового не было, то возвышение возводили искусственно. В-третьих, почва в местности должна быть устойчивой. Ну, и наконец, в четвертых, будущий город обязательно должен  был иметь удобный выход ко всем торговым путям.
А теперь перенесемся в 332 год до Рождества Христова. Египетское царство с радостью встречает своего освободителя от персидского ига – Александра Македонского. Его провозглашают фараоном и посвящают в египетские мистерии, где нарекают сыном бога Амона-Ра. Упоенный своими победами и величием, Александр желает основать в Египте город и назвать его Александрия, чтобы навсегда увековечить свое имя в истории.
Но царю трудно угодить. Советники предложили несколько вариантов, но ни один из них не понравился Александру. И вот, он решает совершить небольшую речную прогулку по реке Нил, чтобы лично отыскать место для будущего города. Вот уже и Нил позади, и впереди видна его дельта впадения в Средиземное море. И вдруг Александр просит высадить его прямо тут. Советники были в недоумении. Ведь вокруг одна болотистая почва и топи. Но разве могли они спорить с новоиспеченным сыном бога? Александр ходил по вязкой земле и полной грудью вдыхал соленый воздух моря. Да, это именно то, что он хотел. Здесь будет город-порт на море.
Снова проблема. Никто из архитекторов не хотел браться за проект. И тут появился он – Дейнократ. Молодой, как и сам Александр, дерзкий не по годам. Едва его допустили до аудиенции, он не стал спорить, а просто спросил, когда приступать. Так началось грандиозное строительство на болотах. На протяжении веков песчано-иловые отложения делали эту местность нежилой и несудоходной. Воины, по приказу своего правителя, в считанные месяцы вычистили всю эту местность под будущее строительство. Архитектор Дейнократ соединил порт Александрию и остров Фарос мостом длиной 1200 метров и шириной 200 метров, создав две гавани для торговых и военных судов. Чтобы морская и речная вода больше не затапливали местность, было решено одеть город в гранитные набережные камни.
Так на свет явился новый город, который первым стал носить имя Александра. Этому городу предстояла великая слава. И не только по имени своего основателя, но и благодаря двум чудесам света, которые будут отстроены в нем. Первое чудо – это знаменитая Александрийская библиотека, которая на протяжении долгого времени носила славу лучшего книжного собрания мира. А второе чудо – это Фаросский маяк, который был самым высоким строением в мире. Высота его составляла около 150 метров.
Шли годы. Александра Македонского уже не было в живых, а его громадная империя распалась на ряд независимых государств. Египет был под управлением бывшего диадоха Александра – Птолемея I Сотера. Этот человек стал новым фараоном Египта и создателем новой династии – Птолемеев. Именно при нем, были начаты проекты по строительству маяка и библиотеки, но заканчивать грандиозные стройки пришлось уже его сыну – Птолемею II Филадельфу (с греч. яз. «;;;;;;;;;; ;' ;;;;;;;;;;» – «Птолемей II, любящий свою сестру»). Время его правления пришлось на 285 – 245 гг. до Рождества Христова.
Птолемей получил очень хорошее образование. Его воспитателями и учителями были – поэт Филит Косский и философ-перипатетик Стратон. Так что неудивительно, что именно этот правитель уделял такое колоссальное внимание к образованию и науке. Его мечтой было собрать у себя в библиотеке все самые значимые рукописи со всего мира. Библиотека быстро приобрела много папирусных свитков, в основном благодаря агрессивной и хорошо финансируемой политике царей Птолемеев по приобретению текстов.
Александрийская библиотека представляла собой более академию, чем обычное собрание книг: здесь жили и работали учёные, занимавшиеся как исследованиями, так и преподаванием. При библиотеке состоял штат копиистов, переписывавших книги. Тем более что материал для книг был местным – папирус произрастал в изобилии.
Когда все светские и научные книги были собраны, Птолемей задумал собрать и все религиозные тексты. Для этой цели он разослал по всему миру приглашение всем именитым ученым-книжникам: явиться в Александрию и заняться переводом религиозных сборников на греческий язык. Была обещана большая плата за будущий труд.
А в это время в Иудеи было получено приглашение фараона Птолемея II по переводу текста Священного Писания. Собравшийся совет иудейских священников постановил не отказывать в просьбе человеку, освободившему их народ от рабства, и выбрать из числа книжников и фарисеев самых образованных людей, которые в равной мере владели как еврейским, так и греческим языком. Так были отобраны 72 толковника. И среди них был один – именем Симеон. О нем мы с вами и поговорим.
Симеон (с еврейского языка «Шимон» – «услышанный»), был родом из Иерусалима, и происходил, скорее всего, из колена Левина, так как позже мы увидим его в сане первосвященника. По всему видно, что человек он был не только образованный, но и глубоко религиозный. «Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святой был на нём» (Лк. 2, 25). И вот, он приезжает в Александрию. Город поразил его воображение. Симеона и его спутников встретили более чем достойно. Каждому предоставили отдельное жилье, государственное жалование, лучшую провизию и питание. Чтобы дело спорилось быстрее, было решено разделить тексты Священного Писания между всеми толковниками. Все решил жребий. Симеону досталась весьма специфическая и сложная для понимания книга пророка Исайи.
