Последнее обращение

Игорь Чупров
            
                Уважаемые земляки!
     Хочу Вам и Департаменту образования, культуры и спорта НАО ещё раз напомнить: воспитанием молодого поколения на сладкой правде о прошлом нашей Родины, скрывая от него горькую правду, идеологи СССР занимались более 70 лет. В результате добились одного –  неверия жителей огромной страны в идеалы коммунизма и социализма. И СССР не стало.
 По  ложному пути  возвеличивания украинцев над русскими и русофобии идет Украина. В результате и она сегодня  как единая страна на грани исчезновения с географической карты мира. Написал я это задолго до начала специальной военной операции по защите Донбасса (СВО). Сегодня  Украина уже лишилась Крыма и Донбасса, и, судя по всему, потеряет ещё Западную Украину, на которую уже нацелились  не только Польша, но и Венгрия с Румынией.
  Владимир Путин  на встрече с членами Совета по правам человека, несмотря на то, что СВО ещё не закончилась, поручил  администрации и правительству страны принять необходимые шаги по созданию нового комплекта учебников по истории. «Хорошо. Это очень важный вопрос, Вы правы абсолютно и спасибо, что Вы настояли на этом. Это вопрос действительно общенационального значения. История вообще важна для любого народа, особенно на каких-то сложных поворотах жизни государства», - сказал Владимир Путин, отвечая на просьбу Леонида Полякова в ходе встречи.
  Слова Владимира Владимировича  Путина: «Хорошо. Это очень важный вопрос, Вы правы абсолютно» подтвердили правоту  моих многократных  призывов к чиновникам НАО, не скрывать от молодого поколения  правду о нашем прошлом, настоящем, перспектив на развитие экономики в будущем.  И правоту моего обращения к  А.В. Цыбульскому -  в Губернаторскую Библиотеку НАО  включать  книги местных авторов не только по краеведению и повествующие о героических (сплошь и рядом приукрашенных) свершениях строителей коммунизма и участников ВОВ. Но и книги, содержащие информацию по истории Печорского края и Ненецкого Округа, пусть горькую порой, но правдивую (а не сладкие мифы) о нашем прошлом и настоящем. Потому, помимо книги Г. Хабарова «О родителях и родном Севере», предложил включить книги Р. Филиппова, окончившего среднею школу №1 Нарьян-Мара в 1955 году и проживающего ныне в Екатеринбурге. В 2011 году он издал в Нарьян-Маре книгу «Печора, Нарьян-Мар и мы» и в 2018 году- в Екатеринбурге «Дорога к дому», т.е. в родной для него Нарьян-Мар.
На днях В.В. Путин заявил: «Народ без понимания прошлого не имеет будущего». Для понимания прошлого   молодежь НАО необходимо знакомить с этим прошлым. Для этого, предлагаю Департаменту образования, культуры и спорта НАО организовать переиздание для школ и библиотек НАО   книги Л. Смоленцева «Печорские дали», раскрывшей удивительную судьбу ученого-мыслителя Андрея Журавского. Эта книга не только о судьбе А. Журавского, но и о судьбе огромного Печорского края, и о вымирающем народе самоедов, в нем обитающего.
А также  книгу публициста С.В. Мартынова, которую можно найти в Интернете (на сайте http://leb.nlr.ru/edoc/330584/).  Называется эта книга  Печорский край: очерки природы и быта. Население, культура, пром-сть / С.В. Мартынов; [предисл.: Евг. Ляцкий]. - С.-Петербург: Типография М.М. Стасюлевича: 1905. - VIII, 276 с..
Ее автор – публицист С.В. Мартынов дважды (в  1903 и 1904 г.г.) посетил  одну из наименее известных  тогда областей Архангельской губернии - Печорский край.
 Коротко перескажу, что он пишет о жителях Усть - Цильмы.
Население Печорского края состоит из русских, зырян (коми) и самоедов (ненцев). «Господствующим по своему значению и влиянию есть племя русское».
Еще во времена Господина Великого Новгорода русские укрепились здесь. Из летописи Нестора видно, что они платили дань Новгороду уже в 1132 г.
