Смеховая культура или куда идет Европа

Надежда Александр Бурыкины
Европейская культура о "перевернутом мире"

Мы писали статьи о великой европейской культуре, ее истории, художниках Ренессанса, писателях и философах Нового времени, о современной мировой культуре. Но сегодня ситуация в европейской культуре (с радужными представителями обоего пола, а только ли двух теперь!), экономике (с самоорганизованным европейцами газовым кризисом), двойными стандартами во внутренней и внешней политике, спорте, праве и многих других областях приводит к размышлениям об утрате смыслов и повсеместном разрушении всего сущего, ценностного, общечеловеческого, да и не только в Европе:

сгоревший Нотр-Дам де Пари планируют восстанавливать в стилистике мечети;
американские ястребы грезят превентивным ядерным ударом, думая, что переживут его последствия;
молекулы недемократического российского газа несут тоталитаризм;
допуск мужчин в женский спорт, если они считают себя женщинами;
отказ европейских стран отмечать христианские праздники, чтобы пощадить религиозные чувства мусульман (но куда меньшим злом было бы вообще не разрушать их национальные государства, не превращать их в толпы беженцев, паразитирующих на европейских пособиях);
теперь насильник прав, потому, что он мигрант;
несмотря на то, что смертоносная эпидемия Covid-19 вот уже два года бушует на планете, продолжается политика непризнания Всемирной организацией здравоохранения российской вакцины, поскольку это выгодно мировым фармацевтическим гигантам;
и т.д.
На наших глазах жизнь навыворот, за пределами здравого смысла ранее присущая разве что только карнавалу - характерному для всей европейской культуры короткому празднику пародий на отдельные трудности жизни, дурачества над отживающими традициями и предрассудками, допускающего убийственный смех над поступками правителей, становится каждодневной реальностью деятельности самих власть придержащих, наступает вовсе невеселая карнавализация самой жизни, превращая её в сплошную пародию, в торжество глупости и человеческого самоуничтожения.

А ведь как безобидно всё начиналось...
1. Этапы изменения карнавала, смеховой культуры в европейской культуре

Первый этап. Смех над глупостью как человеческим пороком. Идея «перевернутого мира», «мира навыворот», живущего по особым законам, сложилась в эпоху европейского Северного Возрождения. Ранее мы рассматривали его на примере картины Питера Брейгеля Младшего: Северное Возрождение: «мир навыворот» в творчестве семьи Брейгелей.

Идея смеха, праздника, карнавала всегда имеет существенное отношение к особенностям времени. Смех возвращает человека к себе, он делает человека свободным. Древнеегипетская культура уделяла внимание смеху - в легенде о создании мира душа человека появилась тогда, когда Бог засмеялся седьмой раз. И в античные времена человек умел смеяться - при раскопках обнаружены многочисленные комические маски, статуэтки.

В средние века смех играл в обществе положительное, возрождающее, творческое начало. Им не занималось государство, он прорастал из народных, крестьянских глубин, во всей своей первоначальной простоте, порой грубоватости. Смеховая культура, будучи изначально народной, не входила в официальную жизнь, поэтому имела исключительные привилегии на вольность и безнаказанность. Официальная религиозная литература и народное творчество (ваганты) делилась по языку – латынь и народный вульгарный язык в комедиях, стихах и шутках. Источником смеховой культуры, наряду с народом были монахи, как наставники, критиковавшие в проповедях недостатки общества (обжорство, глупость, лень, пьянство, прелюбодеяние, жадность, гнев, гордыня и другие человеческие пороки), использовавшие смеховую культуру для исправления нравов прихожан, при этом карнавал, как форма воспитания общества, уравнивал всех – и дворянина, и крестьянина. Монах часто был инициатором карнавала, где мог в костюме под маской высмеять сильного мира сего и это не вызывало возмущения. Карнавальное мироощущение было наполнено народностью, вольностью, утопичностью, устремленностью в будущее для воспитания более нравственного общества. Смех освобождал мир от всего пугающего, страшного, делал его предельно пестрым, веселым, светлым.

Смех под "дурачка", мир наоборот. Дурак был центральным персонажем средневековых «дураческих», пародийных карнавальных шествий, ему придавались всяческие обличья. Из отдельных сохра­нившихся записей текстов народных представлений, песен, легенд и пословиц видно, что образ "дурака", скомороха, а позднее шута, при дворах вельмож, порождал в на­родном сознании отнюдь не только понятие глупости - образе дурака можно было безнаказанно говорить правду. Карнавальные шествия становились атрибутами праздников. По ходу карнавального шествия "дурак" появлялся перед зрителями то в виде «Князя Дураков», то в облике «Дурака-Папы» или «Дурьей Матушки» и т. д. Существовали празднества, героями которых были дураки, как, например, французские соти (дурачества, пародии) или немецкие масленичные игры (фастнахтшпили). Начиная с раннего средневековья и вплоть до XVI века совершались дураческие богослужения – "мессы дураков", которые периодически запрещались верховным руководством католической церкви, а потом вновь возникали то тут, то там. Дурак мог быть не только носителем разнообразных пороков, но мог выступать и в облике своего рода "мудреца" – выразителя положительных чаяний людей низших со­словий. Достаточно хотя бы напомнить столь популярный в Нидерландах образ "народного "дурака" Тиля Уленшпигеля, который, попадая в разные жизненные перипетии, оказывался умнее многих признанных "умников", занимавших более высокое положение в обществе.

