Кругосветное путешествие...

Надежда 10
            
      *******
        ***      
      
                Лето в деревне – самое чудесное время года. На полях распускаются цветы, сменяя друг друга и создавая палитру: белые ромашки, синие колокольчики, розовый клевер, осока, вьюн и много интересного. В пору сенокоса - одурманивающий запах свежескошенной травы, только от одних воспоминаний слегка кружится голова. Бесчисленные богатства лета – ягоды, которые сменяют друг друга с июня до глубокой осени, грибы, орехи, полезные травки. Ещё это время сбора мёда, липового, целебного.

                Пчеловодство – любимое занятие Геннадия. Не для торговли, а так для души, имеет несколько ульев. Урожай практически раздаёт односельчанам как лекарство для лечения от многих недугов. Из живностей сегодня у него собака «неопознанной породы», белый красавец-петух, окружённый толпой разноцветных кур, который каждое утро будит своим криком. Его песню подхватывает соседский петух чёрный с красными перьями. Так последовательно подключаются другие соседские петухи, затем начинают лаять собаки. Всё живое постепенно просыпается и оживает. Просыпается и человек, с новыми силами начиная день. Утро в деревне начинается намного раньше, чем в городе. Ведь у деревенского жителя утро приходит с первыми криками петухов – хочешь, не хочешь, а надо вставать, петухи не дадут дремать.
 
                Геннадий давно овдовел, дети разлетелись по стране. Зовут к себе, но он отказывается, потому что не может оставить могилку любимой жены, родителей, родную деревню, друга. «Здесь родился, здесь пригодился, - его любимая поговорка. Вот друг его Фёдор смог найти в себе силы, и уехать, не просто уехать в другую местность, а в кругосветное путешествие. Продал дом, всё имущество, и уехал.

                Прошёл год со дня этого события, когда тот «завалился» к нему вечерком, и «ошарашил»  своим поступком. При нём был из носильного всего лишь один старый-старый армейский рюкзак, и какие-то брошюры, буклеты о заморских странах. Пришёл специально под вечер, чтобы до утра наговориться с другом. Всё шутил, философствовал, что человек привязывает себя домом, мебелью, вещами, и что ему нужно всего лишь – вот такой рюкзак. «Ты пришёл в мир голым, ты уйдёшь прежним» (меткая цитата Омара Хайяма).

                Вспоминали, как вместе ходили на горку кататься на санках, зимой в лес на лыжах, летом за ягодами, за грибами, заготавливали веники для бани. Фёдор-весельчак всё подбивал его на разные хулиганские (в хорошем смысле слова)  мероприятия – подглядывать в окна, когда деревенские бабы с дочерьми в бане мылись и парились, стучать в окна, и шугать. «Не пугать, а шугать»,- так говорили на привычном деревенском языке.

                Вспоминали, как в школу вместе ходили, в клуб в кино с девчатами. Призывались в армию в один день, провожали всем селом. Когда началась война, их срочная служба плавно перешла в борьбу с врагом. Так вместе все четыре года, «бок о бок» прошли длинную дорогу войны. Не забыть тот страшный бой. Он продолжался весь день. Небо было светлым от трассирующих пуль, взрывающихся снарядов, пожаришь. Воздух был пропитан порохом, кровью. Фашисты не жалели снарядов. В том бою Геннадий был ранен в ногу, не мог двигаться, пытался ползти. После боя Фёдор долго разыскивал друга, и всё же ему удастся найти его в лесу под деревом обессиленного, чуть живого. Он вынес его на себе, так, можно сказать, и спас его. В знак благодарности Геннадий подарит ему старый дедовский портсигар, который давно приглянулся другу. Сам же Геннадий не курил. Пробовал как-то в детстве, глядя на других ребят, хотел казаться взрослым, крутым что ли, кроме рвоты и головокружения ничего не ощутил. Вот портсигар носил с собой всегда, не расставаясь, как талисман, ему казалось, что он приносит ему удачу. Иногда, по возможности конечно, в нём появлялись папиросы, тогда Геннадий угощал, или, как говорится,  выручал, однополчан по острой необходимости после боя, тогда портсигар придавал имидж и индивидуальность его владельца.

