Введение в исследование охраноспособности товарных

Геннадий Галифанов
                Авторы: Галифанов Геннадий, Галифанов Руслан,
                Карлиев Реджеп, Галифанова Рената

      Начавшаяся в XX веке научно-техническая революция ознаменовалась крупными техническими достижениями в самых различных областях человеческой деятельности. Можно без всякого преувеличения сказать, что только за один XX век человечество прошло путь, который по количеству технических достижений превосходит всю его предыдущую историю. Логика ускорения научно-технического прогресса такова, что XX1 век станет, без всякого сомнения, веком дальнейших впечатляющих достижений человечества в науке и технике, что приведет к дальнейшему усилению значения интеллектуальной собственности, вследствие чего интеллектуальный капитал приобретет значение одного из основных двигателей развития человеческой цивилизации.
        В настоящее время человек, все более и более отдаляясь от взрастившей его природы, стал, по сути, творцом своего собственного мира. Деньги, ценные бумаги, транспорт, Интернет, телевидение, ядерное оружие, литературные и музыкальные произведения, различные материалы, изобретения, промышленные образцы и т. д., не имея объективного отражения в природе, крайне много значат для социума. Этот, сотворенный человеком мир находится в непрерывном изменении. Миллионы людей в погоне за своим местом в жизни заняты решением самых разных проблем, в числе которых наиболее важным с позиций дальнейшего развития человечества является расширение горизонта имеющихся знаний.
Вполне естественно, что отставание в этом стремительном продвижении по пути научно-технического прогресса может крайне негативно сказаться на экономике любой страны и превратить ее в сырьевой придаток высокоразвитых в технико-технологическом отношении других государств мира. Если же страна не обладает сырьевым потенциалом, то она может превратиться в отсталого, прозябающего поставщика дешевой рабочей силы.         
      Это подтверждается тем, что в нынешнюю эпоху научно-технической революции процветают лишь те государства, которые избрали путь инновационного развития. Это США, Германия, Япония, Швейцария, Англия, Израиль и др. В этих странах благодаря усиленному вниманию к освоению научно-технических достижений и созданию благоприятных условий для научного творчества и предпринимательства народ имеет высокий жизненный уровень, а сами государства пользуются большим авторитетом на международной арене. При этом размер территории страны, численность проживающего в ней населения и обеспеченность сырьевыми ресурсами играет хотя и важную, но не первостепенную роль. Такие государства, например, как Япония, Швейцария и Израиль, не могут похвастаться ни тем, ни другим, ни третьим, однако благодаря инновационному пути развития экономики входят в число развитых государств мира. В основе стремительного развития в последние два десятилетия экономики Китая также лежит неослабевающее внимание руководства этой страны к усилению своего интеллектуального потенциала.
        Роль и значение интеллектуального потенциала в инновационном развитии экономики особенно наглядно демонстрирует крошечное государство Израиль (22 072 кв. км) с населением всего около 9 млн человек. Благодаря продуктивному взаимодействию междисциплинарных знаний, духу предпринимательства, креативной энергии и оригинальному мышлению здесь не иссякает поток новых идей, а инновационные разработки и революционные технологии являются объектом зависти многих стран мира. Хорошо осознавая роль и значение экономики знаний, Израиль тратит на образование в среднем более 7% от ВВП. На 10 000 работающих приходится 140 инженеров — столько, сколько в Японии и Германии, вместе взятых. Из них доля прибывших в страну иммигрантов с дипломами инженеров в сфере новых материалов и прогрессивных технологий почти вдвое больше количества инженеров израильского происхождения, что хорошо дополняет традиционную компетентность израильских специалистов в таких сферах, как программное обеспечение, полупроводники, медицинское оборудование, биотехнологии, электроника и связь. В результате по количеству полученных на10 000 человек патентов на изобретения Израиль опережает Швейцарию, Швецию, Финляндию, Германию, Францию и Англию.
         Передовые страны мира серьезно оценивают, взвешивают и анализируют состояние мировой экономики и исходя из нее принимают такую стратегию своего развития, в которой переход к рынку высокотехнологичной продукции базируется на ведущей роли экономики знаний и всемерном использовании инновационных достижений. Можно с уверенностью заявить, что вариант инновационного развития страны, предполагающий движение в сторону сбалансированной, гармоничной структуры экономики, — это тот единственный путь, которому нет и не может быть альтернативы. Всякий иной вариант развития экономики страны — это неизбежная сдача позиций вызовам быстро текущего времени.
