Из ранней истории Англии

Кузьма Калабашкин
Прочитана книга английского историка Томаса Вильяма Шора (Thomas William Shore, 1840 - 1905) «Origin of the anglo-saxon race» (Происхождение англосаксонской расы).
Выдержки, представляющие для меня интерес, приведены ниже.
Может быть, кому-нибудь  пригодится.
Термин «раса» автор понимает как «племя» или «народность»

Весть текст принадлежит автору - Т.В.Шору.
[Мои комментарии выделены прямыми скобками]

***

Три названия - Англы, Саксы и Юты, обозначающие людей, которые оккупировали Англию, были не названиями наций, как их понимают сейчас, а удобными названиями для конфедераций племен [в русскоязычной историографии – «союзы племен»]

Переселенцы, которые стали предками английской нации, были представителями многих племен,  но все они были включены в более позднее обозначение «англосаксов»
Они не были исключительно тевтонами, поскольку среди них было некоторое количество представителей народа венедов.
 
Что касается языка, то сначала должно было быть много диалектов, и мы можем более или менее проследить использование в Англии трех классов диалектов, а именно:
- древнегерманский (будь то старофризский или древнесаксонский),
- древнесеверный (ныне представленный исландским)
- и, в некоторой степени, - славянский язык венедов.

На карте Англии мы видим множество наименований, происхождение которых восходит только к недавним столетиям, но мы также находим в каждом графстве и множество других, относящихся к глубокой древности.
Если бы мы могли полностью понять эти наименования, мы узнали бы много нового, относящегося к англосаксонскому периоду нашей истории [т.е. истории Англии]

Даже различные способы расположения усадеб в разных приходах или поселениях, независимо от того, разбросаны они или собраны в группы, дают информацию, с помощью которой археолог может помочь историку.

Некоторые [поселения в Англии] по планам расположены с расходящимися от них дорогами, то есть со звездообразными путями, похожими на немецкий тип, распространенный между Эльбой и Везером.
В других случаях мы находим усадьбы удлиненной, округлой или веерообразной формы, охватывающие небольшое пространство, вокруг которого построены оригинальные дома.
Они напоминают типы деревень к востоку от Эльбы, в старославянских частях Германии.
Этот тип, по всей вероятности, был завезен в эту страну венедами или германизированными славянами. Если несколько деревень в различных местностях [Англии] относятся к венедскому, а не к чисто германскому типу, - мы можем с полным основанием искать следы славянского влияния в обычаях, в фольклоре и, по крайней мере, в некоторых географических наименованиях.

То обстоятельство, что в англосаксонский период в Англии говорили на различных языках и диалектах, означает, что мы можем найти происхождение некоторых наших географических названий в старом «норрёна» северной рунической письменности (или в исландском языке), в древнегерманском, и, в некоторых случаях, на старославянском языке венедов.
[«норрёна» или «нуррёна» - термин, который иногда используется для обозначения т.н. «северного языка» на котором говорила вся древняя и раннесредневековая Скандинавия. Наиболее близким к древнему «норрёна» считается исландский в силу относительной изолированности Исландии]
Именно из этих элементов, с некоторой примесью кельтского, на английской земле сформировался англосаксонский язык.

[Об Уондсворте. Уондсворт (Wandsworth) получил свое название от реки Уандл (Wandle), которая впадает в Темзу.  В знаменитой Книге Страшного суда 1086 года Уондсворт фигурирует как Вандесорд и Венеделесорд (Wandesorde and  Wendelesorde)]

Там, где мы находим местность, названную в честь венедов или вандалов, она могла получить свое наименование от какого-то вождя вандалов или от сообщества родственных ему людей.
Такое англосаксонское название, как Венеделесворт в Сюррее, вряд ли могло быть получено из-за каких-либо других обстоятельств, кроме поселения на южном берегу Темзы человека по имени Венедел, который принадлежал к вандальской или венедской расе.
Произошло  ли название от имени вождя венедов или от имени его племени не имеет большого значения.  Вероятно, имя Венедел было дано ему или им из-за его или их венедского или вандальского происхождения жителями другого племенного происхождения из соседних поселений в Сюррее или Мидлсексе.

Этот случай с Уондсвортом интересен не только потому, что на венедское происхождение указывает его старое название, но и из-за обычая младшего наследования, который существовал [в этой местности] с незапамятных времен и дошел до наших дней.
В Уондсворте младший сын наследовал землю своего отца, обычай, представляющий особый интерес в связи с исследованиями [быта] венедов.
Венеды, принимавшие участие в англосаксонском переселении, сохранили обычай «права младшего сына», который был древним законом наследования у славян, и очень трудно избежать вывода о том, что венедское происхождение названия подтверждается благодаря выживанию этого обычая.
Обычаи семейного наследования там, где их можно проследить, во многих случаях имеют такую же ценность, как и современная историческая информация

Однако сейчас мы рассматриваем не поселение в каком-то одном регионе, а общие свидетельства о смешании многих племен в различных частях страны путем образования сообществ людей разных рас, живших рядом друг с другом.


САКСЫ

Мы так давно привыкли называть некоторых переселенцев в Англию саксами, что с некоторым удивлением узнаем, что никто из них не называл себя этим именем.
[Саксы] это было имя, которым их называли бритты, и оно обычно не использовалось самими людьми [т.е. «саксами»-переселенцами]

Название «сакс», хотя и не использовалось племенами, вторгшимися в Англию в пятом и шестом веках в качестве самоназвания, - является более древним, чем вторжение [этих племен на британский остров].
До окончания римского правления в Британии это название [«saxon»] использовалось для обозначения части английского побережья от Уоша до Солента и континентального побережья северо-восточной Франции и Бельгии, оба из которых были известны как Саксонский берег.
Оно, по-видимому, возникло из-за происхождения пиратов, которых называли саксами.

С другой стороны, есть свидетельства, позволяющие сделать вывод, что на этих побережьях были ранние поселения людей, известных как саксы.
И то и другое может быть правильным, т.к. пиратствующие саксы, подобно норманнам более поздних времен, сначала грабили побережья, а затем, скорее всего, расселялись вдоль них.

В любом случае, римский чиновник или адмирал, известный как Comes litoris Saxonici,  был назначен присматривать за этими берегами.
После ухода римских легионов - частично романизированные бритты, естественно, дали имя саксов захватчикам из Германии, поскольку это название дошло до них из римского периода. Со времени Константина Великого уже все жители побережья Германии, которые занимались пиратством, назывались «саксами»
[Отмечу здесь, что термин «сакс» явно связан с типом оружия, применяемого северными «германцами» в описываемое время: большой нож – «скрамасакс». Знаменитых франкских мечей тогда еще не существовало, или они были крайне редкими]

Любопытно, что части Англии, в которых саксонские топонимы, такие, как Сексеби и Секстоун, уцелевшие на момент опроса Domesday, не находятся в тех графствах, которые входили в состав любого из саксонских королевств Англии.