Нынешний административный центр Печорского края – село Усть – Цильма – также принадлежит к древнейшим новгородским поселениям.  В 1542 г. здесь поселился новгородец Ивашка Дмитриев Ластка с товарищем.
«Русское поселение Печоры, по сравнению его с крестьянами центральной полосы России, заметно отличается большой  самостоятельностью, сметливостью и предприимчивостью.
Объясняется это отсутствием здесь крепостного права. Имеет, конечно, большое значение и то, что значительная часть русского населения принадлежит к потомкам защитников старой веры, бежавших сюда из центральной России и скрывающихся здесь от преследований государственной власти. Официально население здесь числится православными, но  «к прискорбию, все крестятся двуперстием» и втайне придерживаются раскола. Молятся они по книгам. И книги такие переходят из рода в род.»
От себя замечу, что церковные книги не только передавали из рода в род, но и выпускали новые. Вели хозяйство устьцилемы родами, т.е. объединенными усилиями нескольких  родственных семей, например, семьями отца и взрослых сыновей. Бабушка рассказывала, что каждый род должен был бескорыстно выполнять ту или иную обязанность в интересах  жителей всего села, а то и окрестностей его. Так  наш род по линии матери, как я уже упоминал в главе  «Откуда мы родом»  автобиографической книжки  «Усть – Цилем из Нарьян – Мара», был обязан из поколения в поколение передавать профессию костоправа. А мой дядя Иван Яковлевич Носов из рода Лучинных рассказывал, что в их роду занимались переписыванием церковных книг. Его с малолетства   готовили к этому, поэтому он имел отменный почерк.
Не слышал, чтобы, еще в каком то селе, за исключением богом забытой Усть –Цильмы,  в России выпускали, пусть и кустарным методом, книги.      
    « Постройка крестьянских домов на Печоре вообще очень не дурна. Здешние жилища даже не могут быть сравнимы с теми жалкими, крытыми соломой избушками, представляющими собой кучи горючего материала, что составляют жилища русского крестьянина центральной России, привыкшего к нищете и не знающего, в чем состоят удобства жилища.» 
     Много внимания в книге уделено роли и участи женщин Печорского края. Автор пишет, что: «Печорские девушки очень свободны в своем поведении. При спросе, например, о количестве детей приходилось получать такие ответы: « в девках было пять, замужем три». И этот ответ дается при муже или родителях, которые относятся к этому совершенно индеферентно.» 
Про мужчин сказано, что все мужское население края уходит на промыслы. А все тяготы по ведению хозяйства, поддержке порядка в доме, воспитанию детей, уходу за скотиной и даже полевые    работы лежат на женщинах. Автор делает вывод, что «Пресловутая самостоятельность и  высокое положение женщины в Печорском крае, где она является не безответной рабыней мужа, а полноправным членом семьи, достигается очень дорогой ценой.»
 Мужское население в свободное от промыслов ( охоты и рыболовства)  время занимаются  всеми ремеслами, необходимыми для деревни. Они столярничают. Являются плотниками при постройке домов, они печники и маляры – словом, заняты разнообразными ремеслами.
«В отношении умственного развития печорцы стоят гораздо выше жителей других губерний России. В то время, как в деревнях центральной России весь кругозор крестьян ограничивается пределами своего села, - здесь все интересуются внешним миром, тем, что происходит на свете. Спрашивают: «что нового, какие цены, куда поехал Государь?» и особенно: «нет ли войны?».
«Отрицательного отношения к грамоте услышать не пришлось: не говоря уже о молодом поколении, даже у самых старых грамотность в почете.»
Самой грамоте, помимо школ, население обучалось или самоучкой, или у стариков – начетчиков и старых девиц, из них некоторые учат «по милосердию», т.е. бесплатно.
И вот у этих печорцев, «стоявших  в отношении умственного развития  гораздо выше жителей других губерний России», большевики П.Г. Смидович и Н.Е. Сапрыгин в 30-х годах прошлого века отобрали  земли и власть в Нижнепечорье,  подчинив их полностью безграмотным ненцам!  А чиновники Департамента образования, культуры и спорта НАО  не позволяют  эту правду донести до молодого поколения.  И продолжают славить   П. Смидовича и Н. Сапрыгина.