Размышления о событиях к годовщине 21. 02. 1613

Владимир Араба
 Земский собор 1613 года– собрание представителей различных земель и сословий Русского царства, состоявшееся для избрания на престол нового царя. Открылся 16.01.1613 г. в Успенском соборе Московского кремля.  21.02.1613 г. итогом которого стало избрание на царство Михаила Романова, положив начало новой династии. 

 «Был царь молод, но был добр, тих, кроток, смирен и благочестив, всех любил, всех миловал и щедрил, во всём был подобен прежнему благоверному царю и дяде своему Фёдору Ивановичу».

 Что сокрыто за этим сообщением? В каких условиях произошло знаменательное для России событие?

 Страна более 10 лет жила в условиях голода, войн и постоянных потрясений.

 Велась внутренняя борьба за власть в среде представителей семи знатнейших боярских семей, с 1610 г. по 1612 г., коллегиально правивших Российской державой. Другими словами «семибоярщина». С 1612 г. по 26.02.1613 г. Настоящими правителями России были князья Дмитрий Тимофеевич Трубецкой и Дмитрий Михайлович Пожарский, после, власть вернулась к Боярской Думе до 21.07.1613 г., то есть дня, когда Михаил Фёдорович был венчан на царство.
 И, наконец, влияние польского ставленника Лжедмитрия 1, присвоившего себе статус почившего сына Иоана lV- Дмитрия.
    
 Две внешних войны.
 На западе воевали с Польшей, в 1612 г. освободили от них Москву, но враг ещё не был изгнан из земли Русской, и в 1617– 18 г.г польский королевич Владислав со своим войском дошёл до Арбатских ворот Москвы.
 На севере воевали со шведами, засевшими в Новгороде и др. городах и волостях.
   
 Бушевали стихийные бедствия.
 В 1602 посевы озимых вновь не дали всходов. Цены возросли более чем в 100 раз.  А с учётом того, что последствия «порухи» 70– 80х годов XVI века, проявившейся вследствии опричнины и ливонской войны, вовсю привели к тому, что от 50% до 90% пашни были недообработаны– крепостные подались в бега, а на помещиков и на посадский* люд был наложен неимоверный налоговый гнёт, вследствии которого не выполнялись обязательства перед государством, а хозяйства рушились. Наконец, стали есть собак кошек и кору деревьев. В Москве были отмечены случаи людоедства. Начались массовые эпидемии равные мору от чумы 1570– 1571г. Закономерным итогом перечисленных бедствий, стала недостача средств для ведения войн и управления державой.
 Вот какое наследие надлежало принять помазаннику** Бога и избраннику народа– царю.

 Кандидатами на царствование на Российском престоле были:
1. Польский королевич Владислав- сын Сигизмунда III;
2. Сын шведского короля Густава– Адольфа,– Карл– Филипп. 
3. Сын лже– Дмитрия II и Марии Мнишек– Иван. 
4. Вельможи боярские: Фёдор Иванович Мстиславский; Иван Михайлович Воротынский; Дмитрий Тимофеевич Трубецкой; Иван Никитич Романов; Иван Борисович Черкаский; Фёдор Иванович Шереметьев; Дмитрий Михайлович Пожарский; Пётр Иванович Пронский.
 Кандидатура Михаила Фёдоровича Романова была представлена его отцом Фёдором Никитичем.
 Сокрыты подробности обсуждений кандидатов, а известную негативную оценку личности Михаила Романова, данную одним из знатных бояр, то нет желания её писать.  Так же как и находящаяся под сомнением поддержка молодого боярина Михаила со стороны 40– тысячного казачьего войска, якобы являющаяся основным аргументом в пользу принятия исторического решения- вопрос в истории не однозначный, вследствии отсутствия достоверных сведений.
 Но считаю важным, обратить внимание на вот какие особенности!
 В Псковском летописном сказании увековечено слово: «...благочестив...», (о Михаиле Фёдоровиче). Это я считаю  важным ключом к пониманию ситуации. «Чистое и непорочное благочестие перед Богом и Отцом есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях и хранить себя неосквернённым от мира».