При рассмотрении расселения [захватчиков Британии] название «саксы» предстает перед нами в более широком смысле, чем племя, поскольку обозначает народности, действующие сообща, - практически конфедерацию.
В этом смысле его использовали ранние британские писатели: англы, юты и люди других племен для них все были «саксами», и поселенцы во всех частях Англии были известны им [этим писателям] как саксы, точно так же как и жители Сассекса, Эссекса и Уэссекса.

В этом, более широком смысле, название Саксония было использовано Бедой, поскольку, хотя он и  был англом, - он описал себя как должностное лицо в стране саксов.
Поселенцы в Хэмпшире, которые со временем стали известны вместе с жителями соседних графств как западные саксы, называли себя не саксами, а ГЕВИССАМИ, и наиболее вероятное значение этого названия - конфедераты, или те, кто действует вместе в каком-то надежном союзе. Их более позднее название – «западные саксы», по-видимому, было географическим.

Название «саксы», несомненно, было сочтено [ранними британскими писателями] удобным для описания племен, которые мигрировали в Англию с северных берегов Германии, простиравшихся от устья Рейна до устья Вислы, но между собой эти саксы, безусловно, были известны под своими различными племенными именами.

[Настоящие] саксы из старой Саксонии [т.е. с континента], без сомнения, были в значительной степени представлены среди них, но фактом остается то, что в Англии имя «сакс» поначалу использовалось только британскими хронистами в качестве общего обозначения своих врагов, в то время как пришлые люди между собой были явно известны по названиям племен.

В разные периоды люди, которых называли саксами в Германии, колонизировали другие земли помимо Англии. Некоторые мигрировали на восток через Эльбу в страну венедов и начали тот процесс постепенного поглощения, в результате которого народ венедов и его язык в настоящее время полностью слились с немецким. Другие мигрировали на юг.

С какими нациями саксы, принимавшие участие в нападениях на Британию, могли образовать конфедерацию? На севере их территория соединялась с территорией англов, на северо-западе она соприкасалась с территорией фризов, а на востоке - со страной венедов, известных также как вилты или вильцы.

То, что во вторжении и заселении Англии принимали участие различные племена под именем «саксов» видно из многих обстоятельств, и, среди прочего, из того, что   вариации черепов, найденных в англосаксонских могилах, соответствуют точно таким же вариациям, обнаруженным среди черепов, найденных в Бремене.

[Соотношение найденных в Англии черепов, относящихся к рассматриваемому периоду:  долихоцефальных  (длинных, характерных для германцев), брахицефальных  (широких, характерных для славян) и смешанных, -  в целом соответствует соотношению черепов, найденных в северной Германии. По мнению автора,  это говорит о том, что антропологический состав «саксов», завоевавших Британию, был примерно аналогичным]

Миграция таких людей в Англию среди других саксов объяснила бы различия, обнаруженные в англосаксонской форме головы, и, более того, - помогла бы нам объяснить различия в обычаях, которые, как известно, существовали в так называемых «саксонских» королевствах  Англии.


АНГЛЫ И ИХ СОЮЗНИКИ

Считается, что англы сыграли очень большую роль в заселении Британии. Предположительно ими была занята вся страна к северу от Темзы, за исключением Эссекса.

Район в северной Европе, который носил их имя, очень маленький - Англен, часть Шлезвига.
Однако существуют свидетельства того, что англы были расселены гораздо более широко и занимали большую часть юга датского полуострова,  некоторые датские острова и часть материковой части Скандинавии.

Англы, безусловно, были тесно связаны или состояли в союзе с варингами, варины Тацита (the Warings, the Varini of Tacitus), и это продолжалось долгое время. Во времена Карла Великого мы читаем об общем своде законов, санкционированном этим королем, который назывался «Leges Anglorum et Werinorum» - законы англов и варингов.

На материковой части северной Европы страна англов соприкасалась со страной фризов на западе, саксами на юге и венедскими племенами балтийского побережья на востоке.
Площадь страны, которую они заняли [в Англии], была намного больше по площади, чем их континентальная родина, поэтому мы вынуждены, как и в случае с саксами, искать конфедерацию или какой-то союз, в рамках которого люди разных племен присоединялись к экспедиции англов.

[Из труда Беды Достопочтенного] мы узнаем, что некоторые из людей, которые поселились в Англии под именами англов и саксов, были датского происхождения.
Страна континентальных англов находилась недалеко от датских островов, и, независимо от каких-либо исторических подтверждений этого факта, было бы разумно предположить, что конфедерация, в которой англы составляли главную часть, во время их поселения в Англии включала некоторых из их соседей.
Заявление Беды показывает, что это действительно было так, и оно является доказательством того, что датчане поселились в Англии под именем англов или саксов еще до начала датских вторжений примерно в конце восьмого века [т.е. когда на территории Англии был создан знаменитый Danelag].
 
Варинги, чье имя ранние авторы связывают с англами, были народом, проживавшим на юго-западном побережье Балтийского моря. От первого упоминания о них до последнего мы находим их связанными с англами, и поскольку эти записи имеют разницу в несколько столетий, мы можем быть уверены, что связь была достаточно тесной.

Англы были тевтонской расой, а варинги, вероятно, - смешанной [тевтонско-славянской].
В одной из саг они упоминаются как Waernas или Wernas.
Варинги были одним из первых КОММЕРЧЕСКИХ НАРОДОВ Балтики, они торговали с Византией, поднимаясь вверх по рекам Славонии на небольших барках и перетаскивая их от реки к реке. Последнее упоминание о них относится к 1030 году.
[Видимо, автор придерживается версии о тождестве  варингов и варягов, что кажется не таким уж дебильным, как потуги современных «норманистов».  Идейные смердяковы, вопреки многочисленным историческим фактам, буквально лежащим на поверхности, с тупой настойчивостью  пытаются представить варягов шведами]

В Византии они называли себя варингами. В последующие века они сильно смешались со скандинавами, и это смешание становилось все сильнее и сильнее, пока они не исчезли как отдельная нация.  В основном мужчины этой расы в одиннадцатом и двенадцатом веках поступали на военную службу к византийским императорам и были известны в Константинополе как варяжская гвардия, и в этом корпусе также было немного англов, что указывает на расовую связь [варингов с англами]

То, что население, достаточно сильное, чтобы в значительной степени завоевать и дать имя Англии, и достаточно известное, чтобы быть отнесенным Птолемеем к ведущим нациям Германии, проживало на такой маленькой территории [Англен в Шлезвиге], крайне маловероятно.

Поэтому, мы должны заключить, что англы распространялись на большую территорию и, что при вторжении в Англию и ее заселении, их имя использовалось как название конфедерации, в которую входили и варинги.

Наши [английские] летописцы назвали большую территорию в северной Германии родиной саксов и только Шлезвиг - родиной англов. В этом они, конечно, упустили из виду замечание короля Альфреда (который, без сомнения, пользовался более точными сведениями из самих северных стран) об англах, называя их родиной, наряду с небольшой территорией Англена, также Данию и датские острова, а также Готланд.
[Здесь речь идет не об одноименном острове, а о регионе Скандинавии].

