Честь

Виктор Приб
Было это в стародавние времена, когда был мир и можно было спокойно ездить из страны в страну.
 
Я встретил делегацию из большого украинского города, нам предстояла неделя поездок по стране с посещением ведущих машиностроительных фирм, нужно было выбрать будущих поставщиков под большие планы строительства. В составе были ученые для оценки новых технологий и бизнесмены для их реализации.

Одного из них я уже знал, мы с коллегами делали ему краткую презентацию нашей компании в его кабинете владельца и руководителя крупнейшего в городе застройщика. Он смог удивить даже за короткую встречу своим умением ломать барьеры в отношениях, он открывался сам и заставлял открываться других.
Первый же его вопрос на окончании презентации был, есть ли у меня сын.
У него были две взрослые дочери, не имевшие отношения к его бизнесу.
Было понятно, что этот вопрос был для него очень важным, все остальные вопросы он как-то мог решить, но этот… кому передать дела, кто будет дальше вести и развивать его бизнес, который он выстраивал долгие годы через все опасности, жертвуя семьей и здоровьем…
Он не мог допустить даже мысли, что можно родить сына вне семьи… бывший военный, он имел совершенно четкие понятия чести и совести.
   
С самого начала поездки он много говорил по телефону, всегда с помощником. Из разговоров было понятно, что экологическая прокуратура дождалась его отъезда, чтобы наехать на его бизнес по полной программе. Помощник перечислял ему пункты обвинений, на которые он только горько кивал и диктовал подробные жесткие ответы. Однажды попросил помощника передать телефон старшему из команды прокуратуры, которая сидела в его офисе безвылазно. Он коротко, по-военному, представился и попросил приостановить проверку до его возвращения и дать людям работать, все обвинения надуманны, и он по возвращении опровергнет их все лично… собеседник возражал. В один из моментов выдержка изменила ему:
«…А сейчас запоминайте,
я офицер и даю слово, если хоть одно обвинение подтвердится, я застрелюсь…»
Это нужно было слышать… ни у кого из слышавших не возникло и тени сомнения, что так он и поступит… наверно, он знал, что говорил, когда опровергал все обвинения, уж слишком большая цена была у этих последних слов…

Похоже, это подействовало и на прокуроров, помощник снова перезвонил в конце дня, проверка приостановлена на трое суток. На вопрос, менять ли обратные билеты, он ответил утвердительно. Нам пришлось перекроить программу дальнейшей работы и через двое суток он улетел…

Это были очень сильные ощущения, такие люди мне еще не встречались.
Таких во все времена немного… наверно, такими и были те люди много лет назад, чьи имена дошли до нас, которые знали, что такое честь, и которые в ответ на оскорбления  вызывали обидчиков на дуэль, предпочитая возможную смерть порушенной чести…

По-настоящему меня отпустило, когда через неделю на местном телевидении вышел сюжет о его компании, где он делился грандиозными планами постройки целых микрорайонов. Значит, знал, что говорил, был уверен… и доказал…