Родственная связь, что это такое

Ковалев Сергей Борисович
 

       Посвящается моим родственникам , ушедшим от нас, а так же сестре Гале, ныне здравствующей в славном городе Москве...

Рассказ - воспоминание.


  ... У каждого человека, живущего на Земле, есть родственники, даже у тех, кто по каким-то причинам не смог или не захотел завести семью и детей. Ведь каждого человека, кто-то родил и воспитал, хотя последнее может и совсем  отсутствовать!!

  У каждого человека сохранились воспоминания о своих ушедших родственниках, у кого-то они позитивные, у кого-то негативные, но они обязательно оставили след в вашей душе, а уж какой - зависело от них.

  Одних родственников люди вспоминают только по великим праздникам, может быть только в родительский день, а о других вообще не вспоминают, они ушли в забвение, память о них растворилась бесследно в бесконечности Вселенной и я думаю, что на месте этих родственников никто не хотел бы оказаться…

  Моя матушка, Татьяна Матвеевна, в память о себе оставила замечательный семейный альбом, (см. фото), в котором она в течении всей жизни собирала фотографии своих родителей, (их, увы, немного), фотографии себя молодой и, конечно же, когда у неё появились мы, её дети, продолжение её, то фотографии нас, внуков, правнуков.

  Но самое важное для меня, что под каждой фотографией этого альбома  она оставила свой комментарий, иногда ироничный, иногда весёлый, написанный своим красивым, "правильным" почерком учителя русского языка и литературы.

  Я убеждён, что у каждой семьи должен быть такой альбом, начатый одним из старейших членов её, в котором  кроме редких фотографий, были бы слова, пожелания, просьбы, адресованные потомкам, оставшимся жить после и продолженный теми, кто остался ЖИТЬ...
 
  Я ещё не решил, что напишу на последней странице этого альбома, буду думать, у меня ещё есть время...
  Но я обязательно пожелаю своим детям и внукам быть ДОБРЫМИ, оставаться такими всю свою жизнь и передать свою ДОБРОТУ дальше, как эстафету...

  И тогда этот альбом будет хорошим связующим звеном между поколениями, их Родственной связью...

 Всех, доживших  до своих внуков и  правнуков,  и поняньчившихся с ними, хоть немного,  я считаю выполнившими  свою миссию на Земле.  Они уже этим оставили добрый след в их душах . Поэтому я  считаю, что моя матушка ушла из жизни счастливой…

  …Она была хорошим педагогом и знала это. В редкую минуту откровения она, никогда в жизни не хваставшаяся мне своим авторитетом у учеников, рассказала один случай в школе. Когда её коллега по предмету заболела, её попросили провести урок. Так вот, когда она зашла в этот 10й  класс, все ученики, как один, встали со своих мест (как и положено в школе) и зааплодировали, (что совсем не положено) как зрители в театре в предвкушении хорошего спектакля, где главным действующим лицом была Татьяна Матвеевна, моя матушка.

  Мы с сестрой Галей никогда не забываем вспоминать  о ней добрым словом  в её день рождения и благодарить  её за всё то хорошее, что она вложила в нас, а я за всё это хорошее ещё и выпиваю стопочку коньяка...
  В последний её день рождения Галя написала мне :

   «Сегодня день рождения у нашей  мамы - бабушки Тани ! Самой доброй , самой умной , самой справедливой и самой не верующей , но с Богом в душе !!
  Учительница литературы до мозга и костей, если так можно выразится, когда ей дед Борис говорил : Татьяна , ну что ты занимаешься с этими отстающими ребятами, тратя на это свое не рабочее время, все равно из них получатся хорошие трактористы.  А она : даже трактористы должны знать литературу и свой русский язык ! И убедить ее в обратном было невозможно ! Очень любила моего Сашу и все время мне делала упреки, если что - то  не так происходило, как ей казалось  ! Царствие ей небесное ! ;;;»

  У меня в комнате висит фоторамка, в которой через 1 минуту меняются фотографии дорогих мне людей. Больше всего, конечно, моей внучки Алёнки, но когда там появляется мама, сидящая , например, в кресле на поляне моей дачи, то я обязательно машу ей рукой :  "Привет, мама, ну как там тебе на небесах!!??" и я уверен, что она меня слышит !