Древний Готланд занимал не только современную одноименную провинцию, но и большую часть Швеции, а Дания [в то время] включала [современные] Голландию и Сканию.
Этой огромной территории с датскими островами и материковым побережьем было бы достаточно, чтобы дать разумное объяснение численному превосходству англов среди переселенцев в Британию.
Они явно были людьми, которые сформировали конфедерацию, как и в случае с саксами, и все эти захватчики-союзники взяли свое имя от того, кто был ее лидером  [т.е. от англов].

Даже во времена Эдуарда Исповедника имена англов и датчан считались почти одинаковыми. Его законы говорят нам о графствах, населенных датчанами, которые использовали законы англов.

То, что название самых ранних англов объединяло людей разных племен, также несомненно вытекает из слов, использованных Бедой в его обращении к ним как к народам «старых Англов». Его настоящие слова – «populi Anglorum»  [народы Англов]

Саксон [Саксон Грамматик], датский историк, говорит нам, что род датчан берет свое начало от мифических предков:  Дана и Ангула.

[Далее автор пишет о рунических надписях Futhorc, которые встречаются в Англии, в Скандинавии и в тех регионах, где присутствовали готы во времена их миграции на юг.
По его словам, англы были знакомы с рунами, а саксы не были, как это видно из полного отсутствия подобных надписей на камнях или других стационарных памятниках в Германии, а также в Уэссексе, Сассексе или Эссексе.]

Из обстоятельств обнаружения надписей руническими знаками в тех частях Англии, которые были заселены англами и ютами, а не в тех частях, которые были заселены саксами, мы можем сделать два вывода:
 
1. Поселенцы в Кенте [т.н. юты], должно быть, были близки по расе или состояли в союзе с  поселенцами Нортумберленда и других англских графств,

2. Между англами и саксами должно было отсутствовать какое-либо тесное общение (поскольку англы были знакомы с рунами, а саксы не были) и, следовательно, между этими племенами существовали значительные различия.

Варинги, которые были близкими союзниками англов, безусловно, были очень заинтересованы в ранней торговле на Балтике и сухопутной торговле между владениями греческих императоров и балтийскими портами.

Нестор, киевский монах, писавший в XI веке, упоминает Новгород как варяжский город, и поэтому делается вывод, что в то время в этой части России было большое поселение варягов. Мы также узнаем, что в ранней России были готландцы, и мы знаем, что на острове Готланд обнаружены многочисленные следы древней торговли через эту страну [т.е. через современную Россию]


ЮТЫ, ГОТЫ И НОРМАННЫ

Юты, которые, согласно английским хронистам, были одним из трех народов, населявших Англию, очень редко упоминаются под этим именем ранними историками северной Европы.
Беда называет их «юты», так что мы можем заключить, что в конце седьмого века это было имя, под которым эти люди были известны в Англии.
В ранних записях, относящихся к Германии и Северу, они, по-видимому, назывались многими именами - витунги или ютунги, юты, готы, готины, гитоны, гутоны, гуты, гауты, виты и геты [ёты?]

Ни в современной истории, ни в преданиях нет никаких свидетельств о том, что  этот народ [юты] был известен до времен Беды.
Его утверждение о том, что те, кто поселился в Англии, пришли из Ютландии, является, как указал Лэтем, лишь выводом из того факта, что тогда, когда он писал, юты, англы и саксы контактировали на Датском полуострове и прилегающей части северной Германии, а затем в Англии.

Трудно избежать вывода, что готы [юты – ёты, они же готы], должны были быть союзниками англов. Они также были близкими союзниками вандалов или венедов, частью которых были руги.

Торговля на Балтике в период англосаксонского поселения была в основном в руках готов. Невозможно переоценить коммерческое значение острова Готланд в это время и в течение многих столетий спустя. Руины Висбю, главного порта древнего Готланда, и по сей день являются величайшим чудом Балтики, а остров Эланд был еще одним центром древней готской торговли.

Существует некоторая связь между древней торговлей готов и поселением их и их союзников в Англии.
Самым замечательным местным товаром, который в древние времена доставлялся из Прибалтики, был янтарь.
[Торговля янтарем] была известна грекам и римлянам и пришла с севера на юг по старым торговым путям через континент.
Янтарь часто находили в виде бус и других предметов на кладбищах во многих частях Англии, и его использование в это раннее время в Англии указывает на раннюю торговлю с балтийскими народами. Его распространенное использование при изготовлении бус и других украшений, возможно, также может указывать на обычай личного украшения, который был завезен в Англию переселенцами из Прибалтики.

Готы были очень хорошо известны поздним римским императорам. Долго после того, как римляне покинули Британию, эта страна все еще считалась одной из провинций Империи, но уже в 537 году н.э. Велизарий от имени императора [Юстиниан] передал ее готам, что, по-видимому, показывает, что византийский император VI века хорошо знал, что готы уже жили в нашей стране.

Отношения готов и вандалов важны и заслуживают  всестороннего рассмотрения применительно к любой части Европы, которая была завоевана и заселена народами, более цивилизованными и искусными, чем их союзники.
Готы изобрели руны и, таким образом, создали среди северных народов письмо.
Они были искусными металлургами и позолотчиками.

Вандалы Балтийского побережья, которых они [готы] завоевали, были менее развиты, но между ними [готами и вандалами], по-видимому, установился прочный мир, о котором вспоминает северная мифология.
Конфликт асов и ванов - это северный миф, который, рассматриваемый этнологически, может быть понят  как основанный на войнах, которые вели между собой тевтонская и славянская расы.
Между готами и вандалами была война такого же рода. И она, в итоге, привела к миру и прочному союзу.
Миф о конфликте асов и ванов также завершился прочным миром и обменом заложниками между противоборствующими племенами.

Союз между северными готами и вандалами и их совместные экспедиции можно проследить в англосаксонском поселении и в современной топографии Англии. Во многих частях нашей страны готские и венедские топонимы сохранились рядом друг с другом, так же как готские и венедские обычаи.

Действительно, в Англии древние топонимы свидетельствуют о том, что два великих народа Севера в пятом и шестом веках - готы и вандалы, сыгравшие такую важную роль в разрушении римской Империи и оккупации крупных провинций в других местах, - принимали участие во вторжении и заселении этой страны.

Это свидетельство подтверждается выживанием обычаев английских поселенцев, некоторые из которых дошли до нашего времени, и их отдаленное происхождение может быть прослежено до готов и вандалов.
Оба этих северных народа были морскими людьми.
Балтийское море в древности называлось Венедским морем в честь вандалов, так же как Адриатическое море по сей день называется Венецианским заливом в их честь.

Неизбежным представляется вывод о том, что под общими именами саксов, англов и ютов некоторые готы и вандалы принимали значительное участие во вторжении и заселении Англии.

Позже датские и норвежские викинги часто действовали в союзе с венедскими викингами, и появление в непосредственной близости, в различных частях Англии на побережье или вблизи побережья, венедских и скандинавских топонимов, которые отмечают поселения этих народов, говорит о союзных отношениях.  Также нередко вблизи таких мест можно проследить сохранение характерных норманнских и венедских обычаев.

