Трагическая судьба командира

Николай Птицин
Из цикла  « ЛИСТАЯ СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ 62 ИАП»
        Сегодня мой рассказ    об участнике воздушных сражений трех войн:  в годы гражданской войны в  Испании (14.12.1937- 15.08.1938),  в Советско-Финской войне (ноябрь 1939-март 1940)  и в Великой Отечественной войне -  командире 62 авиаполка (с декабря 1942 по 12 июля 1943г) майоре Багрове Василии Васильевиче.
   О нем кратко писал в 2015 году Олег Каминский у себя на страничке Проза.ру . Можно почитать по ссылке  http://proza.ru/2015/01/02/2061
    Более подробно о десанте можете прочитать в статье Шеремет О.Н. «МОРСКИЕ ДЕСАНТЫ НА КЕРЧЕНСКОМ ПОЛУОСТРОВЕ В ЯНВАРЕ 1944 г.» по этой ссылке 
  https://biography.wikireading.ru/237488 
На сайте «КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953» , что можно посмотреть по этой ссылке   http://airaces.narod.ru/spane/bagrov.htm     Тоже есть страничка, посвященная  майору Багрову В.В.
      Все авторы пишут примерно одинаково до момента , когда он назначен командиром 25 истребительного авиаполка и далее до его гибели.  Поэтому ни один правильно не написал , просто скопировали друг у друга. Да оно и понятно. В интернете в свободном доступе практически никакой информации об участнике трех войн майоре Багрове В.В.
 Написание  этого текста  вызвано  многими неточностями и недосказанностью  в рассказах авторов.   В последние годы открылись в общем доступе многие архивы и есть возможность внести поправки и дополнения  .
 Вот выдержки из  статьи Шеремет О.Н.   
         В состав десанта были выделены 143-й отдельный батальон морской пехоты, штрафная рота Черноморского флота, парашютный десантный батальон Черноморского флота, 166-й гвардейский стрелковый полк Героя Советского Союза Г.К. Главацкого и армейская рота разведки. Всего 2925 человек [5, с. 27]. В 7 ч. 20 м.(10.01.1944) по сигналу командира высадки катера десанта первой группы начали боевое развертывание и направились к берегу. Из-за сильного волнения строй соблюдался плохо, и движение было медленным (около 1 узла). С наступлением рассвета противник открыл по катерам десанта артиллерийско-минометный огонь. В 8 ч. 05 м. началась высадка десанта на берег. В 9 ч. 50 м. высадка десанта первой группы была закончена. Всего было высажено 374 человека. Освободившиеся катера начали отход к кордону Ильич. Высадившиеся сразу попали в крайне тяжелое положение. Большая часть морских пехотинцев была высажена в ледяную воду, при этом потонула часть вооружения и боеприпасов. В 8 ч. 00 м. катера второй группы десанта под артиллерийско-минометным огнем противника подошли к берегу и начали высадку.
В 8 ч. 25 м. на малом охотнике № 048 во время атаки двух Ме-109 был убит командир высадки капитан 2-го ранга Кириллов и штурман штаба высадки лейтенант Бунин. Командование высадкой принял на себя начальник штаба высадки капитан-лейтенант Шатаев [5, с. 30—31].
По поддержке высаживающихся войск начала действовать советская авиация [5, с. 32]. С 8 ч. 40 м. до 9 ч. 10 м. 12 Пе-2 (40 ап) в сопровождении 10 истребителей (11 гв. ап) и шесть ЛаГГ-3 (25 ап) штурмовали и бомбардировали войска и технику противника на Керченском полуострове в районе Булганак, отметка 101,6. Было уничтожено два орудия, до пяти автомашин и разоружено два блиндажа. Один Пе-2 был сбит самолетом Ме-109. Наши истребители сбили один Ме-109 и один ФВ-190.