 …Всем известно, что ушедшие родственники оставляют на память о себе (передают через гены), что то из внешности. Например, мой знакомый Саша  передал своим сыновьям - двойняшкам .... свою лысину,, но почему-то не смог передать свой добрый характер.

   Я совершенно не похож внешне на своих родителей (про сестру Галю - не знаю), но уверен, что всё хорошее, доброе, все их добродетели, характер, все , что было в них заложены с рожденья Господом Богом, они успели передать нам с сестрой, потому что ХОТЕЛИ  этого…

  Ещё в школе мама учила меня, как надо правильно писать сочинения, особенно на свободную тему: как составлять план, подбирать материал по теме, как "красиво" выражать свои мысли. Внушала мне, что нужно много читать, особенно классиков. Мне нравился процесс " сочинения ", перевод своих мыслей на бумагу, исправления и доработка текста. Сочинения были неплохие, на мой взгляд, но я был очень удивлён, когда мама, когда мне было лет 50, призналась , что читала их в ДРУГИХ классах школы, как образец сочинения!!
 По её мнению, я не должен был тогда знать об этом.
  Вот оно, настоящее педагогическое воспитание своих детей !!

  Выйдя на пенсию, я почувствовал, что во мне блуждают  гены мамы – литератора, им хорошо и уютно у меня, поэтому они просят себе работы, и когда сейчас я провожу некоторое время без "сочинительства", то считаю его просто потерянным и начинаю болеть уже физически...

  ... Но нам с сестрой повезло вдвойне : наши родители не просто заложили в нас всё , что было в них доброго на своём личном  примере, но у нас с ними существует еще и  РОДСТВЕННАЯ  СВЯЗЬ, как, впрочем, и у всех здравствующих Ковалевых между собой, что подтверждено на многочисленных примерах!!
 
  За примерами ходить далеко не надо. Когда у нас умерла бабушка Ульяна Ефимовна, оказалось, что Галя в этот день страшно болела, пока я не решился сообщить ей об этой утрате нашей семьи, когда бабушку мы уже похоронили...
  Я так решил, жалея Галю, чтоб она не вздумала приезжать на похороны, зная сколько  это отнимет здоровья у неё, единственного оставшегося у меня родного человека из нашей семьи …


  Расскажу теперь о бабушке. Мне на всю жизнь запомнились её слова, когда я ей что-то сказал, по поводу её неверия в Бога, что в её комнате нет икон. Она ответила мне так красиво, что это запомнилось мне на всю жизнь : "Я за всю жизнь не обидела ни одного человека и поэтому я уйду тихо и спокойно!!
Так оно и случилось : она в 85 лет пошла в магазин, пришла с арбузом, оставила его на столе в кухне ( не разрезав его), пошла в свою комнату, прилегла на кровать и.... больше не проснулась!!!
Я, как и все читающие этот рассказ - воспоминание, тоже хотел бы  так  уйти из Жизни, но пути Господни неисповедимы...

  Ещё я бы хотел сказать, что она обладала сильнейшим биополем, могла лечить ( заговаривать) ячмени на глазах, снимать боли в животе своей ладонью и... заставлять внуков расти!!

  Когда я в свою бытность,  рожденный в не положенный срок , был чрезвычайно худосочным ребёнком и налегал на картошку  ,( это и сейчас моя любимая еда, после того, как один доктор мне в 7 лет порекомендовал налегать на неё, чтоб вырасти высоким, здоровым и красивым), моя бабушка, не слишком надеясь на чудодейственную силу картошки, укладывала меня после ужина на кровать  и "заговаривала" своим мягким, бархатистым  голосом, поглаживая при этом с головы до ног.
  После этого " заговаривания" я спал всегда крепко, рос во сне и вырос до 180 см.!!

 Мне нравились её белые волнистые волосы, тихий голос, а особенно железобетонное спокойствие в любой ситуации, которого у меня сейчас ,к сожалению, нет…
 
 Её сильное биополе, кстати, передалось и мне и моей сестре Гале.
Я с удовольствием пользуюсь этим "наследством" моей бабушки, снимая боли в груди моего сына, которые возникают у него иногда по неизвестным причинам.

Эти " способности" у моей Гали, я считаю, выше. Я их почувствовал, когда после операции в Москве, она приезжала ко мне в больницу и снимала послеоперационные боли в низу живота. Правда она для усиления эффекта ещё шептала что-то...