        На Всемирном экономическом форуме в Давосе в 2016 г. было провозглашено, что мировая экономика вступила в этап четвертой промышленной революции (индустрия 4.0), тесно увязанной с понятием «Интернет вещей»(Internet of Things — loT) и характеризующейся слиянием технологий, размыванием границ между физической, цифровой и биологической сферами, развитием робототехники, искусственного интеллекта и виртуальной экономики. Под понятием «Интернет вещей» в обобщенном виде понимают интеллектуальную взаимосвязь умных устройств (smart devices), посредством которых объекты могут восприниматься и связываться друг с другом, определяя, как, где и кем должны корректироваться решения относительно физического мира.
         Во многом, если не в основном, новый этап промышленной революции характеризуется беспрецедентным приобщением посредством Интернета миллиардов людей к источникам информации, инициирующих генерирование преобразующих мир новых творческих идей, порождающих мощные технологические прорывы в таких областях, как искусственный интеллект, робототехника, Интернет вещей, автономные транспортные средства, 3D-печать, нанотехнологии, биотехнологии, материаловедение, хранение энергии и квантовые вычисления. Это в свою очередь наряду с интенсификацией инновационных процессов и обострением конкуренции приведет к усложнению охраны интеллектуальной собственности и, следовательно, к пересмотру законодательства в этой сфере в направлении стимулирования инноваций и вознаграждения за их освоение .
        Изложенное означает необходимость реализации такой модели инновационного развития, при которой все ресурсные возможности (кадровые, финансовые, материально-технические) сфокусированы на использовании передовых достижений во всех областях народного хозяйства. При этом не следует считать, что в инновациях нуждается только высокотехнологичный комплекс, а сырьевая отрасль может быть не инновационной. Для практического перехода на инновационную экономику необходимо уделять самое пристальное внимание минерально-сырьевому, топливно-энергетическому и инфраструктурному секторам экономики. Такие направления, как разработка, разведка, добыча, переработка минерально-сырьевых ресурсов, должны стать одной из важнейших задач инновационной стратегии развития России и стран СНГ. То же самое относится к потребительскому и инфраструктурному комплексам. При этом упор должен делаться на комплексное освоение природных богатств страны с применением современных энергосберегающих решений. Особенно это относится к Туркменистану, выгодно отличающемуся от других стран СНГ богатейшими углеводородными ресурсами и другими источниками минерального сырья.
       Особое, если не сказать первостепенное внимание, следует уделить повышению качества образования, начиная с дошкольного обучения. Причем на образовательную сферу нельзя жалеть никаких денег. Государство, которое не уделяет внимания этой исключительно важной для продвижения экономики страны в будущее, рискует остаться в прошлом времени, влача незавидную участь изгоя мировой цивилизации. Каждый рубль, вложенный в экономику знаний, — это золотой дождь будущих успехов страны в деле построения высокоразвитого постиндустриального общества.
        Не секрет, что западные страны и особенно США с давних пор занимаются переманиваем талантливых людей, чтобы поставить их на службу своей экономике. По данным П. Л. Капицы, американцы в 1971–1980 гг. вывезли из стран Европы 53 тысячи ученых, преимущественно молодых. Если считать, что один вуз выпускает в год 500 специалистов, то это значит, что за указанные годы примерно 10 вузов Европы безвозмездно готовили для США кадры. Поскольку США брали самых талантливых людей, значит, они снимали сливки примерно с 50 вузов. Это очень взволновало страны Европы, которые поспешили принять меры для предотвращения обескровливания своей науки .В этой связи представляет интерес реплика премьер-министра Индии в 2000г. на Давосском форуме в адрес развитых стран мира и США. «Вы, — заявил премьер-министр, — оказывая нашей стране материальную помощь, одновременно забираете ее интеллектуальные ресурсы. Но если Вы заберете у нас 30 миллионов изобретателей и ученых, нам не на что будет кормить остальной миллиард нашего народа».
        Описанная проблема, названная утечкой мозгов, снижает и обескровливает научный потенциал любой страны. И Россия, к сожалению, после разрушения Советского Союза встала в один ряд со странами третьего мира в качестве поставщика талантов для зарубежной экономики. Результаты не замедлили сказаться. Сейчас в России сложилась, по существу, сырьевая экономика, наблюдается ее прогрессивное отставание практически по всем инновационным направлениям технико-технологической мысли, за исключением оборонной сферы. Это крайне выгодно США и ее союзникам, поскольку позволяет навязывать России условия сотрудничества с позиции силы. Нельзя сказать, что здоровые силы общества не принимают меры к усилению внимания к отечественной науке, но пока они касаются в основном оборонной сферы, что, конечно, жизненно важно и необходимо. Но многогранная экономика требует для своего развития приложения научно-технологической мысли ко всем питающим ее артериям, будь то здравоохранение, легкая промышленность или электроэнергетика.