В саге о Гуннлауге Змеином Языке есть утверждение, что во время написания саги  (в XI-м веке) - в Англии, Норвегии и Дании использовался тот же язык, что и в момент написания саги. Это была эпоха Вильгельма Завоевателя, который желал, чтобы его сын Ричард выучил древнедатский язык, несомненно, с какой-то политической или административной целью.
И мы знаем, что он отправил Ричарда с этой целью в Байе, где в то время все еще сохранился старый северный язык, хотя в Руане этот язык уже вымер.

Идентичность некоторых ютов с готами подтверждается сходством названия, их древним появлением по обе стороны Балтийского моря, сходством обычаев, а также и в исторических ссылках (таких как у Ассера, который, рассказывет нам, что мать короля Альфреда происходила от готов и ютов, что практически идентифицирует их как представителей одного народа)
У нас есть подтверждающие доказательства того, что в Кенте сохранились памятники со старыми готскими рунами.

Свидетельства о готах и фризах в Кенте, а также о поселенцах тех же национальностей во многих других частях Англии, по-видимому, дают ответ на вопрос, кем на самом деле были люди, которых называли «ютами» в Кенте или в Хэмпшире - они были  в основном готами или имели готское происхождение.

Роль, которую народы Балтии сыграли в завоевании и заселении Англии, недооценивается.
Норманны англосаксонского периода, безусловно, были представителями многих племен.
Результаты исследований многих археологов, историков и филологов, как английских, так и скандинавских, приводят нас к выводу, что НОРМАННЫ РАЗЛИЧНЫХ ПЛЕМЕН И НАРОДОВ сыграли большую роль в заселении Англии, чем им обычно приписывают.

Стивенс отводит им действительно очень большую долю, и его великая работа над «Древними северными руническими памятниками» подтверждает эти обширные исследования. Он говорит: «Английская Британия была в основном заселена норманнами во втором и последующих веках и была наполовину заселена ими в девятом и десятом».
Какой бы ни была дата их самых ранних поселений, норманны, безусловно, были как среди ранних, так и среди более поздних предков англичан.


ФРИЗЫ: ИХ ПЛЕМЕНА И СОЮЗНИКИ

Древние фризы в настоящее время слабо представлены их потомками на побережье Северного моря.  В первые века нашей эры фризы (как и готы на балтийском побережье) были величайшей морской нацией северной Европы. Древние фризские поселения простирались до Прибалтики, где фризы вступали в контакт с готами, датчанами, венедами и другими народами.

Без сомнения, именно с фризского побережья начались те экспедиции к побережью Британии, которые привели к завоеванию страны и расселению в ней новых народов.
Много написано об англосаксонском поселении, но мало сказано о той роли, которую в этом великом переселении сыграли фризы.
Некоторые английские историки сообщают нам только о поселениях [фризов] на шотландском побережье в заливе Ферт-оф-Форт и вокруг Данфриса в верховьях Солуэй-Ферт.
Однако имеется множество свидетельств того, что роль, которую они сыграли в заселении Англии, едва ли уступала роли какого-либо другого народа.

Вероятно, они были включены в конфедерацию саксонских захватчиков, и поскольку в то время они были главной морской нацией северной Германии, не может быть никаких сомнений в том, что при вторжениях использовались фризские корабли.

Прокопий [Кесарийский], греческий историк VI века, говорит, что Британию населяли три очень многочисленных народа — англы, бритты и фризы.
Их миграции через Северное море, безусловно, начались очень рано. К середине VI века существовали разрозненные колонии англов и фризов, занимавшие районы восточного побережья Британии от Тиса до Форта. Королевство Берниция [позднее – Нортумбрия] было образовано Идой, столица которого, Бамбург, была расположена на мысе недалеко от Твида [Ненний в своей «Истории бриттов» возводит родословную короля Иды к Водану-Одину]

Фризский народ, как в Шлезвиге, так и в Голландии, является примером древнего племени постепенно поглощенного более энергичными нациями, с которыми он находился тесном контакте. Другие народы, которые были очень заинтересованы в завоевании и заселении Англии в составе конфедераций, аналогичным образом были поглощены национальностями своих более энергичных соседей, а их языки полностью исчезли.

Примером [поглощения] является ситуация с венедами, которые  некогда заселяли побережье Померании.
Одно из самых примечательных исчезновений древнего народа - это исчезновение лангобардов или лонгобардов, которые некогда соседствовали с саксами.
Все, что может как-то напомнить нам о них - это название – «Ломбардия».
[Почему же? Вот мне, к примеру, напомнило ломбард]
Народ и его язык полностью исчезли и были поглощены итальянцами.

Аналогичный случай - исчезновение бургундов.
Их первоначальная родина находилась на Востоке Европы, на острове Борнхольм [остров, якобы,  раньше назывался «Бургундархольм»] в Балтийском море и вблизи от него, а также на прилегающих берегах.
Но в результате миграции бургундов на юг – это народ был ассимилирован [другими племенами], и только названия - Борнхольм и Бургундия остались, чтобы рассказать нам о его былом существовании в северо-восточной Европе и на прилегающих территориях на востоке Франции.

В настоящее время территория северной Фризии, отделенная от восточной Фрисландии протяженным побережьем, включает западную часть Шлезвига и острова напротив.
Северо-Фризская область включала части Хузума, Бредстеда и Тондерна на материковой части Шлезвига, где фризы были распределены примерно по тридцати восьми приходам, которые вместе с жителями островов давали население в 1852 году около 30 000 человек.

В этой северной провинции Германии, а также в Голландии и сейчас происходит тот же процесс ассимиляции.
В этих исчезающих фризах мы видим последние остатки мощной древней нации - в значительной степени участвовавшей в завоевании и заселении Англии и представленной в большом числе среди предков английской нации

Фризы принимали участие в обоих завоеваниях [Британии]
Некоторые пришли в первый период, скрываясь под именами англов или саксов, во второй - под именем данов или просто викингов.

У наших ранних летописцев были более точные представления о том, кем были даны.
Генрих Хантингдонский в отрывке, в котором он упоминает нечестья англосаксов спустя некоторое время после их обращения [в христианство], говорит:
«Всемогущий напустил на них самые варварские народы, датчан и готов, норвежцев и шведов, вандалов и фризов» (здесь он связывает вандалов с фризами, как если бы они действовали вместе в союзе)

Тесная связь между англосаксонским и фризским языками была показана Халбертсмой и Зибсом среди континентальных ученых, а также филологами в нашей собственной стране.
Это филологическое свидетельство, при сравнении фризского с древнеанглийским или англосаксонским языком, предоставляет дополнительное доказательство большого участия фризов  в англосаксонском переселении.