Моя родственная связь с младшим сыном Иваном проявляется часто в те моменты, когда он, ближе к обеду, отправляется на работу, проходя мимо моих окон .
 Какая-то неведомая сила заставляет меня, например, оставить  мыть посуду и не теряя времени броситься к окну , где я вижу сына, бодрой походкой спешащего в гараж за машиной!! Он человек новой формации и никак не может ездить на работу на общественном транспорте...
  Например, на трамвае. «Нет, этот  кошмар  только для бедных и пенсионеров !!»,  - думает нынешнее поколение молодёжи!!

 ... Но вернёмся, дорогие мои  читатели, к родственным связям в нашей семье, причём  не только между ныне здравствующими, но и с Ковалевыми, уже давно покинувшими нас.
  Раньше при написании рассказов, я был уверен, что мне помогает крылатый Пегас, который прилетает к желающим не всегда и не ко всем. Ну и Ангел мой, который не упускает возможности подкинуть мне какие-то воспоминания из детства, которые уже давно стёрлись из моей совсем дырявой памяти.
  Но с некоторых пор эта уверенность во мне исчезла.
  И в этом виновата моя мама…

  А всё дело в том, что когда на моей фоторамке, висящей на стене в моей комнате, появляется её фотография  и я чувствую её заботливый, материнский взгляд через пространство и время, её переживания за нас, её детей, внуков и правнучку Аленку, то всегда передаю ей привет из ЭТОГО  Мира,  а через мгновенье я начинаю чувствовать её помощь  в моей творческой работе.   Кто - то в моем подсознании  подсказывает мне не назойливо словесный оборот, когда я захожу в тупик!!

  Тогда я складываю ладони на груди, возношу глаза к небу и мысленно благодарю её  за помощь.
  Вот так работает моя родственная связь с мамой!!

А недавно, когда моя жена, спросила, а какую сегодня кашу варить на завтрак, КТО –ТО мне подсказал и я уверенно ответил ей : " А свари ка ты мне, пожалуйста, толокно из овсяной муки, моя мама часто готовила его для нас в детстве и мы с Галей её обожали !!»

  Оказывается, овсяная мука и толокно, тем более , сейчас такая  редкость и моя жена приложила немало сил, чтобы найти её в магазинах!!
Зато я знаю теперь, что я исполнил ЕЁ, мамино  желание!!

... А ещё у меня бывают такие случаи: кто - то поздней ночью (часа в 3 - 4) касается моего левого плеча , призывая меня, если не проснуться, то хотя бы что-то сделать мне очень необходимое.
  " Это мама!" - мелькает только одна мысль у меня в голове в подсознании и мой мозг опять отключается до утра...

  Просыпаясь утром, после того, как моя голова придёт в рабочее состояние и глаза откроются, я обращаю внимание на мой столик, стоящий около кровати, который вечером был чистый и вижу там открытую коробочку с лекарством от давления Моксонидин. Значит этот  "КТО - ТО" поднял меня с постели , заставил достать таблетку из коробочки и положить её под мой язык, зная, что скачок давления у гипертоников за 200 ед. может иметь необратимые последствия для сосудов моей головы.

  Я убеждён, что этот " кто-то" - моя мама и когда моё давление ночью достигает критического, она заставляет меня принять таблетку в бессознательном состоянии!!
  Я  убеждён, что если мои " болячки" и доконают  меня окончательно и бесповоротно, то ЭТО произойдёт точно  не ночью, потому что ночью обо мне заботится мама!!

  " Спасибо, мама, тебе за эту заботу и за подсказки, ведь после одного из таких случаев мне и пришла мысль написать о Родственных связях в нашей семье!!"

  А в последний День рождения нашей мамы моя сестра Галя  прислала мне такое  сообщение :
  «Сегодня день рождения у нашей мамы - бабушки Тани ! Самой доброй, самой умной, самой справедливой и самой не верующей, но с Богом в душе…
  Учительница литературы до мозга и костей, если так можно выразится,  когда ей дед Борис говорил : «Татьяна , ну что ты занимаешься с этими отстающими ребятами, тратя на это свое не рабочее время, все равно из них получатся хорошие трактористы!!» А она : « Даже трактористы должны знать литературу и свой русский язык !» И убедить ее в обратном было невозможно ! Очень любила моего Сашу и все время мне делала упреки,  если что - то  не так происходило, как ей казалось  ! Царствие ей небесное !»  ;;;

Моя матушка была чрезвычайно сердобольной женщиной, жалела и переживала за всё живое в природе, будь то бродячая кошка или муравей :
  - Серёжа, не обижай их, ведь они, как люди, - говорила она мне, имея в виду, что всё живое на земле также, как и человек хочет жить, хочет продолжать свой род и он не вправе лишать их этого !!