Перевод шел достаточно быстро, дело спорилось, но вот однажды, Симеон наткнулся в книге на такие слова: «Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Эммануил (с еврейского языка «С нами Бог»)» (Ис. 7, 14).
Переводчик подумал: в тексте ошибка. Он взял нож, чтобы в кожаном свитке слово «алма» – «девица» стереть, и написать «иша» – «молодая женщина». Но явившийся внезапно Ангел остановил его руку. Переводчик не успел удивиться появлению ангела, как услышал слова, которые поразили его и изменили всю его жизнь. «Не повреждай слова пророка, праведный Симеон! Ты, своими глазами увидишь Деву, которая родит Христа, потому что доживешь до этого времени», – сказал небесный вестник. Тогда, Симеон не придал значения этим словам, хотя и сильно испугался. Перевод книг Ветхого Завета подходил к концу и скоро все толковники вернутся на родину. В историю этот перевод войдет под названием «Септуагинта» (с латинского языка «Interpretatio Septuaginta Seniorum» – «Перевод семидесяти старцев») и станет самым полным и известным из сохранившихся текстов Библии.
И снова годы неумолимо идут один за другим. Вот уже Симеону исполнилось 100 лет. Затем 200, потом 300. Он схоронил всех своих родных и близких. До него дошло, что пророчество ангела сбывается. Он обречен ждать Того, о ком писал пророк Исайя – Спасителя (Мессию). «Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня» (Лк. 2, 26).
А в это время в Иерусалиме только и говорили, что о необычной звезде и слухах о родившемся в Вифлееме младенце, которому было предсказано стать новым царем Израильским. Эти слухи уязвляли гордость царя Ирода Великого, и он решается на страшное преступление. Чтобы оградить себя и своих потомков от будущих возможных посягательств на престол, Ирод приказывает истребить всех младенцев в возрасте до двух лет в Вифлееме и его окрестностях. Под подозрение попал и новорожденный сын первосвященника Захарии. Чтобы спасти своего долгожданного ребенка от неминуемой гибели, Захария велел своей супруге Елизавете тайно скрыться из города и временно укрыться в пустыне. «Ирод же тем временем разыскивал Иоанна и отправил слуг к Захарии, говоря: Где спрятал ты своего сына? Он же ответил, сказав: Я слуга Бога, нахожусь в храме и не ведаю, где сын мой. И слуги пришли и рассказали это Ироду. И Ирод в гневе сказал: сын его будет царем Израиля. И отправил к нему опять (слуг), говоря: скажи правду, где сын твой? Ибо знай, что твоя жизнь в моей власти. И Захария ответил: Я свидетель (мученик) Божий, если прольешь кровь мою, Господь примет душу мою, ибо неповинную кровь ты прольешь перед храмом. И перед рассветом Захария был убит» (Протоевангелие Иакова, глава 23).
Когда убийство Захарии открылось, священники на третий день после похорон решили избрать нового первосвященника. И не нашли никого более достойного, чем Симеон. Так Симеон возглавил религиозную общину Иерусалима (Протоевангелие Иакова, глава 24).
И вот, наконец, чудо свершилось. На сороковой день от рождения (столько требуется женщине для очищения от крови после родов), Иосиф Обручник и Дева Мария принесли младенца Иисуса по закону Израиля в храм, чтобы представить его священникам, принести за него жертву и посвятить его Богу. Так как семья была бедной, то они могли предложить в жертву самое малое – только двух горлиц (Лк. 2, 22 – 24). В это время в храме было только двое – священник Симеон и старая пророчица-вдова Анна. Они вышли навстречу семейству. Потому и праздник наш называется «Сретение» (в переводе со старославянского языка «встреча», «приветствие»).
Едва только Симеон взял на руки младенца, он сразу понял, что это и есть Тот, кого он так долго ждал и произносит трогательную речь: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твоё, которое Ты уготовал пред лицом всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего» (Лк. 2, 29 – 32). Потом Симеон благословил Иосифа и Марию. И произнес для Марии пророчество: «Вот, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, – и Тебе Самой оружие пройдёт душу, – да откроются помышления многих сердец» (Лк. 2, 34 – 35). Так он увидел будущую судьбу Спасителя, его чудеса, величие, а также людскую любовь и ненависть к богочеловеку, и, наконец, его жуткую смерть, которая принесет огромную боль – матери Христа. За то, что Симеон держал на руках младенца Христа и первым благословил его как священник, в дальнейшем он будет прозван «Богоприимцем».
После этих событий, Симеон прожил еще немного времени, и наконец, мирно почил в возрасте 360 лет. По древнему Преданию, праведный Симеон был похоронен на холм Катамон в Иерусалиме. Позже во времена христианства на этом месте будет построен храм во имя праведного Симеона.
Чему же нас учит жизнь святого праведного Симеона Богоприимца? Во-первых, чтобы верить в Бога, нужно хорошо знать основы своей веры. Во-вторых, никогда не сомневаться в словах Священного Писания, оно боговдохновенно. В-третьих, только чистые сердцем люди могут видеть Бога. И, наконец, увидев Бога, мы понимаем, что наш земной путь завершен и нас ожидает по милости Божией вечная жизнь. От нас зависит, к чему мы расположены: ко всему доброму или злому? С праздником, дорогие друзья.