[ЗАМЕЧАНИЯ АВТОРА О ГУННАХ НА СЕВЕРО-ЗАПАДЕ ЕВРОПЫ СВЯЗИ С ТЕМОЙ КНИГИ]

[ «…в Германии обитают многие народы, от которых ведут свой род англы и саксы, ныне живущие в Британии… Среди этих народов - фризы, руги, даны, ГУННЫ, древние саксы и боруктуары. Много и других народов в той же стране, которые до сих пор следуют языческим обычаям».  Беда Достопочтенный. Церковная история народа англов. Кн.V, гл.IX]

В народных традициях северной Германии отмечено имя Гунн, Хюне или Хунни в значении «великан»
Гримм говорит нам, что это особенно характерно для доисторических традиций Вестфалии и что оно [имя гуннов] простирается далеко на запад… Курганы и дольмены, известные как гигантские холмы и гигантские гробницы, также называются в этих частях Европы «хюнебедде» и «хунебедде»  [т.е. кровать гуннов или кровать великанов]

Среди существующих древних фризских книг есть одна, известная как «Keran fon Hunesgena londe» или «Устав страны гуннов». Она датируется примерно 1252 годом, но происхождению относится к гораздо более раннему периоду.
Среди фризов, безусловно, были отдельные племена. Еще в XII веке Уильям Малмсберийский упоминает об этих древних племенах в выражении «все фризские народы»
Мы знаем наименования различных племен древних фризов, а именно: ГУНСИНГИ, брокмены, хунтанга, хосинги и другие. Похоже, что все эти люди иногда назывались фризами, а иногда их собственными особыми племенными именами.

Некоторыми северными авторами страна гуннов идентифицируется  с северной частью Ютландии, где все еще сохраняются несколько географических наименований, содержащих слово «Hune»
Поскольку фризы ранее распространялись намного дальше на север, чем их нынешние пределы в Шлезвиге, появление этих имен может вполне соответствовать более поздней связи названия с фризскими гунсингами.
 
Из этих обстоятельств и ссылок мы можем видеть, что имя «хюне» или «хуни», вероятно, применялось к некоторым жителям Шлезвига, а также к некоторым в восточной Фрисландии.
В восьмом веке мы читаем о границах гуннов в южной части Дании. Также упоминается лес, который отделяет Хуналанд от Рейдготаланда (последнее название часто идентифицируется как относящееся к Ютландии)

В провинции Дренте в Голландии, где берет начало река Хунсе, все еще существуют остатки более древнего населения, чем древнефризское население.
Эти люди физически отличаются от своих соседей. Они широкоголовые, в то время как настоящие  фризы - длинноголовые.
По внешнему виду они смуглые (в то время как фризы светлые)
Мы ничего не знаем о физических характеристиках гуннингов или гуннов, упомянутых Бедой, но поскольку смуглые люди из Голландии, - их можно найти в Дренте и Оверэйсселе, - занимают страну, которая была частично занята гуннингами, возможно, между ними и гуннами есть какая-то связь.

Во всех странах, о которых существуют ранние записи, мы находим следы обычая давать людям те же имена, что и у племен и кланов, к которым они принадлежали.
Также можно найти много примеров, когда люди, жившие как иностранцы среди людей другой расы, были известны под именем своей нации.
Некоторые из этих старых племенных клановых или национальных названий дошли до наших дней как фамилии.
В период англосаксонского переселения вряд ли могло быть иначе.
Мужчины, должно быть, обычно обозначались их племенными или клановыми именами, если они жили среди соседей другого племени, которые не были знакомы с именами, которыми эти люди называли сами себя.
И, поскольку в ранний англосаксонский период «тун» (или вотчину)  обычно называли в честь главы семьи, живущей в нем, трудно избежать вывода, что многие из названий этих ранних тунов и вотчин должно совпадать с названиями племен и кланов их первых обитателей.

Личные имена, полученные от названия племени – старше имен, полученных от стран или регионов, в которых поселились эти племена.
Называть человека по имени его племени или клана во времена, предшествовавшие прекращению племенных кочевок германцев и северных народов, было самым естественным способом отличить его.
Появление в англосаксонской литературе такого количества имен людей, которых называют гуннами и хуннами, или их сочетаниями, указывает на то, что племена с таким именем принимали участие в заселении Англии.

Многие люди, носящие гуннские или хуннские имена, очень часто упоминаются в англосаксонских записях. Вот некоторые из таких личных имен:
Ханфрит [Hunfrith] упоминается пятнадцать раз, Хунред [Hunred] двенадцать раз.
Встречаются Ханман и Хунеман [Hunman and Huneman], Хуна, Хунес, Хун, Хунгар, Хунбеорт, Хунни и Хундинг [Huna, Hunes, Hune, Hungar, Hunbeorht, Hunni and Hunding]

[Напоминаю гипотетическим и другим читателям, что этот текст - ПЕРЕВОД книги «Происхождение англосаксонской расы» Т.У. Шора.
Весь текст, НЕ заключенный в квадратные скобки, принадлежит Т.У.Шору.
То, что заключено в квадратные скобки - писал переводчик - К.Калабашкин]


РУГИ, ВЕНЕДЫ И ПЕРЕСЕЛЕНЦЫ ИЗ СЛАВЯНСКИХ ПЛЕМЕН

Название венеды было дано древними тевтонскими народами тем славянским племенам, которые проживали в странах к востоку от Эльбы и к югу от Балтийского моря.
Это - то же самое название, которое раньше использовал Птолемей, который говорил, что «венеды обосновались вдоль всего Венедского залива»
Тацит также упоминает венедов. Поэтому не может быть никаких сомнений в том, что эти люди жили на побережье Мекленбурга и Померании до времени англосаксонского переселения [в Англию]

Между венедами разных племен существовали некоторые расовые различия.

Венеды, которые все еще живут в Нижней Саксонии имеют смуглый цвет лица и принадлежат к тому же корню, что и сорбы или население [современной автору] Сербии [книга Т.В.Шора была опубликована в 1906 году]

Они славяне, но многие племена славянского происхождения имеют светлый цвет лица.
[Ничего удивительного. От языка до антропологических признаков – дистанция огромного размера. Например, для современных финнов или эстонцев родным является финно-угорской язык с урало-алтайскими корнями, а по внешнему виду и антропологии финны и эстонцы ничем не отличаются от т.н. «индоевропейцев»
Болгары, являющиеся славянами по языку, по антропологическим признакам принадлежат скорее к «средиземноморской расе», в отличие, допустим, от русских поморов, которые, по языку,  также являются славянами]

Прокопий [Кесарийский] говорит нам, что те вандалы, которые были союзниками древних готов, отличались высоким ростом, бледным цветом лица и светлыми волосами. Поэтому ни в коем случае нельзя исключать, что древние славянские племена Балтийского побережья отличались различиями в цвете кожи.

