Чемоданчик

Эгрант
20 сентября 2022 года
Санкт-Петербург. Трамвай сорок пятого маршрута.

Я ехал из института. Настроение было мерзкое, после того, как я узнал сегодня, что двоих парней с нашего курса, ни с того ни с сего, забрали в армию по мобилизации. Да ещё впереди вагона кто-то противно, с надрывом кашлял.

Я вздрогнул от неожиданности, когда со мной заговорил, словно с близким знакомым, сидящий рядом пожилой мужчина. Он как будто продолжал прерванный только что разговор...

- Я родился сразу после войны. Мы с родителями жили в небольшой комнате в огромной коммунальной квартире в старом районе Ленинграда. В нашей квартире было 9 комнат и дадцать два жильца, из которых восемь детей разного возраста. На всех был один туалет и один кран с холодной водой на кухне. Утром вечно выстраивалась очередь перед туалетом и раковиной на кухне. Время было послевоенное, голодное. Одним из ярких воспоминаний детства – частые посещения туберкулёзного диспансера, который находился на острове Голодай, куда мы с родителями ехали долго на трамвае. Все жильцы квартиры были обязаны периодически проходить обследование по выявлению туберкулёзной «палочки Коха». Причиной этому был один из наших соседей, вечно натужно кашляющий, Пашка Свистунов, мужик лет тридцати, как я теперь понимаю. У Пашки, который жил одиноко в маленькой комнате, рядом с кухней, была открытая форма туберкулёза. По этой причине он считался инвалидом и не работал. Сколько я помню, соседи вечно его ругали за то, что он не вытирает в раковине, после мытья, свои харкотины. Пашка никогда не огрызался, он лишь щурил глаза и улыбался в ответ. Взрослые жаловались в разные инстанции, чтобы отселили Пашку, и даже приходили комиссии медицинские по проверке. Те объясняли невозможность отселения тем, что туберкулёзных больных в городе очень много и больниц и отдельных квартир на всех «тубиков» не напастись.

В нашем районе Пашку хорошо знали, он даже имел прозвище «Пашка чемодан», поскольку всегда выходил на улицу, имея при себе небольшой чёрный чемоданчик. Наверно он был ему необходим. В чемодане он носил, алюминиевую кружку. Зачем? - спросите Вы. Пашка не был алкоголиком, водку он употреблял редко, но был большим любителем пива. Маршрут его дневных прогулок проходил от одного пивного ларька к другому. Но там, зная о его болезни, пиво в общественные кружки ему не наливали, для этого он и носил в чемоданчике свою, алюминиевую.

Однажды наш Пашка пропал. Через несколько дней к нам пришёл участковый милиционер, капитан Юшков, с тем, чтобы в присутствии нас, соседей, вскрыть комнату Свистунова.
Поначалу все подумали, что Пашка наш умер. И даже высказали сожаление по этому поводу. Всё-таки он воевал же. Даже был ранен, у Павла не хватало двух пальцев на левой руке.
На все эти жалостливые причитания соседей, капитан Юшков, выругавшись настоящим матом, высказался так:
- Да жив ваш уголовник. Жив. В тюрьме он. Я пришёл за его документами. Может кто-нибудь знает, где гражданин Свистунов их хранит?
Да и не был он ни на каком фронте. Он во время войны отбывал заключение в шахтах Воркуты, там же и получил увечье. Его посадили за то, что он перед войной, работая следователем НКВД (позже КГБ. Прим. автора), застрелил в кабинете каких-то очень важных людей, которых ни в коем случае нельзя было убивать.

- Так может он документы носил с собой, в своём чемодане – предположила одна из соседок.
- Нет – ответил капитан, — в том "чемодане смерти", были только: кружка, затёртое письмо, да несколько шоколадных конфет.
Он, похоже, давно готовился покончить жизнь самоубийством, не зная как лучше это сделать: повесится или бросится под трамвай. Его удерживало только то, о чём он тоже написал в письме - «Умирая, я постараюсь унести с собой как можно больше вас, люди»
- А посадили-то его за что? – недоумевали соседи.

Юшков вздохнул и продолжил:
- Вот что удумал этот гад, он покупал шоколадные конфеты, разворачивал их, облизывал и заворачивал вновь в фантик, как новые. Теми конфетками Свистунов угощал на улице детей.
Так что, этот, бывший НКВДешник, всегда носил с собой чемодан со смертью...

Тут вагоновожатый объявил: «Следующая остановка УОВиРР*».

Старик поднялся с места со словами:
- Это мой выход. Молодой человек, я вам скажу на прощание один совет ещё моей мамы «Никогда не ешьте чужие конфеты, даже если они и очень красивые и бесплатно, от этого можно очень легко умереть».

И уже стоя перед дверью, обернувшись, произнёс успокаивающе:
– Юноша, нужно надеяться на то, что может оно ещё рассосётся. А у меня - грустно добавил мужчина - к сожалению, уже нет времени на ожидание здесь ...  Он махнул рукой, и вышел из вагона.

* УОВиРР (Управление организации визовой и регистрационной работы) - занимается выдачей заграничных паспортов гражданам Российской Федерации.