С 8 ч. 40 м. до 13 ч. 35 м. 28 самолетов Ил-2 (47 шап) в сопровождении 30 Як-9 (6 гв. ап), восьми ЛаГГ-3 (25 ап) шестью группами нанесли бомбо-штурмовой удар по войскам и технике противника на Керченском полуострове в районах северной окраины Катерлеза, горы Горькая и отметки 95,8. Было уничтожено до 100 солдат, 15 автомашин, подавлен огонь полевой и двух зенитных батарей. В воздушных боях наши летчики сбили четыре вражеских самолета Ме-109 и подбили один Ме-109. Один Ил-2 был сбит Ме-109, другой Ил-2 с задания не вернулся, а третий Ил-2 при взлете взорвался на своих бомбах; экипаж погиб.
 Образцы героизма проявили летчики 6 гв. ап. Только за один день (10 января) полк сделал 80 боевых вылетов. Каждый летчик сделал по три вылета. За этот день было сбито 8 самолетов противника, причем с нашей стороны потерь не было. Командир полка Герой Советского Союза гвардии подполковник Авдеев, имевший на своем боевом счету 13 сбитых самолетов противника, сбил два Ме-109.
К 10 ч. 30 м. высадка десанта второй группы была закончена, все плавучие средства начали отход к поворотному бую для возвращения к кордону Ильич. Всего было высажено 1765 человек. Десантникам удалось со значительными потерями занять в рукопашной схватке береговые линии укреплений врага и организовать круговую оборону. Выполнение наступательных задач было невозможно, поскольку противник успел подтянуть к месту высадки значительное количество войск с танками и артиллерией. Начавшееся наступление Приморской армии с плацдарма также значительного успеха не принесло и свелось к медленному выдавливанию противника с рубежей обороны. Десант вел оборонительный бой свыше суток, испытывая острейший недостаток боеприпасов. Атаки танков противника приходилось отражать исключительно гранатами. Днем 11 января по согласованию с командованием армии внезапной атакой сильно поредевший десант прорвал вражеские порядки и вышел на соединение с частями Приморской армии.
Части высаженного десанта в результате боевых действий в первой половине дня 10 января вышли на рубеж отметка 97,9 — отметка 136,0 — отметка 164,5 — отметка 95,1 и, прорвав оборону противника на участке  отметка 71,3 — отметка 92,7, соединились с войсками Отдельной Приморской армии, которые развить успех десанта не смогли и продолжали оставаться на прежних рубежах.
Заканчивая свой рассказ, хочется обратить ваше внимание , что Багров Василий Васильевич до 12 .07. 1943 года командовал 62 истребительным авиаполком ВВС ЧФ , далее мы видим его в  25 иап и всего лишь 2 месяца он командовал, разжалован приказом  НК ВМФ № 0899 от 23.11.1943 года в рядовые и направлен в 588 отдельный штрафной  взвод для отбытия наказания на 3 месяца стрелком. В истории авиации времен Великой Отечественной войны  было много случаев снятия с должности и понижения в звании командиров разных должностей и как правило они продолжали воевать по своей профессии .  Даже были штрафные авиационные эскадрильи. Но здесь факт понижения и в должности и в звании до рядового и перевод в пехоту. Это участника трех войн, имеющего не малый опыт и заслуги перед  Родиной. Значит,  произошло что-то выходящее за все  рамки. Учтите , что он 2 ноября 1943 года одерживает очередную победу в воздушном бою , а 23 ноября 1943 года снят с должности и разжалован. Так , что в Эльтингенском десанте  он участие не принимал. Что произошло со 2  по 23 мы не знаем. Приказ № 0899 имеет гриф секретности,   и пока его не рассекретят,  мы не узнаем формулировку - за что  он понес такое наказание.   
После гибели был восстановлен в звании и возвращены все награды.