[Вопрос о тождестве или различии венедов и вандалов политизирован никак не меньше, чем пресловутая «норманнская теория» происхождения Руси.
Автор, кажется, придерживается объективной точки зрения, что делает ему честь. Он, все же, какой ни есть, - историк, а не пропагандист]

Обычно считается, что вандалы были нацией тевтонского происхождения, как и готы, но есть определенные доказательства того, что более поздние вандалы или венеды были славянами, и нет причин сомневаться, что эти поздние вандалы произошли от некоторых более ранних.
[Насчет готов. Позднеримские (или ранневизантийские) историки всегда называют готов скифами, в отличие, к примеру, от франков, которых они всегда называют «германцами».
Язык готов, - если судить по библии Ульфилы  и по современным словарям – в своей основе германский, хотя в нем множество заимствований из греческого и каких то других, неизвестных нам, языков.
Любопытно, что «отец» на языке готов – АТТА, а т.н. уменьшительно-ласкательное («батюшка») - АТТИЛА]

Тацит упоминает вандалов как группу германских народов – название, которое использовалось в широком смысле, как британцы в настоящее время.
[Термин «германцы» авторов эпохи принципата не несет никакого этнического смысла, а характеризует только их принадлежность к племенам, живущим за Рейном, границей Империи]

Наиболее важной причиной для того, чтобы считать ранних вандалов тевтонами, является то, что имена их лидеров почти исключительно тевтонские, такие как Гондерик, Гензерик и т. д.
Эта причина была бы веской, если бы ей больше нечего было противопоставить
[Действительно, о языке вандалов, кажется, неизвестно ничего, кроме замечания Прокопия  о тождестве этого языка с готским].

Однако лидеры более развитой расы во все века возглавляли силы менее развитых союзников, а готы были более развитой расой, чем вандалы, которых они завоевали и которые впоследствии стали их твердыми союзниками.
Среди коллекции англосаксонских реликвий в Британском музее есть несколько вандальских украшений из северной Африки, помещенных туда для сравнения с украшениями англосаксонского периода. Это, по-видимому, грубые имитации украшений тех же времен, найденных в Скандинавии и в Англии, то есть имитации готской работы.

Когда немцы Карла Великого и его преемников завоевали страну к востоку от Эльбы, - не было ни следов, ни записей о каком-либо более раннем присутствии [на этих землях других] тевтонов.
Заселение территорий редко происходит, как указал Лэтем, без каких-либо оставшихся следов более старого населения.
В ГЕРМАНИИ, К ВОСТОКУ ОТ ЭЛЬБЫ, НЕ ОБНАРУЖЕНО НИКАКИХ БОЛЕЕ РАННИХ ЖИТЕЛЕЙ, ЧЕМ СЛАВЯНЕ, за исключением тех, которые относятся к очень отдаленной доисторической эпохе.

На заре истории Германии [в землях восточной Германии] не встречается никаких следов порабощенных людей тевтонского происхождения. Среди славян к востоку от Эльбы нет никаких преданий о таких ранних обитателях. Все самые древние топонимы - славянские.

Если бы во времена Тацита существовали германцы (в современном смысле) к востоку от реки [Эльбы], то есть длинноголовые племена, - их предполагаемое вытеснение славянами,  между временем Тацита и временем Карла Великого , - было бы величайшим и наиболее полным из всех зарегистрированных открытий в истории [но об этом,  молчат, как партизаны,  все известные нам историки]

Таким образом, этнология и история одинаково указывают на людей сарматского или славянского происхождения, то есть на брахицефальные племена, как на первых жителей Восточной Германии.
[Кстати, были ли ираноязычные сарматы брахицефалами? А может быть они были долихоцефалами? Или, как говорят нам совеременные археологи, у сарматов «был обычай деформации черепа младенцев» в сторону его удлиннения?]

В восточной Германии сохранились топонимы, оканчивающиеся на -itz, что очень распространено в Саксонии; на -zig, как Лейпциг; на -a, как Йена; и на -dam, как Потсдам.
Все эти места были названы славянами.
 
Заявление Беды о том, что руги (или ругины) были среди народов, от которых произошли англичане – являлось  современным, для его времени, свидетельством.
Руги также упоминаются Тацитом.  Это имя, по-видимому, и по сей день сохраняется в названии острова Рюген, расположенного недалеко от побережья, которое они [руги] занимали во времена Римской Империи.

Остров Рюген был главным местом поклонения венедской расы, главным центром их религии.
На восточной стороне полуострова Ясмунд на Рюгене находятся белые меловые скалы Стаббенкаммер, а на северной стороне острова находится мыс Аркона, где в двенадцатом веке находился идол Свантовита и храм этого венедского бога.

На Рюгене никогда не было обнаружено никаких следов тевтонского культа. Там все славянское. Саксон [Грамматик] рассказывает нам о поклонении Свантовиту в Аркане и о подношениях, которые приносили туда со всех славянских земель.

Поселение больших групп вандалов в Британии по приказу императора Проба - факт, зафиксированный в римской истории. По словам Зосима это поселение произошло во второй половине третьего века нашей эры, после большого поражения вандалов у Нижнего Рейна.
Тогда их [вандалов] сопровождала орда бургундов.
 
Если не будет доказано, что название вандалов обозначало только племена тевтонского происхождения, - это поселение в Британии является самым ранним свидетельством об переселенцах славянского происхождения.
[Насколько мне известно, никаких доказательств о том, что вандалы и венеды, - это разные этносы,  не существует. Впрочем, как и обратного, – если не принимать во внимание странный труд Мавро Орбини с «вандальским» словарем]

Невозможно установить части страны [Англии], в которых они [вандалы] поселились. Но поскольку они были известны римским авторам под именами «виниды» и «венеды», возможно, что римские топонимы в Британии - Виндогладия в Дорсете, Виндомис в Хэмпшире и другие - могли быть связаны с их поселениями.

Возможно также, что в период между их [вандалов] прибытием и прибытием первых англосаксонских переселенцев - некоторые из их потомков могли сохранять свои расовые различия от бриттов, как, по-видимому, и у потомов некоторых римских колонистов в Кенте.

Главными древнеанглийскими именами [связанными с ругами-венедами-вандалами], к которым, видимо, относятся в «Книге Страшного суда»  Руенор (в Хэмпшире), Руэнхала и Руэнхейл (в Эссексе), Ругехала и Ругели (в Стаффордшире), Ругутун (в Норфолке) и Ругарторп (в Йоркшире).

Как история и этнология франков в западной Германии дают нам замечательный пример слияния людей кельтской расы с тевтонами, так и история и этнология Восточной Германии дают не менее яркий пример слияния людей тевтонского и славянского происхождения.

Это слияние началось в самом начале нашей эры, и нынешняя нерегулярная этнологическая граница между германцами и славянами показывает, что это слияние все еще медленно продолжается.
 
ПОТОМКИ ИЗОЛИРОВАННЫХ СЛАВЯНСКИХ ПОСЕЛЕНЦЕВ БЛИЗ УТРЕХТА И В ДРУГИХ ЧАСТЯХ ДОЛИНЫ РЕЙНА также, через длительное время, были ассимилированы.
Однако этнологические свидетельства, касающиеся нынешних жителей этих районов и сохранения некоторых их старых географических названий, подтверждают сведения ранних летописцев об иммиграции славян на территорию нынешней Голландии.