                Женились они после войны. Геннадий на местной красавице, а Фёдор невесту привёз с войны. Вернее, подобрал сиротинушку семнадцати с половиной годков в железнодорожном  вагоне. Она оказалась из эвакуированных, мать и младших двух братьёв на её глазах убило при бомбёжке. Так она оказалось в поезде, убиралась, помогала раненным, те её угощали кто сахарком, кто делился солдатским пайком. Пела она красиво. Своим голосом  привлекла Фёдора и завоевала его сердце. Прожили они долгую счастливую жизнь, единственное, что омрачало их  – отсутствие детей. Заботу и любовь свою отдавали друг другу, были ребёнком друг для друга. После выхода на экран художественного фильма Владимира Мотыля «Белое солнце пустыни» (1969 год), песня на слова Булата Окуджавы и на музыку Исаака Шварца «Ваше благородие, госпожа удача» - станет коронной для него. «Не везёт мне в смерти, повезёт в любви». Действительно, в любви ему очень-очень повезёт. Смерть жены будет переживать тяжело, тихо, в одиночку. Дважды в день, утром и вечером, будет ходить на её могилку.

                Утром к дому подъехал такси. Фёдор крепко-крепко обнял друга, в последний момент вынул из нагрудного кармана завёрнутый в носовой платок свои ордена и медали и передал ему на хранение. Затем помахал рукой прощальным жестом, сел в автомобиль, который увёз его в неведомую даль. Геннадий  долго-долго смотрел вслед отъезжающей машине, пока она совсем не скрылась за горизонтом.

                Залаяла собака, приоткрылась калитка и во двор вошла почтальонка. В руке держала маленькую бандероль. От Фёдора. Видимо что-то из заморского, как две предыдущие открытки – Дели, столица Индии, и Стамбул, столица Турции. В свёртке окажутся  четыре предмета – портсигар, карманные механические часы на цепочке, два письма, одно от Фёдора, второе от незнакомца, по подчерку, похожее от женщины.

                Письмо друга окажется прощальным. Он писал, что возвращает ему портсигар, потому что ему он теперь не по надобности, и что он действительно как талисман приносит удачу, что жизнь его была длинной и счастливой, а содержимое его приносит страшную болезнь – рак легких, от чего он и умирает. Часы, которые когда-то приглянулись Геннадию, он дарит  ему, чтобы стрелки его ещё долго-долго отсчитывали теперь его жизнь.

                Второе письмо было от медицинской сестры  онкологического центра, которая сообщала о диагнозе, о дате смерти, о месте нахождения тела.

- Что за чертовщина?!,- он взял открытки друга, чтобы посмотреть на почтовый штамп, указывающий место, дату и время, откуда прибыли открытки. Отчетливо прочёл – Казань, дата.

             Казань, Сибирский тракт, 29, Онкологический центр. Вот какое кругосветное путешествие! Здорово одурачил его! Одурачить хотел? Нет! Когда узнал, что у него рак лёгких, и он обречён, Фёдор не хотел, чтобы его жалели, видели  больным и немощным.

             Хоронили Фёдора всем селом, с военными почестями. Геннадий нёс на специальной орденской подушечке его награды. Церемония прощания завершилась любимой песней Фёдора: «Ваше благородие, госпожа удача, для кого ты добрая, а кому иначе. Девять граммов в сердце постой не зови. Не везёт мне в смерти, повезёт в любви!».

             Геннадий сидел на скамейке у своих ворот и смотрел вдаль. Тихо и как красиво летним вечером в деревне, когда проплывает сиреневый туман, раздаётся малиновый звон, алый закат разрисовывает горизонт, и от всего этого душа наполняется необыкновенными эмоциями.

             Вынул из кармана часы на цепочке и, поднеся их к свету фонаря, взглянул на циферблат, стрелки давно перевалили за полночь.

Вот прошёл ещё один день…