 Российская держава нуждалась не только в опытных полководцах и воинах, политиках и хозяйственниках, но истерзанный всевозможными бедствиями народ, нуждался в милосердной поддержке со стороны верховной власти.  В этой ситуации, только вера в Бога могла действовать таким образом, что был восставлен на трон имеющий дары и способности.
 Конечно же, 16-ти летний совсем ещё юный боярин Михаил Фёдорович колебался в выборе решения.  А если не справлюсь?, и др. вопросы, в том числе касающиеся безопасности личной и рода вцелом. Перед его глазами отец– пример бесчестного поступка Бориса Годунова, стемившегося к власти, а потому устранившего главного своего конкурента на престол– боярина Фёдора Никитича Романова, насильственно принявшего монашеский постриг.

  Но, слава Богу, устоял Михаил Фёдорович, полностью осознавая в своём духе, что от приготовленного ему свыше пути, отказаться по причине страхов и юной неуверенности в своих силах, он не может. Даже то обстоятельство, что первые годы страной управляла его мать– Ксения Ивановна Шестова и Салтыковы, а после них и отец Михаила Фёдоровича- патриарх Филарет, который официально именовался «великим государём» до 1625 г., в котором Михаил Фёдорович принял титул «самодержец Всероссийский», всё происшедшее в его жизни, и родные близкие люди- научили управлять державой, а также учитывать мнение опытных и знающих людей.

  В подтверждение тому, слова Михаила Фёдоровича: «быть неже стоким и непальчивым, без суда и без вины никого не казнить ни за что и мыслить о всяких делах с боярами и думными людьми сопча, а без их ведома тайной явно никаких дел не делать». Доброго царя взыскало у Бога представительское общенародное собрание- земский собор. Более месяца взывали в молитвах к Богу в Успенском соборе Московского кремля-  сокрушались и смирялись пред Ним, и результат явился.

 Вот некоторые из них:
 В 1617 г. Россия заключила Столбовой мир со Швецией;
 В 1618– Деулинское перемирие с Польшей;
 Восстановлены были дипломатические отношения с Данией, Голландией, Австрией, Персией, Турцией;
 В 1631– 34 года была проведена военная реформа, в ходе которой улучшилась организация армии;
 Появились сталелитейные и медеплавильные заводы, увеличилось производство пушек, огнестрельного и холодного оружия.  Шло восстановление и строительство новых укреплённых линий– засечных черт;
 Достигнут подъём сельского хозяйства. А результат– окончание периода под названием: «Смутное время».

  В памяти осталось событие, как предмет для размышлений. Король Польский Владислав IV Ваза, который претендовал на Российский престол по договору между королём Сигизмундом III с боярами,- прекрасно справился с государственными делами у себя на родине, сменив отца Сигизмунда III на королевском престоле Речи Посполитой.
  Ответ на собственное призвание– налицо, так как держава, которую он возглавил «расцвела» в экономической, военной сферах и вышла на первое место среди стран европы на то время. Он  благоволил к митрополиту Киевскому Захарии и   , позволил сотворить многие преобразования в Киевской епархии. При нём признано право существования западной Русской Православной Церкви. На Варшавском сейме, в присутствии представителей знатных шляхетских родов, предстояло окончательное решение вопроса по так называемым «еретикам»– рыцарям, верующим и соблюдающим предписания православной церкви,  находящихся в феодальном подчинении польской «короне». Вопрос, дискриминационный по сути и содержанию, «пришёл» с Ватикана, в нём было требование заключить таковых в рамки униатской*** церкви.
  В словах Владислава IV и его вельмож не было противоречий в том, что они единомысленно, сочли правильным делом- сделали заключение- верить в Бога православным рыцарям так, как они этому научены и того хотят, потому что были свидетелями проявлений их веры в Бога, в их ратной службе и в богобоязненной жизни.
  Моё восприятие решения этого серьёзного вопроса, связано также с тем временем, когда молодой королевич Владислав совершал поход на Русь. Он, предположительно, мог оценить «поруху» «смутного времени», и распознать, волю и веру в Бога, увиденную им в глазах и поступках русского народа. Согласен, что это не были глаза простолюдинов, которым только позволялось стояние в «земном» поклоне перед ясновельможными панами, однако он надолго, и к своему утверждению, запомнил взгляды и выражения лиц представителей остальных сословий русского общества, что соответственно, положительно повлияло на формирование его, Владислава, взглядов в будущей жизни, дабы избежать немудрых решений и поступков.