  Поэтому  после школы я спешил домой и первым делом проверял самочувствие раненого воробья, который жил у меня в посылочной коробке в сарае. А сколько слёз было  выплакано, когда он умер и был похоронен мной с почестями в углу огорода, с крестиком на маленьком холмике, сделанном из 2х щепочек !!

  …Что касается моего отца, Бориса Яковлевича, то он тоже помогает мне советами.  Дело в том, что когда врачи запретили ему, с больным сердцем, категорически курить в 70 лет, то он пошёл на хитрость  и обманул и врачей и болезнь и себя.  Он стал ломать свои сигаретки Астра (а другие, с фильтром он не курил) пополам и этим продлил свою жизнь, как он считал, надолго!!

  Я тоже, по его совету ОТТУДА выкуриваю сейчас сигарету Мальборо наполовину, не забывая при этом совет одного мудрого доктора, что в нашем возрасте нельзя резко менять образ жизни, которого ты придерживался всю свою  жизнь.

  …Я очень доволен, что похоронил их всех троих в одной могиле, у них общий памятник из чёрного гранита с их портретами. Сестра Галя помогла мне с деньгами.

  Приезжая на Родительский День к ним,  перед уборкой могилки и замены гвоздик на свежие, я долго беседую с ними, рассказываю, как у нас дела, передаю привет из Москвы от Гали и я уверен, что они меня слышат, потому что после этого мне становится очень легко…

  С отцом, командиром батареи, получившим контузию на Курской дуге, награждённым  двумя Орденами Красного знамени, у меня особая история : после « омовения» памятника я на его основание кладу все его ордена и медали, приколотые на куске черного бархата в определенном порядке, наливаю ему фронтовые 100 г. с ломтём чёрного хлеба и мы выпиваем с ним не чокаясь за тех, кто не дожил до славного Дня Победы!!!

  Вот такая сильная в нашей семье Родственная связь, когда ушедшие близкие помогают ныне здравствующим и спасибо им за это...

На фото : это тот самый памятный альбом с комментариями мамы, в котором собрана вся история нашей семьи, начиная с начала 20 века.


  Бийск, февраль, 2023 г.

                Отзывы:
 
     " Замечательный семейный рассказ!  Все плохое и хорошее из семьи. И какое счастье если вспоминая родителей, бабушек, дедушек и других родственников у тебя теплеет на душе, "бегут" наперегонки счастливые воспоминания... Это счастье. И здорово,  что у тебя все это есть и останется в детях -внуках благодаря твоим стараниям."

          Ирина Ельчинская.
                *  *  *

          "С удовольствием прочитала о наших родственных связях . Да , они наверное у всех есть в той или иной форме . Это связь поколений живущих и живших на земле . И от этой связи очень тепло на душе , спокойно и надежно . А как иногда хочется , чтобы вдруг все собрались вместе , поделились впечатлениями о жизни , спели под гармонь любимую песню . И это желание останется только желанием . Всех люблю и обожаю !!!"

           Галя Тырышкина.
                *  *  *

     "Здравствуйте Сергей Борисович! От прочитанного столько разных мыслей. Теперь все знают откуда у вас такой талант,  ведь все идёт  из семьи. Как всегда все читалось легко и просто.
Кстати дневной стационар теперь переехал в основное здание. Теперь точно увидимся)"
 
           Юля, м/сестра.
                *  *  *

      "Иметь такие родственные связи это Роскошь для любого человека. Ты счастливый человек! Дай Бог чтоб твои дети продлили вашу добрую семейную традицию."

          Людмила Перепечина.
                *  *  *

       "Мне понравилась ваша родовая история и твоё отношение к ней.
Про дальних и дальних-дальних родственников мало кто помнит. Напиши об этом."

          Ольга Соменко,