Имел ли И. Гагарин отношение к пасквилю на Пушкина

Алла Жданова
Зная, что я "больна" Гагариными, друзья всегда спешат мне сообщить любую информацию, если в ней звучит - ГАГАРИН и я им очень благодарна! Правда, есть и такие "друзья", в кавычках, которым доставляет особенное удовольствие сообщить мне такое, что не очень украшает род Гагариных или содержит негативную информацию. Скажут - и с любопытством, не исключая садизма, наблюдают - как , мол? Вот тебе твои Гагарины! Но как бы то ни было - чаще всего ничего нового, потому что я так давно занимаюсь гагаринской темой, что меня трудно удивить...А покопайтесь -ка в своей родословной - ничего ТАКОГО не найдете? Хотя - о чем я... Хорошо, если мы что-то знаем о своих предках дальше деда. .. А тут история рода в целое тысячелетие и больше - от Рюрика! Однажды мне взахлеб сообщили: "А ты знаешь песенку от твоем Гагарине: Ах ты, сукин сын Гагарин, Ты собака, а не барин... Ты большой построил дом Среди улицы Тверской За Неглинной за рекой. Со стеклянным потолком, С москворецкою водой, По фонтану ведена, Жива рыба пущена. " Это о Матвее Гагарине, губернаторе Сибири, казненном Петром Первым (помните фильм "Тобол" с Дятловым в главной роли?). ! Якобы Матвей Гагарин вынашивал идею отделить Сибирь от Российского государства. Не будем вдаваться в подробности, скажу только, что Александр Меншиков проходил по тому же делу и легко отделался, оставшись ближайшим соратником Петра. А дворец Матвея Гагарина, о котором поется в пресловутой песенке, я нашла, то есть нашла доказательства что это и есть его остатки в подвалах, цокольных этажах того здания, где раньше был ресторан "Арагви". Этому было трудно найти документальные подтверждения, потому что по велению Петра Первого само имя Матвея Гагарина было предано забвению, уничтожены были даже его изображения! Итак -Тверская 6! Угловое здание на Тверской площади. ЮРИЙ ДОЛГОРУКИЙ рядом на его страже... (Кстати - Юрий Долгорукий тоже из рода Рюриковичей). Намерена внести изменения в Википедию - в статье о Матвее ГАГАРИНЕ указан другой адрес его дворца, который он построил перед отъездом в Сибирь.
Что-то меня далеко увело от темы, которую хотела затронуть... Недавно, когда все мы возвращались к теме дуэли и гибели А.С.ПУШКИНА. я ожидала, что кто-нибудь злорадно сообщит мне, что, оказывается, один из Гагариных подозревался в авторстве того гнусного пасквиля, приведшего к трагической дуэли. Это мнение бездоказательно существовало до конца 19 века. Речь идет об Иване Сергеевиче ГАГАРИНЕ (1814-1882, ) — католическом священнике, писателе, члене «кружка шестнадцати» и ордена иезуитов. Двоюродный брат «НАШЕГО КНЯЗЯ» -Григория Григорьевича ГАГАРИНА, художника.
Имя князя Ивана Сергеевича в 20 веке полностью в этой теме реабилитировано, но при его жизни это обвинение висело над ним как дамоклов меч. Причиной такого обвинения было то, что он жил в одном доме с П.В.Долгоруковым, имя которого называлось первым, когда заходил речь об анонимке. (При желании можно найти в интернете много материала на эту тему).
А мне повезло познакомиться с Ириной Александровной БУТУРЛИНОЙ. Ее прабабушке, Марии Сергеевне БУТУРЛИНОЙ, Иван Сергеевич ГАГАРИН приходился родным братом (двоюродный прадед - не знаю, есть ли такое обозначение родства?) Ирина Александровна - автор двух книг: "ИВАН СЕРГЕЕВИЧ ГАГАРИН. ПОСЛЕДНИЕ ПИСЬМА СЕСТРЕ 1880-1882" и "СЕМЬЯ НА ФОНЕ СМЕНЫ ЭПОХ", в которых переплетаются имена и судьбы Бутурлиных и Гагариных - Мария Сергеевна, (урожденная Гагарина) вышла замуж за Сергея Петровича Бутурлина.
В своих книгах Ирина Александровне, конечно, не могла обойти эту тему - о приписываемом Ивану Сергеевичу Гагарину авторстве того рокового пасквиля. И хотя эти обвинения полностью сняты с И.С.Гагарина, она считает нужным привести выдержки из его письма: "...Я ЭТИХ ПИСЕМ НЕ ПИСАЛ, В САМОМ ДЕЛЕ НИКАКОГО УЧАСТИЯ НЕ ИМЕЛ, КТО ЭТИ ПИСЬМА ПИСАЛ Я НИКОГДА НЕ ЗНАЛ И ДО СИХ ПОР НЕ ЗНАЮ..." Это обвинения до конца незаслуженно отравляли ему жизнь.
Наиболее полное изложение доказательств невиновности И.С.Гагарина привел отец Ирины Александровны - Александр Сергеевич Бутурлин. В 1969 году он опубликовал свою статью в журнале "Известия Академии наук СССР" .... "ИМЕЛ ЛИ И. С. ГАГАРИН ОТНОШЕНИЕ К ПАСКВИЛЮ НА А. С. ПУШКИНА?"
С Ириной Александровной со времени выхода первого издания моей книги мы поддерживаем тесный контакт . Планируем вместе побывать в усадьбе Гагариных-Бутурлиных в Ясенево... Об усадьбе я писала пару лет назад.
http://proza.ru/2019/09/14/1171