 От даты: 21.07.1613, в день, когда был венчан на царство Михаил Фёдорович Романов, до 17.07.1918 года прошло 300(+5) лет.
 Хочу почтить память Цесаревича и Великого Князя Алексея Николаевича Романова (12.08.1904- 16.07.1918гг) высказываниями троих известных мужей.

 Протоиерей военного и морского духовенства Георгий Шавельский:

"Благодаря необыкновенной простоте и сердечности в обращении Алексей Николаевич привлекал к себе все сердца, как своей внешней, так и духовной красотой; его ясный и открытый взгляд, во всём проявляется решительность, приятный звонкий голос- вызывали во всех его видевших, чувство глубокой симпатии. Господь наделил мальчика прекрасными природными качествами: сильным и быстрым умом, находчивостью, добрым и сострадательным сердцем, очаровательной у Царей простотой".

  Флигель- адьютант Государя Императора Николая ll полковник Мордвинов А. А.:
"Это был изумительно красивый мальчик, стройный, изящный, смышлёный и находчивый. У него было то, что мы, русские привыкли называть золотым сердцем. Он легко привязывался к людям, любил их, старался всеми силами помочь, в особенности тем, кто ему казался несправедливо обиженным. Алексей обещал быть не только хорошим, но и выдающимся Монархом".

 Воспитатель наследника Цесаревича Пётр (Пьер) Андреевич Жильяр:
"Трудно представить себе более тесную и дружную семью, чем семья Николая II. Вокруг наследника, естественно, сосредотачивалась вся любовь, вся нежная заботливость родных. У него была большая живость ума и суждения и много вдумчивости. Он поражал иногда вопросами выше своего возраста, которые свидетельствовали о деликатной и чуткой жуше. Я открыл ребёнка с сердцем, от природы любящим и чувствительным к страданиям, потому что сам он уже много страдал. С интересом и глубоким вниманием вглядывался он в жизнь простых людей, и часто у него вырывалось восклицание: Когда буду Царём, не будет бедных и несчастных! Я хочу, чтобы все были счастливы ".

 Почему вместо такой высокой и яркой личности так кардинально пал выбор совсем иной ...

 Всякий народ достоин того правителя, которого имеет. От того разница между помазанником Божьим Царём и допущенным волею Божию к правлению ...



*Посадские люди. Те, чья обязанность платить денежные и натуральные подати, выполнять повинности. Название ремесленного и торгового населения городов. 

**Помазанник. Верующий, на которого ниспослана Божья  облагодать.

***Униатская церковь. Поместная католическая церковь греческого обряда, образованная в  Речи Посполитой. В служении используется церковнославянский и западнорусский письменный язык. 

 Написанное не противоречит:

 Псковскому летописному сказанию;
 
«Семибоярщина 1610...12гг. Состав и политическая судьба» к.ист.наук Ананьев В. Г. Санкт– Петербургский университет;
 
«Повесть о земском соборе»;
 Библиотека– Церковно– Научный Центр. Православная энциклопедия;
 
Архивный фонд главархива, А. Балакирев;
 
Н. М. Карамзин «История государства Российского»;
 
А также не противоречит здравому смыслу.