А сейчас немного по его биографии .
    Эта информация у всех одинакова и мною сверена с архивными документами.
Родился в 1915 году в Москве. С 1934 года стал служить в Красной Армии. Окончил Ейскую военную авиационную школу морских лётчиков. В звании старшины служил лётчиком в Северо - Кавказском военном округе, а затем в составе 3-й истребительной авиационной эскадрильи ВВС Краснознамённого Балтийского Флота.
Участник национально - революционной войны испанского народа с 14 декабря 1937 года по 15 июня 1938 года. Был пилотом и командиром эскадрильи И-16.
Наши лётчики усиленно изучали тактику, применяемую в бою с итальянцами, летающими на "Фиатах", и немецкими лётчиками, летающими на "Мессершмиттах", отрабатывали свои способы и приёмы воздушного боя на самолёте И-16.
 
    Всего совершил в небе Испании около 100 боевых вылетов   ( боевой налёт - 122 часа ), участвовал в 25 воздушных боях, в составе пары сбил 2 истребителя  ( Fiat-32 и Me-109 ).
      За образцовое выполнение специальных заданий правительства в Испании дважды награждался орденом Красного Знамени  ( 14.11.1938 г. и 22.02.1939 г. ).
По возвращении в Советский Союз продолжал служить в ВВС.
За участие в Советско - Финляндской войне был награждён орденом Ленина  ( 21.04.1940 ), ему также присвоили звание майора.
   С июля 1943г.командует  25-м  ИАП ВВС ЧФ. Летал на ЛаГГ-3. Во время высадки морского десанта в районе Керчи в ноябре 1943 года осуществлял связь и взаимодействие между десантниками и авиацией.
Однако опять есть нестыковка.
 В истории 25 иап в этот период командует полком  с мая 1943 года  гвардии майор К.С.Алексеев,   Командовал 25-м иап до конца войны.
   