        Задача заключается в том, чтобы на нынешнем этапе развития вернуть России былую славу и величие в области научной и изобретательской деятельности и тем самым катапультировать ее экономику на недосягаемую для других стран высоту. Достичь этого можно, оказывая всестороннюю материальную и моральную поддержку дошкольным учебным заведениям, средней и высшей школе, а также научно-исследовательским организациям. Необходимо поставить надежные заслоны на пути коррупции, неправедных схем обогащения, прекратить отток капитала в зарубежные страны, систематически и планомерно выискивать способных и одаренных людей и ставить этих людей на службу обществу. Россия, как, впрочем, и другие страны СНГ, если им удастся успешно решить в содружестве указанные задачи, уже водном этом получит сильнейший фактор своего экономического процветания и оборонного могущества, заставив тем самым считаться со своей позицией другие страны мира.
Это одна сторона вопроса. Другая заключается в том, что поставленные на службу обществу одаренные люди прославляют своими именами то государство, в котором они живут и творят. Величайшие мыслители и ученые древности, такие как Архимед, Пифагор, Птолемей, Аристотель, обессмертили своими именами Грецию. Восток по праву гордится такими именами, как Авиценна, Аль Хорезми, Махтумкули, Улугбек, Навои. Россия с благодарностью чтит Ломоносова, Менделеева, Вавилова, Королева. Толчок к расцвету западной цивилизации дали такие умы, как Леонардо Да Винчи, Галилей, Ньютон, Резерфорд, Эйнштейн. Эти ученые и изобретатели являются гордостью человечества, народ же, давший их миру, заявляет о себе как о великом народе.
       Именно поэтому год от года в различных странах мира растет понимание важности для развития экономики максимальной опоры на новейшие прорывные достижения науки и техники. Современный мир — это прежде всего мир технологий, мир, где покупают и продают продукты интеллектуального труда. И создают этот мир прежде всего ученые и изобретатели. Благодаря их труду только за один год на мировом рынке высокотехнологичной продукции продается более чем на 2 трлн долларов США.
       Развитие предпринимательства в импортном направлении при всей важности этой сферы деятельности в смысле товарного наполнения внутреннего рынка не должно считаться основополагающим, поскольку проведение инновационной политики только тогда может быть успешным, когда сопряжено с техническим перевооружением промышленности и сельского хозяйства на базе использования самой современной техники и технологии ведения производства.
       Только при этом условии возможно воплощение поставленной стратегической задачи по переходу страны на инновационный путь развития экономики, неотъемлемыми атрибутами которого являются всемерная государственная поддержка процессов модернизации образования, стимулирования новых образовательных стандартов и предоставления государственных гарантий крупным инвестиционным проектам.
       В связи с этим главные направления усилий руководства любой страны должны быть сконцентрированы на выполнении задач, содействующих раскрытию потенциала внутренних источников экономического роста. Это прежде всего укрепление конкурентных позиций отечественных производителей на внутреннем и внешнем рынках, улучшение предпринимательского климата, применение новейших технологий и наилучших организационных форм ведения бизнеса.
       В этой связи неизмеримо возрастает роль и значение государственных институтов, входящих в систему правовой охраны и защиты различных объектов интеллектуальной собственности. Как известно, под системой понимается все то, без чего не может полноценно функционировать совокупность любого однородного по своим задачам образования. То есть система является, с одной стороны, целостным образованием, а с другой — состоит из отдельных, иногда независимо функционирующих структур.
       Что касается таких понятий, как охрана и защита, то под охраной прав в юридической практике понимают установление общего правового режима, в пределах которого охраняются права, а под защитой прав — меры, которые принимаются в случаях, когда гражданские права нарушены или оспорены. В общем случае понятие «интеллектуальная собственность» включает четыре вида нематериальных объектов, а именно:
      — промышленную собственность, включающую охрану прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы (патентное право) и охрану прав на средства индивидуализации (товарные знаки, знаки обслуживания, наименования места происхождения товаров, фирменные наименования, коммерческие обозначения, географические указания);
      — авторское право (литературные, художественные и научные произведения) и смежные права (исполнения, постановки, фонограммы и вещательные передачи);
      — нетрадиционные объекты интеллектуальной собственности, (открытия, рационализаторские предложения, коммерческая тайна, ноу-хау, селекционные достижения, программы для ЭВМ, базы данных, топологии интегральных микросхем);
      — традиционные объекты интеллектуальной собственности (генетические ресурсы, традиционные знания, народное творчество).