Роль, которую древние венеды, в том числе руги, вильцы и другие славянские племена, приняли в заселении Англии, была, по сравнению с тевтонскими народами и племенами, небольшой, но все же, довольно значительной, поскольку оставила свои результаты.

Птолемей, писавший, примерно, в середине второго века н.э., упоминает Балтику под названием «Венедский залив», а жителей его берегов - как венедов [венетов, винетов] или вендов.
Он описывает венедов как один из великих народов Сарматии (самое древнее название страны, населенной славянами, которое было заменено позднее на Славонию).
У Плиния в его заметке о Балтийском море есть следующий отрывок: «Люди говорят, что от этого места до Вислы вся страна населена сарматами и венедами»

Во времена англосаксонского периода славяне на севере Европы распространились на запад до Эльбы и в места за ее пределами. На восточном берегу этой реки жили полабские венеды, и они, по-видимому, были ветвью вилтов или вильцев. Это название Wiltzi произошло от старославянского слова, обозначающего волка, вилк, множественное число wiltzi, и было дано этому великому племени из-за их свирепой храбрости.

[Венедское происхождение некоторых английских наименований ] подтверждается свидетельствами другого рода: такими как упоминание поселений людей с именами венедов или вандалов в англосаксонских хартиях, так же как многочисленными названиями мест в Англии, идентичных древнейшим формам таких наименований с именами людей этой расы.
Мы также читаем, что Эдвард, сын Эдмунда Айронсайда, бежал после смерти своего отца «ad regnum Rugorum, quod melius vocamus Russiam» [В королевство ругов, которое лучше назвать русским]

Миграция вильцев с берегов Балтики и основание ими колонии в стране вокруг Утрехта, безусловно, историческое. Беда упоминает об этом в связи с миссией Уилброрда. Он говорит: «Достопочтенный Уилброрд отправился из Фризии в Рим, где папа дал ему имя Климент и отправил его обратно в его епископство. Пепин предоставил ему место для епископской кафедры в своем знаменитом замке, который на древнем языке этого народа называется Вильтабург, то есть город вилтов, но на французском языке Утрехт»
Венанций также сообщает нам, что вильты или вильцы, между 560-600 гг. н.э., поселились недалеко от города Утрехт, который от них получил название Вильтабург, а прилегающей к нему страны Вильтения.

Великим племенем венедов, которое в IX веке занимало территорию рядом с территорией датчан вдоль западного побережья Балтийского моря, были ободриты, известные также как бодричи.
Ранняя связь между ними [бодричами] и данами или норманнами, возникла из-за их близкого расположения. В середине IX века мы читаем о месте на границе норманнов и ободритов, «in confinibus Nordmannorum et Obodritorum» [На границе норманнов и ободритов].

Карта Европы наших  дней демонстрирует свидетельства древней миграции славян.
Славяне - от Триента до Венеции были известны как венеды, и отсюда название Венеция или территория венедов.
Богемия и Польша после седьмого века стали организованными государствами славян в верховьях Эльбы и Вислы.
Славянские племена образовали королевство Моравия в девятом веке. Другие разрозненные племена славян образовали королевство Болгария примерно в конце VII века; а к западу от них другие племена организовались в королевства Хорватия, Далмация и Сербия.

На Севере древние славянские племена Померании, Мекленбурга, Бранденбурга и те, что расположены на берегах Эльбы, в том числе полабы, ободриты, вильцы (которые когда-то были известны как руги, лютичи и северные сербы или сорбы) постепенно поглощались немцами,  образовывающими новое государство к востоку от своих прежних границ.

Они [эти славянские племена] уже давно превратились в тевтонов, и их язык исчез, однако славянские топонимы все еще остаются [на местах их прежнего расселения]

Что нам особенно интересно в связи с заселением Англии и вандалами, так это то, что эти люди были славянами, а не германцами, как иногда утверждается.
Историк готской расы полностью признает их славянами, он говорит нам, что славяне отличаются от вандалов только по названию [?]

Восточный угол бывшего королевства Ганновер, и особенно в округе Люхов, который даже по сей день называется Венедланд, был районом к западу от Эльбы, где венеды образовали колонию и где полабский диалект венедского языка сохранился дольше всего. Она не исчезала примерно до 1700-1725 годов, в течение последней части этого периода правитель этого древнего Венедланда  был также королем Англии.

Во время позднесаксонского периода в Англии у венедов Балтийского побережья был главный морской порт в Юлине или Йомберге, недалеко от острова под названием Волин, в дельте Одера.
Адам Бременский упоминает Юлин как крупнейший и наиболее процветающий торговый город в Европе в XI веке, но он был разрушен в 1176 году датским королем Вальдемаром.
[Автор отождествляет Юлин с Юмной, Юмнетой, Винетой и Йомсборгом.
Похоже, действительно, - это один и тот же город, хотя полной ясности в этом нет до сих пор]

Его [Юлина или венедской Юмны-Йомсборга] главным соперником был северный готский порт Висбю на острове Готланд.
Превзошел ли Йомберг [т.е. Йомсборг] Висбю в качестве торгового центра [на Балтике], что, несмотря на заявление Адама Бременского, сомнительно, - несомненно, что эти два порта были главными портами соответственно венедов и готов Балтийского моря.
Оба они, в саксонский период, имели торговые отношения или какие-то морские связи с этой страной [с Англией] о чем свидетельствует количество англосаксонских монет и украшений с английскими рунами на них, найденных и на Готланде, и в Померании.

Связь славянских племен древней Германии с заселением Англии подтверждается также сохранением в Англии древних обычаев, которые были широко распространены в славянских странах, свидетельствами фольклора, следами славянского влияния в англосаксонском языке и некоторыми старыми топонимами в Англии, особенно теми, которые указывают на венедов в целом, и другими, относящимся к ругам и вильцам.

Большая волна ранней славянской миграции была остановлена в восточной Германии, но меньшие волны, вызванные ею, продолжались на запад, о чем свидетельствуют изолированные славянские колонии древнего происхождения в Ольденбурге, Ганновере и Голландии.

Похоже, что то же самое миграционное движение, в меньшей степени, распространилось и на Англию, приведя в нашу страну некоторых славянских переселенцев, вероятно, в союзе с саксами, англами, готами и другими племенами, а несколько позже - в союзе с датчанами.

Существование отдельных крупных племен среди венедов, вероятно, свидетельствует о расовых различиях [в их среде], а самим себе и своим соседям, вероятно, они были известны под различными наименованиями.

Остатки смуглых венедов Саксонии, которые называют сейчас себя «сорбами», показывают, что существовало какое-то древнее венедское племя с похожим цветом лица, от которого они произошли.

Имена того же рода [как славянские в Германии] сохранились в Англии. Существование подобных наименований в Англии англосаксонского периода [Wiltzi или Wilte] не может быть ничем иным, как  свидетельством поселения в Англии людей из этих племен (поскольку в то время, как известно, не существовало другого племени с подобным названием)

Это племенное название сохранилось и в других странах, таких как Голландия, в которой вильцы образовали колонии.
Полабские венеды или вильцы жили на правом берегу Эльбы, где, должно быть, были оборудованы корабли для саксонского вторжения [в Британию]
На левом берегу жили саксы, на правом - вильцы. В рассматриваемый период они были в тесном союзе, и если бы между ними не был мира, маловероятно, что саксонская экспедиция в Англию вообще смогла бы состояться.

