Лойга

Людмила Богданова 2
               
                МОИ ВОСПОМИНАНИЯ О ЛОЙГЕ И ШКОЛЕ
                (осень 1968г - весна 1970г)

                Пусть бегут инженеры каждый день на премьеры,               
                а учитель   плетется  домой.               
                С толстой сумкой тетрадей, на прохожих  не глядя,               
                потому что усталый такой.
                Не играю на гармошке, не танцую, не пою...               
                К сожаленью, даже пенье я препо-да-ю.               
                Сохранить чтоб фигуру, я возьму физкультуру,
                и в придачу уроки труда,
                научусь фехтованью, научусь рисованью -               
                и тогда мне беда не беда.               
                Не играю на гармошке, не танцую, не пою...               
                К сожаленью, даже пенье я препо-да-ю.               
                (Песня сельского учителя)               
               

   Из-за кадрового голода во многих сельских школах нашей области работали выпускники средних школ, бывшие десятиклассники.
 Я как раз и была из их числа.
   До Лойги я один год отработала в Сулондской восьмилетней школе, где вела немецкий язык в пятом классе и физкультуру с 5-го по 8 классы.   А ещё классное руководство в пятом классе. 18 часов в неделю.
   А потом меня перевели в Лойгу.  В Лойгинской школе мне дали уроки немецкого языка в трёх пятых классах, биологию в тех же пятых плюс классное руководство в пятом классе. 21 час в неделю.
   На второй год работы у меня опять было классное руководство в пятом классе, немецкий язык в пятых, а биологию заменили математикой в шестых. 24 часа в неделю.
Это ведь только пединституты выпускали учителей-предметников, а вчерашние школьники вели всё, что давали.
   Жили мы с Тамарой Ивановной Козенковой в однокомнатной квартирке в четырёхквартирном бараке в доме № 11 по улице Станционной. Тамара преподавала в начальной школе.
   Запомнился жуткий холод. Дрова с разрешения директора школы возили на санках от школы, а мы с Тамарой, оставляя детей друг на друга, по очереди бегали подкидывать дрова в печку, которую топили целый день.
   Однажды проснулись среди ночи от едкого дыма, который заполнил всю квартирку. Думали, что пожар. Оказалось, это просто загорелись дрова, сложенные в печку на просушку. Пришлось открыть трубу и дожидаться, пока дрова прогорят...За водой ходили к колодцу, который настолько был обледенелый, что до сих пор удивляюсь, как мы в него ни разу не свалились... Воду из него брали все, но почему-то никому из мужиков не приходило в голову, чтоб хотя бы иногда скалывать наледь.
   С продуктами было плохо. А поскольку блата в магазине у нас не было, то мы с Тамарой раз в две недели ездили по очереди к родителям: я - в Вельск, а Тамара - в Подюгу. Что привезём, то и едим. Но мы были молоды и на это не особо обращали внимание. Мне на тот момент было 18-19 лет, Тамаре - 24-25...  Досуг был один: кино и танцы.
   Школа занимала два здания. В старом бараке располагалась начальная школа и три пятых класса, в здании поновее - старшие классы.  А так как у меня уроки были и в пятых классах, и в шестых, то приходилось переходить из одного здания в другое. Кругом было болото, поэтому для прохода были сделаны деревянные мостки. И когда я выходила на крыльцо школы, то громко хлопала входной дверью, топала ногами и смотрела, как со всех сторон под мостки устремлялись полчища огромных крыс с длиннющими хвостами.  А я, замирая от страха, старалась быстрее пробежать по этим мосткам, чувствуя, как сквозь щели на тебя устремлены тысячи звериных глаз...
    Уроки проходили по-разному. Да ведь и дети были разные... Одни, как Володя Попов или Танечка Присада, хватали всё на лету, другим же приходилось повторять несколько раз... Случались и курьёзы...
    На уроках немецкого языка, например, мы все новые слова произносили хором. Всё шло хорошо, пока не познакомились с новым словом "doch" - "всё же".
   Начинаю урок в одном пятом классе. Произношу "do-o-o-ch", а класс хором в рифму "сдо-о-ох!" Ладно, успокоила деток, урок продолжается. Прихожу в другой пятый класс... Наученная опытом, предупреждаю, чтоб никаких посторонних слов не было. Но половина класса всё-таки рифмует... В третьем пятом я уже строго-настрого предупреждаю, что если хоть кто скажет постороннее слово, сразу ставлю двойку по поведению. Урок идёт, дети послушно повторяют за мной слова. Доходим до злополучного слова "doch". Класс делает паузу, но самая маленькая, робкая и дисциплинированная девочка вполголоса произносит "сд-о-о-ох"... Класс рыдает от смеха, учитель - тоже, а девчушка испуганно смотрит на меня и вжимается в парту. Бедный ребёнок! Подошла, погладила по головке, а про двойку даже не вспомнила...
   В учительской атмосфера была достаточно дружелюбной, коллеги относились друг к другу с пониманием. Однажды нам задержали зарплату, денег ни у кого не осталось. Вечером собрали в кучу у кого что было и сварили на нашей кухне огромную кастрюлю борща. Хватило на всех. А днём Валя Никитинская, работница столовой, принесла в учительскую  котлет с хлебом и кофе в чайнике. На перекус хватило. А потом и директор Иван Иванович Гневашев зарплату привёз...
      Часто собирались всем коллективом, отмечая праздники, будь то День учителя, 7 ноября или Новый год. Пели, танцевали... До сих пор звучит в ушах бархатный голос Андрея Ивановича Суетина, учителя русского языка и литературы. Слова его любимой песни про несчастную влюблённость селянки в проезжего красавца, наверное, уже никогда не забуду:
   "Речка в гору не бежит,
    лишь под гору льётся,
    а над девицей улан
    до сих пор смеётся..."
   С теплотой вспоминаю учительниц начальных классов Светлану Дмитриевну Волкову, Галину Ивановну Голыбину, Александру Михайловну Пономаренко, Людмилу Ивановну Выморкову... Людмила всегда поражала меня глубиной своего мышления. Удивительно, откуда в этой молоденькой деревенской девочке было столько житейской мудрости!
   Помню Галину Геннадиевну Золотилову, учителя музыки и изо, пионервожатую Наташу, учителя географии и немецкого языка Горюнову Людмилу Владимировну... А наш директор? Ивану Ивановичу тогда едва ли исполнилось 30, а ведь коллектив был не маленький... А ещё мы, учителя-десятиклассники, которые нуждались в помощи и наставничестве...
  С особой благодарностью и любовью вспоминаю Людмилу Степановну Евшину. В то время она вела русский язык и литературу в 5-6 классах. Её, энергичную, доброжелательную, с тонким  юмором и весёлым нравом, боготворили все. Я горжусь, что у меня в то время была такая замечательная подруга. Мы были почти ровесницы, но даже спустя долгие годы она служила мне примером для подражания.