Все вышеприведенные объекты являются фундаментом эффективного функционирования экономики и основным двигателем развития материальных и духовных атрибутов человеческого общества. Воплощенные в результатах интеллектуальной деятельности, именно они определяют уровень экономического и социального благополучия различных стран мира.
       В рамках гражданско-правового категориального аппарата результаты интеллектуальной деятельности и возникающие в их отношении исключительные права являются самостоятельными видами объектов. Условием оборота исключительных прав является наличие у них соответствующего правового режима, в соответствии с которым законодатель, с одной стороны, определяет условия принадлежности прав субъектам, а с другой — предоставляет возможность ими распоряжаться, в том числе посредством отчуждения этих прав для удовлетворения материальных и духовных потребностей других членов общества. При этом одним из ведущих инструментов экономического развития и ведения бизнеса, в том числе маркетинговой стратегии, являются средства индивидуализации, из которых наибольшее значение имеют товарные знаки и знаки обслуживания.
        Упомянутые средства индивидуализации являются наиболее широко используемой формой информирования потребителей о производимых предпринимательским сообществом товаров и/или услуг. В связи с этим этому направлению предпринимательской деятельности уделяется огромное внимание. В частности, по данным ВОИС, общее количество действующих в мире регистраций в 2015 г. составило 33,1 млн. Лидером по количеству поданных заявок — 2,22 млн по сумме классов — является Китай, за ним следуют США (471 228 знаков), Франция (269 837) и Япония (242 073). От общего количества поданных заявок 9,8% к относится к регистрации товарных знаков в сфере рекламы и бизнес-управления, далее следуют швейная промышленность, научные, фотографические и измерительные приборы, записывающее оборудование, компьютеры и программное обеспечение. При этом наиболее востребованными сферами регистрации товарных знаков являются сельское хозяйство, научно-технические разработки, готовая одежда, бизнес-управление, здравоохранение .
         Поскольку товарные знаки являются наряду с рекламой основным источником передачи информации о качестве реализуемых товаров и/или о предоставляемых услугах, их можно отнести к одному из важнейших компонентов рыночных операций. В этой роли товарный знак (именуемый еще как товарное обозначение, торговая марка, фабричная марка, бренд), информируя потребителя о качестве товара, побуждает его либо к покупке товара, либо, если потребитель разочарован в качестве товара, к отказу от покупки, поскольку именно в этом состоит его главное назначение (прагматическая функция). Чтобы отвечать этому назначению —заинтересовать, соблазнить и завоевать потенциального покупателя, —необходимо, чтобы качество товара, маркированного каким-либо товарным знаком, удовлетворяло запросам покупателя, создавало у него уверенность в том, что потребительские свойства приобретенного товара будут соответствовать его ожиданиям.
           Поиск эффективных средств и способов решения этой задачи начался со времен возникновения товарного обмена и получил постепенное ускорение по мере развития товарно-денежных отношений. В настоящее время упомянутый процесс привел к появлению разнообразных средств психологического воздействия на потенциального покупателя. Это, например, ассоциируемая с товарным знаком безопасность товара для потребителей, надежность, доступная цена или, наоборот, престижность товара, его новизна, модность, броскость, экстравагантность .
         Анализ различных литературных источников показывает, что товарные знаки являются лишь одним, хотя и весьма важным звеном среди различных средств индивидуализации объектов окружающего нас мира. Мир знаков чрезвычайно многообразен и играет колоссальную роль в нашей жизни. Без них, собственно говоря, не могла бы успешно развиваться человеческая цивилизация, поскольку именно им обязаны все достижения человечества Сами того не подозревая, мы постоянно используем в своей жизни разнообразные виды знаков, будь ли то общение, работа, проведение культурного досуга или учеба. Более того, не только нашу жизнь, но и жизнь окружающего нас мира животных невозможно представить без играющих в ней важную роль идентифицирующих знаков.
