Выбор пути. Глава 1 Как Петр искал мудрость

Владимир Чугай
               
               
Три дня и три ночи шли, и вот явился перед старшим братом старец, казавшийся бедняком и попросил подаяния. Петр подумал и решил, что если сегодня он поделится, то в другой раз и ему помогут. Вытащил из сумки дорожной хлеб, разломил на две части и протянул половину старцу.
       
   - Вижу, ты добрый человек, - начал незнакомец, - за это помогу тебе жизненный выбор сделать. Видишь, кладу перед тобой ножик булатный, рубль золотой, да свиток. Что из этого выберешь, тем в жизни станешь. Или героем воином, или торговцем богатым, или мудрецом из мудрецов.
         
  - Выберу я, добрый старец, мудрость, - заявил брат старший, - чтобы все знать, все ведать, как люди живут и что их волнует.
 

- Хорошо молвишь, посмотрим, каков в деле окажешься, - старец протянул свиток, - иди и учись старательно, познавай все науки существующие, не ленись и прославишься на века, осветишь всю вселенную силой разума, что где и из чего создано, познаешь, да другим поведаешь. Многим жизнь облегчишь, исцелишь болезни смертельные.

Развернул Петр свиток, а тот пуст оказался.

- Ты его и должен будешь заполнить, изложить свои познания, - пояснил собеседник.

И исчез, будто его никогда и не было.


Идет Петр и задумался. «Хорошо быть мудрым, многое познаешь, но как им стать, как познать мудрость, накопленную веками? Я ведь даже читать и писать не умею».

Проходит он по деревне, только малолетки бегают по улице, взрослые и подростки в поле работают. Остановился возле церкви да перекрестился. И выходит оттуда священник.

- Кто ты, добрый молодец? Откуда и куда путь держишь?  Зайди ко мне да раздели со мной трапезу, что бог послал, и расскажешь о себе. В наших краях тебя раньше я не видал.

- Благодарю, батюшка. Я голоден и с удовольствием откушаю с тобой. Зовут меня Петр. А иду я из деревни Святовка искать свой жизненный путь. Хочу набраться мудрости и постигнуть смысл жизни. Но как этого достичь и сам не знаю, я совсем неграмотный, ни читать, ни писать не умею, я крестьянский сын.

- Сын мой, я одобряю твое решение. Мало у нас на Руси грамотных да умных людей, способных нести простым людям доброе, светлое и слово божие. Но чтобы познать грамоту, надо постараться, а мудрость не каждому дана.

- Да, батюшка, я постараюсь.

- Тогда я тебе помогу. Иди в церковь служителем, познаешь службу божию, и грамоте я тебя научу. Справишься, дальнейшему тебя начну учить.
Остался в церкви Петр и с превеликим усердием стал изучать грамоту и служение господу Богу. Через год он умел уже хорошо читать и красиво писать. Подивился батюшка и говорит:

- Одолел ты первую малую ступень, теперь пора тебе набираться ума да разума. Невелика наша деревня и церковь невелика, но есть у меня летописи бывших летописцев. Изучи да пойми смысл их, а далее скажу, что делать.
Все изучил и познал Петр, и раздвинулись горизонты его познаний. И советует ему батюшка:

- Сын мой, порадовал ты меня, верю ждет тебя стезя мудрости. Пойдешь в славный град Муром, там правит наш князь Ростислав, и церковь там большая да богатая. Много там летописей с мудрыми мыслями. Я отпишу тамошним священникам, чтобы продолжили твое обучение и направили тебя далее по пути. Да помни, где бы ты ни ходил, где бы ты не был, делись своими знаниями с простым народом, да и мысли их слушай. В их мыслях, хоть они и неграмотные, в их песнях, сказаниях и танцах заложена великая сила духа человека русского, способного любить Русь и отражать нападки многих врагов. Ступай, сын мой, и помни мой наказ. За эти годы ты стал мне, как сын. А мой сын Степан положил голову в борьбе с татарами.

Поклонился Петр священнику да двинулся в дальний путь.

Придя в Муром, дивился он величию княжеского терема, да теремам богатых людей. Восхищался величию и убранству церкви. Пять лет служил он в ней и набрался много разных знаний.

И сказал ему тогда настоятель:

- Дал тебе Господь великий ум на услужение Руси. Иди с богом в Византию в великий град Константинополь, откуда христианство пришло на Русь. Там много церквей и величественных храмов, там много рукописей разных времен и народов, в которых изложена мудрость человека, иди познавай эту мудрость, да возвращайся и будешь просвещать русский люд.

Долгий путь был до Константинополя, много опасностей лежало на его пути, степняки в плен брали его, в Черном море шторм едва не опрокинул их ладью. Но полный опасностей путь был преодолен, и Петр ступил на берег великого города. С великой жадностью принялся он изучать рукописи прошлых лет. У него открылся дар художника, и он рисовал величественные дворцы, храмы и церкви, восхищаясь их великолепием и красотой.

Довелось ему побывать в Иудейской и греческой землях, в Египте и Риме. Всюду он дивился великой созидательной силе людей и мудрецов, создавших прекрасные города и мудрые творения. Изучив разные языки, он с удовольствием вступал в беседы, а порой и в дебаты с учеными и мудрецами разных стран.

Через десять лет он вернулся в Муром и стал летописцем в храме со своим неповторимым стилем изложения событий на Русской земле.

                Продолжение:  http://proza.ru/2023/02/14/1574