Побережье Балтийского моря на восток до устья Вислы и за ее пределами примечательно тем, что его можно назвать местом рождения наций. Готы располагались к востоку от Вислы до падения римской Империи и вандалы, похоже, заняли большую территорию вокруг истоков Вислы и Одера. В середине пятого века бургунды в большом количестве расселялись между средними течениями этих рек, в то время как славянские племена, известные как руги, располагались на балтийском побережье по обе стороны Одера. Таким образом, название руги или ругины, по-видимому, когда-то было всеобъемлющим и включало племена, известные позже как вильцы.

В сагах о норвежских королях «Виндланд» - это название страны венедов от Гольштейна до восточной Пруссии. Уже в середине десятого века мы читаем о датских и вендских викингах на службе датского короля Хакона.
В этом столетии венеды иногда были союзниками, а иногда врагами датчан и норвежцев.
В скандинавских сагах есть ссылка на переводчиков венедского языка.
Венеды были морскими бродягами, как и их соседи, и составляли самую большую часть древнего объединения или альянса, известного как йомборгские викинги.
Союз был заключен между данами и венедами в результате брака Свейна, короля Дании, с Гуннхильдой, дочерью Борислава, короля венедов.
Кнут, король Англии и Дании, на самом деле был королем древнего Венедланда, а отряд хускарлов, который он сформировал в Англии, частично состоял из морских бродяг Йомсборга, изгнанных из своей страны.

Свидетельства о прееселении венедов вместе с англами, саксами и ютами в Англии основаны, насколько это касается ругов, на заявлении Беды и в целом на сохранении обычаев, географических названий и фольклора.

Несомненно, что большие колонии вандалов были поселены в Британии до окончания римской оккупации, и некоторые из них, возможно, сохранили свои расовые признаки до времени поселения саксов. Также несомненно, что иммиграция продолжалась во времена Кнута.
Поэтому нельзя игнорировать свидетельства венедского влияния, простирающегося от римского времени до более позднего англосаксонского периода, на английскую расу.

Англосаксонские хартии рассказывают нам о Венедлсбири в Хартфордшире, Венедлсклиффе в Вустершире, Венедлскумбе в Беркшире и Венедлсоре, ныне Виндзор — все они, по-видимому, названы поселенцами по имени Венедел, в честь названия их племени.

В древнеанглийских географических названиях все еще сохраняются племенные названия, характерные для северо-восточной Германии. В названиях Уилтс, Вилли, Рюген, Роун или Руван и других мы все еще можем, по всей вероятности, проследить именв вильтов и ругов - венедских народов саксонского периода. В старых германских записях руги упоминаются под именами, похожими на те, что встречаются в англосаксонских хартиях, - руаны и ругианы.
 
Некоторые манориальные обычаи [в Англии], и особенно обычай единоличного наследования младшим сыном, можно скорее отнести к обычаям древних славянских народов Европы, чем к обычаям тевтонов.
Наследование по младшему сыну, или предпочтение младшему, было обычаем, настолько распространенным среди славян, что не может быть никаких сомнений в том, что это было вполне распространенным обычаем [славянской] расы.
Древнее право младшего сохранилось кое-где в некоторых частях Германии [точно так же, как в некоторых местностях Англии], например, в некоторых частях Баварии, - но нигде нет свидетельств, что такой обычай был характерен для тевтонских народов.

В древней стране венедов вокруг Любека обычай наследования по младшему сыну долго сохранялся или сохраняется до сих пор, и Любек был городом, в котором в позднесаксонскую эпоху в Англии начала концентрироваться торговля венедов.

Есть свидетельства другого рода, показывающие связь венедов с датчанами или норманнами.
В Сондевиссинге, в Тирстинг-херраде, в районе Скандерборг [это в Дании], есть каменный памятник с рунической надписью, гласящей, что «Тува воздвигла этот курган. Она была дочерью Мистиви. Она дошла до своей матери, которая была женой Харальда Доброго, сына Горма»

Надпись относят к концу десятого века, и Ворсае [Jens Jacob Asmussen Worsaae, датский археолог, историк и политик, 1821 – 1885] говорит:
«Мы знаем, что в этот период существовал венедский принц по имени Мистиви [очевидно, что на аутентичном языке – это Мстивой], который в 986 году разрушил Гамбург, возможно, это тот же [человек], что и в надписи». Это относится к поколению более раннему, чем Кнут, ко времени Свейна, который женился на дочери Борислава, короля венедов.

В период датского правления в Англии есть несколько исторических упоминаний о связи венедов с Англией.
В 1029 году Эрик, сын Хакона, был изгнан Кнутом [из Дании]
В то время жил выдающийся славянский князь, который был тесно связан с Кнутом и провел некоторое время с ним в Англии, а именно Годескалк [искаженное Готшалк], сын вождя ободритов Уто [сына Мстивоя].
Ободриты были народом венедов, чьи воинственные подвиги до сих пор вспоминаются в Шверине.

Годескальк вел войну против саксов Гольштейна и Стормарии, но был взят в плен.
После освобождения он поступил на службу Кнуту, вероятно, в качестве офицера хускарлов, а позже женился на дочери короля.
[Huskarlar –термин, состоящий из Hus (дом) и Karlar (люди). Прямым русским эквивалентом является термин «челядь». Хускарлами у данов и хускерлами англосаков, в раннем средневековье,  назывались члены личной дружины королей. Большая часть англосаксонских хускерлов короля Харольда Годвинсона погибла в 1066 году в сражении при Гастингсе, А вот по утверждениям доморощенных «историков»-норманистов, «челядью», на Руси, в том же раннем средневековье  - назывались рабы.]

Есть еще один след венедов в английской хартии 1026 г. н.э., свидетелями которой являются графы Годвин, Хакон, Храни, Ситрик и Райтслеф.
Имя последнего из них, по-видимому, славянское.
Существует также хартия Кнута, датированная 1033 годом, в соответствии с которой он предоставил некому Буйджу, своему хускарлу, землю в Хортоне в Дорсете.

Саксон, ранний летописец датчан, рассказывает нам, что венедское королевство Кнута называлось Сембия, и именно в венедской войне при Кнуте прославился англосаксонский граф Годвин. Миграция в Англию венедов во время правления Кнута легко объяснима, поскольку Венедланд фактически был частью его континентальных владений.

Локальные следы венедских поселенцев в различных графствах Англии обнаружены при рассмотрении свидетельств о племенах поселенцев в различных частях Англии. Среди этих местных следов - обычаи и фольклор, которые были очень живучи среди народа Венедланда. По этому вопросу Магнус, историк готов и вандалов, дает нам положительную информацию. Он говорит: «Как как сообщает Альберт Кранциус о Вандалии, «велика любовь людей к традициям своих предков»