        Целью настоящего исследования является анализ методологии выявления охраноспособности товарных знаков и знаков обслуживания (далее — товарные знаки), практическое осмысление, оценка и исследование комплекса основных проблем, связанных с проверкой соответствия товарных знаков предъявляемым к ним требованиям, а также систематизация знаний, полученных в ходе данного исследования. Кроме того, значительное внимание уделено состоянию охраны товарных знаков во взаимоувязке с антимонопольным законодательством, и прежде всего с недобросовестной конкуренцией и злоупотреблением исключительными правами.
      Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
      ; проанализировать в историческом аспекте сложившиеся в правовой науке теоретические представления о товарных знаках;
      ; раскрыть внутреннее содержание и функциональное назначение товарных знаков;
      ; выявить и изучить проблемы, возникающие при оценке охраноспособности товарных знаков;
      ; рассмотреть в полном объеме существующие требования к различительной способности товарных знаков и на этой основе проанализировать основания для отказа в их государственной регистрации, а также исходя из анализа действующего законодательства и судебной практики определить наиболее оптимальные пути решения проблем, связанных с оценкой охраноспособности товарных знаков;
      ; исследовать взаимоотношения товарных знаков с коммерческими обозначениями, наименованиями мест происхождения товаров, географическими указаниями, авторским правом, промышленными образцами, селекционными достижениями и доменными именами;
      ; изучить, обобщить и систематизировать практику толкования и применения действующего законодательства, в том числе в сфере проблем, связанных с охраной товарных знаков, в увязке с антимонопольным законодательством, в частности, с недобросовестной конкуренцией и злоупотреблением исключительными правами, включая исследование наработанного опыта зарубежных стран.
            В соответствии с поставленными задачами было проведено углубленное рассмотрение требований к товарным знакам. Такой подход обусловлен тем, что, несмотря на довольно подробное описание методологии выявления охраноспособности товарных знаков в различных руководствах, учебниках и публикациях, количество рассматриваемых апелляционных и судебных дел по отказным и выдачным решениям экспертизы, а также аннулированию и прекращению действия товарных знаков на различных основаниях продолжает нарастать. А это в свою очередь свидетельствует, что в этой сфере не все так просто. Поэтому исследование этой проблемы будет всегда носить актуальный характер, особенно если учесть, что система охраны и защиты интеллектуальной собственности не стоит на месте, а находится в процессе постоянного движения, развития и совершенствования.
           Опорным базисом данного исследования явились установленные в международных соглашениях, законодательных документах и подзаконных актах основания для отказа в государственной регистрации товарных знаков. Вполне естественно, что при оценке охраноспособности заявленных обозначений, а также принятии решения о прекращения охраны действующих товарных знаков экспертиза руководствуется наряду с действующим законодательством и другими документами. Однако как показывает практика, их практическое применение иногда серьезно затруднено, а в ряде случаев приобретает коллизионный характер. Дело в том, что оценка степени охраноспособности товарных знаков порой бывает настолько размыта, что суды различных инстанций принимают прямо противоположные решения по одному и тому же спорному делу, что определяет актуальность данного исследования.
          Получение исключительных прав на товарный знак, как показывает практика, далеко не означает обретение легальной монополии на его использование с правом запрета третьим лицам маркировать этим обозначением свои товары. В жестокой конкурентной борьбе соперники с помощью опытных юристов и патентных поверенных стараются найти слабое место в особенностях зарегистрированного товарного знака и на этой основе прекратить его действие. В связи с этим признание товарного обозначения охраноспособным с получением на него охранного документа — это хотя и важная, но только первая страница в дальнейшей истории товарного знака.
         Не менее, а даже намного более важная задача состоит в охране товарного знака от всевозможных посягательств, состоящих в преднамеренном ослаблении его различительной способности, обвинениях в недобросовестной конкуренции, злоупотреблении исключительными правами, введении потребителей в заблуждение, перерождении в видовое наименование товаров и т. д. Поэтому обладатели товарных знаков должны во избежание проблем уделять постоянное внимание их мониторингу, зорко следить за действиями конкурентов, отслеживать появление на рынке сходных обозначений в отношении однородных товаров, трезво анализировать возникшую конфликтную ситуацию, оценивать возможные риски, связанные с подачей апелляций, обращением в антимонопольные органы и судебные инстанции, и принимать взвешенные решения. В противном случае возможны серьезные материальные и морально-нравственные потери, примеры которых наряду с успешным отстаиванием исключительных прав на товарные знаки описаны в последующих статьях данного исследования.
