Полицай

Сергей Минкевич-Одровонж
             ПОЛИЦАЙ
Был жаркий майский день. Я стоял возле калитки дома, в котором никто не жил. Меня туда поселили, когда я прибыл в подшефный колхоз. Было это на кануне 40-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войны 1941-45 гг. Были живы солдаты той войны, но были живы и предатели. Мой взгляд привлек мужчина на вид лет 55-60 лет. Он шел по деревенской улице. Попадавшиеся на его пути люди сразу сворачивали с дороги, а потом плевали ему в след и до меня едва доносились матерщина и проклятья в адрес этого мужчины. 9 мая я с хозяйкой Анной и её мужем Николаем отмечали праздник Великой Победы. Разумеется, что для такого праздника нашлась и самогонка. Мы пили с хозяином, хозяйка пила мало. По мере того, как я и хозяин немного окосели, развязался язык. Я не мог не задать вопрос о мужчине, которого недавно видел. Николай рассказал, что зовут того мужчину Никифором. Вовремя войны ему  едва исполнилось 17 лет. Красная армии быстро отступала под напором гитлеровских войск и парня просто не успели призвать в ряды РККА. Партизан по близости не было, а жить то как-то надо. Парню было все ровно кому служить "красным" или "белым", главное: чтобы хорошо кормили и дали власть  над людьми. Он сразу записался в "бобики", так местное население называло полицаев. В деревне жила девушка, с которой Никифор учился в одном классе. Она ему очень нравилась, но взаимности он не мог добиться. А после поступления на службу к немцам, девушка стала его презирать. Разумеется, что "бобика" это не остановило. Он теперь был "власть". Отец, два старших брата девушки, а звали её Катя, служили в Красной Армии. Участь таких семей была плачевной: либо сразу расстрел на месте, либо концлагерь. Об этом знали все. Никифор в один из вечеров, хорошо накачав себя самогоном, заявился к Кате. В доме был младший брат, который потом на суде давал показания против предателя. Полицай пригрозил Кате, что если та добровольно ему не отдастся, то он возьмёт её силой, а потом донесет на семью, и мать с братом расстреляют или отправят в концлагерь немцы. Никакого насилия не было, девушка быстро осознала свою учесть и подчинилась. После войны прошло много лет, Никифор отсидел 10 лет в лагерях на Севере и вернулся домой. В деревне у него остались мать и отец, а два старших брата жили в соседней деревне. Катя после войны нашла свою любовь. Парень, который на ней женился, знал и про тот злополучный вечер. Ей он сказал, что осуждать её может только негодяй, без чести и совести, у тебя просто не было выбора. Выбор мог быть другой, но тогда расстреляли бы твою мать и брата. Николай рассказывал, что один раз Катя приезжала с мужем и детьми из города погостить к семье. С войны вернулись её отец и два старших брата. Встретилась Катя и с полицаем Никифором, в деревне его звали презрительно "полицаем" и только в официальных документах именовали по фамилии, имени и отчеству. Гордая женщина подошла к полицаю и плюнула ему под ноги. Я прожил в деревне месяц и вернулся обратно на завод в город. За неделю до моего отъезда полицай умер. Это было сенсацией. Местные жители потребовали от председателя сельсовета, председателя колхоза и партийного секретаря, чтобы те запретили хоронить предателя на местном кладбище. Односельчане видели как отец с матерью и два брата хоронили предателя тайно ночью. На подводе установили деревянный ящик похожий на гроб, куда и положили тело Никифора.  Вывезли в Дальней лес и там под сосной закопали. Никакого надгробья и надписи не оставили. Просто опасались, что люди будут плевать на это место. Какой не был Никифор, но он им был сын и брат. Они просто молча несли свой крест. Помните фильм "Вечный зов", когда Панкрат Назаров похоронил своего сына-душегуба, он сказал: "Отойдите! Какой-никакой, но все же мне он был сыном".
      Через год я был в этом же колхозе и встретился со своими хозяевами. У истории этой было продолжения. Двое односельчан, собирая грибы в Дальнем лесу, утром натолкнулись на мать полицая, я уже говорил, что по имени в деревне его никто не называл. Женщину они видели со спины. Она стояла на коленях лицом к сосне, и они слышали молитву. Мать молилась за упокой души сына-полицая. Люди не простили Никифору его предательства и поступка над девушкой.