   Вспоминает известный морской лётчик, Герой Советского Союза Константин Дмитриевич Денисов:
     "30 октября 1943 года командующий ВВС провёл инструктивное совещание с командирами авиачастей и уточнил сроки начала морской десантной операции... В целях более чёткого управления боевыми действиями авиации в ходе операции в районе Тамани созданы КПП с рацией командующего ВВС и 3 пункта наведения, расположенные в Кротково, на западной окраине Тамани и непосредственно в районе высадки при командире 318-й стрелковой дивизии. Таманский пункт наведения возглавил капитан П. С. Пономарёв, а на плацдарме - майор В. В. Багров, в прошлом командир 25-го ИАП».
Мои  предположения:
   ( Если это утверждение верно, то  майор Багров  В.В. действительно мог участвовать в этой десантной операции в качестве руководителя пункта наведения авиации. Но он погиб не здесь , а позже 10 января 1944 года при высадке десанта отдельного штрафного взвода на северном побережье Керченского полуострова в районе мыса Тархун. Это следует с донесения командира взвода о безвозвратных потерях личного состава 588 отдельного штрафного взвода Черноморского Флота с 10.01 по 20.01. 1944г. исх № 3-0169 от 7.03.1944г. В списке он под 11 порядковым номером.)
    «Василий Багров - опытный лётчик, воевавший в Испании, почему ему и доверили это важное и весьма сложное дело наведения самолётов на цели, организацию целеуказания войсками и обозначения своего переднего края установленными на каждый день сигналами. Кроме того, с КП командира десанта, ему предстояло контролировать боевую работу штурмовиков и истребителей, пользуясь правом вызова тех и других на поле боя, посылать донесения в оперативную группу штаба ВВС.
Десант в районе на Эльтингена был высажен в ночь на 1 ноября. Казалось, обстановка для него складывалась благоприятно. В ночь на 3 ноября десант был усилен 335-м Гвардейским стрелковым полком, а севернее Керчи началась высадка главных сил - войск 56-й Армии. Но с утра противник обрушил на десантников мощный шквал огня, стремясь во что бы то ни стало сбросить их в море, а затем сконцентрировать все силы для разгрома войск 56-й Армии.
...В полдень погода улучшилась и в воздухе разгорелись жаркие бои. На этот раз чаще пришлось драться уже истребителям. В тот день лётчики нашего 11-го Гвардейского авиаполка провели 4 воздушных боя и сбили два Ме-109 и Ju-87. Но целеуказания по радио мы получали уже от другого офицера: майор Василий Васильевич Багров накануне погиб при близком разрыве вражеского снаряда".
 Можно ознакомиться по ссылке http://airaces.narod.ru/spane/bagrov.htm
Вот тут   не стыковка с официальным документом… Скорее всего по истечении времени , автор текста перепутал или объединил эти десантные операции в одну.
Вот к таким выводам я пришел :
1. Капитан  Багров Василий Васильевич назначен командиров 62 иап ВВС   ЧФ  приказом НК ВМФ № 092 от 13.01.1943г. А 13.02.43г. восстановлен в звании майор. ( 5.02.1941 г. помощник командира 71 иап ВВС КЬФ майор Багров В.В. был разжалован и понижен в воинском звании  до капитана « за пьянство и недисциплинированность отстранен от должности , понижен в воинском звании «капитан»).
2. 1.03.1941г . приказом НК ВМФ № 0277 назначен во 2 аэ 39 иап ВВС ТОФ зам. командира аэ по строевой части.
3. 14.10.1941г. приказом НК ВМФ № 0677 назначен зам. к-ра 2 аэ 6 иап ВВС ТОФ.
4. 17.02.1942г. приказом НК ВМФ № 0263 назначен командиром 1 аэ 78 иап ВВС СФ.
5. 18.07.1942г. приказом НК ВМФ № 0460 назначен командиром 2 аэ 25 иап ВВС ЧФ.
6. 10.07.1943г. приказом НК ВМФ № 0531 «За систематическое пьянство, слабое руководство боевой работой и большую аварийность в полку снят с должности и назначен в распоряжение Военного Совета ЧФ для использования на должности не выше  командира авиаэскадрильи .
7. 30.07.1943г. приказом  НК ВМФ № 0712 «восстановлен в звании «майор» ( значит одновременно был понижен в звании до «капитана») и назначен зам. командира 1 аэ 25 иап ВВС ЧФ.
8. 2 ноября 1943 года участвует на ЛаГГ-3  в воздушном бою и сбивает  1- Ме-109.
9. 23.11.1943 г.  приказом  НК ВМФ № 0899  « За систематическое пьянство, потерю облика офицера разжаловать  в рядовые и отправить   в 588 штрафной взвод  ЧФ сроком на 3 месяца».   Он никак не мог погибнуть при высадке  Эльтигенская десанта… так как 23.11.43г.   разжалован в рядовые и гибнет при высадке другого десанта 10.01.1044г.( № 605150  от 11.12. 1944г.Нач. ОРСО ЧФ). На этом же документе есть запись чернилами : « в звании майра восстановлен посмертно пр-з № 032 от 8.01.45г.»
10.   Десант на Эльтиген  являлся частью общей Керченско-Эльтигенской десантной операции, проводившейся совместно Северо-Кавказским фронтом и Черноморским флотом с 31-го октября по 11-е декабря 1943 года.
11. Оба полка 62 иап и 25 иап были в составе одной дивизии 4 иад, так что назначение из полка в полк могли производиться быстро и базировались в этот период на одном аэродроме  Геленджик.

 
 
Список  известных  воздушных  побед  В.  В.  Багрова:
14.12.1937-15.06.1938       1/2       Фиат-32                в  паре
14.12.1937-15.06.1938       1/2       Ме-109                в  паре
05.10.1943                1/2       Ме-109                в  паре
02.11.1943                1          Ме-109                лично

Награжден  Орденом « Ленина» (21.04.1940),  двумя  «Орденами  «Красного  Знамени»  (14.11.1938 ,  22.02.1939 ).

Примечание:
*     Орден  имел  порядковый  №  5649.
**     Орден  имел  порядковый  №  2096.
***     Орден  имел  порядковый  №  1702.
Запрос в архив отправлен, жду ответа .... Если придет и будет результат, то обязательно здесь допишу.