         Авторы выражают глубокую благодарность таким видным ученым и специалистам в сфере охраны интеллектуальной собственности, как О. А. Городов, А. П. Сергеев, В. Е. Китайский, В. Ю. Джермакян, И. А. Близнец, А. А. Шестимиров, Е. А. Ариевич, Александр Полторак, Пол Лернер, Поль Матели, Слободан Петошевич, авторам ежегодных обзоров в официальных журналах WIPO Magazine, INTA «The Trademark Reporter» и др., публикации которых оказали большую пользу.
        Отдельную благодарность хочется высказать коллективу авторов книги под редакцией С. В. Дудушкина «Товарные знаки в Российской Федерации», а также авторам различных обзорных и полемических публикаций в специализированных журналах «Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность», «Авторское право и смежные права», «Патенты и лицензии. Интеллектуальные права», «Патентный поверенный» и др. Упомянутые публикации позволили рассмотреть вопросы охраноспособности и охраны товарных знаков под более широким углом зрения, что дало возможность глубже вникнуть в суть проблемы.
         Особую благодарность признанным авторитетам в сфере интеллектуальной собственности профессору Российской государственной академии интеллектуальной собственности В. Е. Китайскому, партнеру Международной юридической фирмы «Бейкер и Макензи —Си-Ай-Эс, Лимитед» господину Е. А. Ариевичу, управляющему партнеру международной юридической компании PETOSEVIC господину Слободану Петошевичу, сотрудникам патентно-правовой фирмы «ЮС», сотрудникам Бюро патентных поверенных IPR Group (Украина) и другим нашим коллегам, бесценный практический опыт сотрудничества с которыми оказал большую помощь при работе над данным исследованием.
         В процессе обобщения вышеупомянутых публикаций авторы опирались также на национальное законодательство, международные соглашения, конвенции и законодательные акты в сфере охраны промышленной собственности. При этом в качестве основного по правовой силе источника правового регулирования отношений в иерархической структуре законодательства использовалась часть 4 Гражданского кодекса Российской Федерации с комментариями к ней. Из других национальных и международных правовых актов при рассмотрении различных вопросов экспертизы товарных знаков авторы опирались на Парижскую конвенцию по охране промышленной собственности, Мадридское соглашение о международной регистрации знаков, Протокол к Мадридскому соглашению, Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС), Руководство по международной регистрации знаков Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС), Правила составления заявок на регистрацию товарных знаков, Правила экспертизы товарных знаков Роспатента, административные регламенты Федеральной службы по интеллектуальной собственности (ФИПС), апелляционные и судебные решения и другие материалы.
          Настоящее исследование содержит сведения о происхождении средств индивидуализации и их значении в жизни природы и общества. С правовых и коммерческих позиций рассмотрены природа товарного знака, его виды, функции, признаки, а также источники правового регулирования. Достаточно подробно, с приведением примеров из отечественной и зарубежной апелляционной и судебной практики рассмотрены основания для отказа в регистрации товарных знаков, в том числе связанные с их описательностью, банальностью, тождественностью, схожестью, общеизвестностью, непристойностью, нетрадиционностью и т.д. Рассмотрены и проанализированы различные спорные ситуации, возникающие в ходе экспертизы охраноспособности товарных знаков, в том числе вследствие их столкновения с другими объектами промышленной собственности и авторского права, а также особенности взаимоотношений товарных знаков с доменными именами.
         Раскрытие вышеприведенных тем настоящего исследования будет осуществлено посредством периодических публикаций соответствующих статей на сайте Проза.ру. Целью данных публикаций является оказание научно-методической помощи студентам, аспирантам и специалистам, работающим в сфере регистрации и охраны товарных знаков, а также лицам, проявляющим интерес к данной сфере промышленной собственности.

                Литература:
1. Андрощук Г. Влияние миграции интеллектуального капитала на экономику и инновационное развитие // Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. — 2017. — № 6. — С. 57–68
2. Кравец Л. Г. Охрана интеллектуальной собственности в эпоху четвертой промышленной революции // Патенты и лицензии. Интеллектуальные права. — 2017. — № 6. — С. 3–13.
3. Капица П. Л. Эксперимент, теория, практика : статьи, выступления. — 3-е изд., доп. — М. : Наука, 1981. — С. 205–206.
4. Андрощук Г. Превращение товарного знака в родовое понятие: доктрина и практика // Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. — 2016. — № 8. — С. 51–60.
5.  Стадульская Н. А. Ассоциативная основа воздействующей функции эффективных товарных знаков // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. — 2007. — № 4.