О преданности ростовцев и суздальцев князьям

Томилин Михаил Леонидович
Почему ростовцы и суздальцы были так преданы своим князьям?

Иллюстрация из книги Тихомирова

Михаил Леонидович Томилин г. Клин

          Верхневолжские кривичи - это кривичи, жившие на землях по Волге от её верховьев до впадения в неё реки Оки. Их можно поделить на кривичей тверских (кревских) и ростовских суздальских. У них, а потом и у их потомков сложились некоторые отличия, повлиявшие в том числе и на воинские навыки, например по защите городов.

          Отметим, что кривичи тверские, вернее кревские (древний центр кривичей – Крево был на верхней Волге) отличались от кривичей суздальских и ростовских. Это отличие повлияло и на характер населения княжеств Тверского и Владимиро –Суздальского.

          У тверских кривичей на их земле были сплошные леса (даже пословица есть – «Скрипучее дерево дольше живет.»), которые давали возможность при опасности уйти в лес, скрыться, переждать нападение, обдумать сложившуюся ситуацию, откуда тверские пословицы: «Думай к вечеру, делай поутру» «Начиная дело, думай о конце.» То есть они были более рациональными.

          Для расчистки пашни лес приходилось вырубать деревья выкорчевывать, а это тяжелый труд откуда вырабатывалось упорство, доходящее до упрямства, даже сейчас, например, москвичи считают тверских упрямыми, упертыми. В древние времена использовалось подсечно – огневое земледелие - "тяжелый труд постоянное напряжение вызывало стресс, который мог вылиться в необдуманные действия и поступки", пример тому восстание 1327 года в Твери, против родственника хана Чолxана и его отряда.

          Что выработало у тверских кривичей, коллективизм или общинность (одному не справиться) об этом говорят тверские пословицы – «В одиночку не сдвинешь и кочку.» «Дружно не грузно, а врозь - хоть брось», «В одиночку биться не годится.», «Вместе людно, а одному свободно, да трудно.», «Одинокое дерево ветра боится, одинокий человек людей страшится.», «Один в поле не воин.», «Все за одного, один за всех — вот и обеспечен в деле успех».

          Поэтому у тверичей был стойкий характер, суровый нрав, они долгое время были на ряду с Литвой были одним из соперников Москвы.

          По – нашему мнению главной задачей обороны городов лесной зоны Руси, особенно небольших, малых городов было обеспечение достаточного времени для отхода (эвакуации) населения в заранее подготовленные безопасные места.

          Наличие лесов или их отсутствие, племенная принадлежность накладывали отпечаток на упорство обороняющихся при осаде городов. Для отхода или эвакуации, города оставались защищать воины, их можно назвать отрядами прикрытия, отсюда жертвенность, «положить голову за други своя»

О Залесской Руси.

          В древности был на Руси огромный реликтовый Оковский лес, первое упоминание о котором содержится в Повести временных лет, относящейся к XII веку. «Днепр бо потече из Оковьского леса и потечет на полдне, а Двина из того же леса потечет, а идет на полунощье и внидет в море Варяжское, из того же леса потече Волга на Восток».

          Особенность Оковского леса состояла в «близости истоков рождающихся здесь рек, которым потом суждено разбежаться в разные стороны. Их верховья находятся близко друг от друга буквально в нескольких километрах, а то и ближе. Нашим предкам стоило только перетащить ладью через небольшую гряду и можно плыть уже в другую сторону»

          По – нашему мнению ладьи и суда не волочили по волокам. Они оставались на месте на реке, а по волоку между ними переносили и перевозили товар. Так было проще и легче, да и судна меньше изнашивались. Поэтому у Оковского леса было еще одно название Волоковский лес - лес, где начинаются волоки и второе значение у В.И. Даля - глухой лес, обширная лесистая, мало заселённая область.

          О названии оковского леса есть гипотеза: «Леса, издавна лежащие на торговых путях с западными странами, были известны еще на заре истории русской земли. Назывались они Оковским, Волковиским, Волковским или Волконским лесом. Эти названия мы встречаем в летописных сводах, путевых дневниках иностранцев, посещавших Московское государство, и в документах 18-го столетия. Наиболее известное название - "Оковский лес" - производят от древнего города Оковца. Ныне это село Оковец - бывший центр одноименной волости, на границе бывшего Ржевского и Оставшковского уездов Тверской губернии. Таким образом, центр этого исторического леса лежал недалеко на восток от границ заповедника.»( «Живая природа Тверского края https://smolbattle.ru/threads....)

          По – нашему мнению название Оковский лес возможно связано со словом оковы («Оковы кандалы или цепи — особые, с цепями, железные кольца, точнее — обручи, налагаемые на руки и ноги человека с целью лишить его свободы передвижения») – с трудностью сухопутного передвижения по огромному лесу и его рекам и болотам.

          Одним из первых ученых, пытавшихся определить границу Оковского леса, был историк Н.П. Барсов, который отобразил свои изыскания в «Очерках русской исторической географии» 1873 года издания.

          В наше время считается, что Оковский лес располагался на водораздельных грядах Валдайской и Северозападной части Среднерусской возвышенностей в пределах треугольника, ограниченного линиями Москва-Бологое-Старая Русса и Москва-Вязьма-Смоленск, на территории нынешних Новгородской, Тверской, части Московской и Смоленской, частично Псковской и Калужской областей.

          Поэтому территории к югу и востоку от Оковского леса назывались Залесьем или полем. Нас интересует восточное Залесье, на нем появились города с соответствующими названиями - Переславль Залесский и Юрьев Польский.

          В работе Беляева Ивана Дмитриевича в «У истоков Руси», в рассказе десятом «Суздальщина» говорится: «Ростовцы и суздальцы, сии старинные колонисты Великого Новгорода в обширной стране …. племени мерь, были люди по своему характеру далеко не похожие ни на смолян, ни на киевлян, ни на черниговцов, люди своего закала и особой выдержки, с одной стороны, вольнолюбивые и упрямые, как новгородцы, а с другой стороны, до того преданные своим князьям, что не знали границ своей преданности и без оглядок жертвовали для них всем.» Особенно ростовцы и суздальцы проявляли упорство и мужество при обороне своих городов.

          В наших статьях «Меровия в Заволжье. Меря. Горы Меру. Династия Меровингов»  «Имена племён изначальных ариев, оставшихся на Русской равнине - предков русского народа»  говорится о близкородственном племени меря – индоевропейском архаичном племени изначальных ариев оставшихся на Русской равнине. Смешавшись потомки племени меря с ростово-суздальскими кривичами и составили население Ростово –Суздальского княжества, а любовь меря к своей прародине, которую они не покидали с древности, вынуждало их защищать свою землю, не щадя живота своего.

          Другим важным фактором, связанным с упорством в защите ростовцами и суздальцами своих городов – малолесье.

          Земли кривичей ростовских и суздальских были менее богаты лесами в связи с тем, что города Ростовских и суздальских кривичей располагались в Залесье на Владимиро – Юрьевском или Суздальском и Переславском опольях, богатых так называемым юрьевским черноземом. При нападении на расположенные на них города особо не спрячешься, поэтому приходилось воинам и горожанам биться до конца, защищая саои города и князей.