Второй этап. К середине XVII века в европейских странах установилась абсолютная монархия и приходит понимание власть придержащими значения силы смеха, что ведет к огосударствлению праздничной жизни, она из народной, демократической формы бытия становится парадной. Праздник и быт теперь идут порознь. Праздник почти перестал быть второй жизнью народа.

Карнавальное мироощущение и гротескная образность продолжают жить и передаваться уже как литературная, письменная традиция, как традиция ренессансной литературы. Формализация карнавальных образов позволила поставить перед культурой новые функции: она освещает вольность вымысла, сочетает разнородное и сближает далекое, помогает освобождению от господствующей точки зрения на мир, от всякой условности, от ходячих истин, позволяет взглянуть на мир по-новому, почувствовать относительность всего существующего и возможность иного миропонимания.

Третий этап. Эпоха Просвещения адресуется к здравому смыслу «третьего сословия», но в то же время, едко насмехается над пошлым, ограниченным и самодовольным буржуа. Общество переполненное условностями, в соответствии с модой и правилами поведения стало считать открытый, веселый смех презренным и низким, карнавальные формы, мотивы и символы превратились в литературе XVIII века в художественные средства, поставленные на службу различным художественным целям. У Вольтера они служат сатире, еще сохраняющей универсальность и миросозерцательность; но смех здесь сведен до насмешки. У Вольтера, У. Хогарта, Д. Свифта смех действует разрушительно, он для этого и предназначен. Романтический гротеск становится камерным, как карнавал, переживаемый в одиночку, с острым сознанием личной отстраненности. Карнавальное мироощущение одевается в философскую мысль. Смех переходит в иронию, сарказм, юмор. Смех послан на землю дьяволом (а прежде считалось, что послан Богом), "свой" мир превращается в "чужой", населенный чертями, страшилищами, появляется праздничное безумие (Н.В. Гоголь).
               
Если карнавальная маска ранее была праздником, то теперь оторванная от единства народно-карнавального мироощущения, она обедняется, получает ряд новых значений – здесь за маской – страшная пустота, «Ничто» (вспомним маску средневековья, когда маска всех уравнивала). Теперь человек превращается в куклу, марионетку, появляется трагедия куклы. Гротеск становится ночным («Ночные рассказы» Гофмана, «Ночные дозоры» Бонавентуры), черт – страшный, меланхоличный, трагичный («Демон», «Капричос» Гойи).

Четвертый этап. В ХХ веке гротескное – есть форма выражения для "ОНО". Оно в экзистенциальном духе: оно – это чуждая, нечеловеческая сила, управляющая миром, людьми, их жизнью и поступками. Мотив марионеток, мотив безумия сводится к ощущению чужой силы – в сумасшедшем ощущаем что-то чужое. Нечеловеческий дух проникает в душу. Мотив безумия – для того, чтобы освободиться от ложной правды мира сего, чтобы взглянуть на мир, свободный от этой правды глазами. Смех стал издевательским, циничным, сатанинским. От свободы и разума бегут не потому, что не хватает ума жить в условиях «осознанной необходимости» и правильно организованного космоса.

2. Что произошло со смеховой и карнавальной культурой в XXI веке

Пятый этап. Не до смеха. Европейские философы, занимающиеся антропологической тематикой еще в ХХ веке, заговорили о «хаотическом сознании», об утрате смыслового центра, фундамента мышления и сознания, об исчезновении с горизонтов современной культуры самой проблемы ценности и истины. В современную эпоху, эпоху воцарения гуманизма, антропоцентризма и рационализма, происходит массовое организованное избавление «правильного» общества от людей, чуждых идеалам этого общества.

Но в современной Европе все происходит на куда более серьезном и масштабном уровне:

не карнавал, который всех уравнивал, а шествия нацистов или трансгендеров;
не смешное переодевание мальчиков в девочек, а изменение пола, и наука, медицина этому помогает;
не два пола, а сколько надо (помним "1984" Дж. Оруэлла, как надо отвечать на вопрос: "Сколько будет дважды два?");
как понять одобрение римским папой однополых браков;
свержение памятников, запрет книг, фильмов, произведений искусства, их авторов, артистов, певцов, журналов, журналистов, телевизионных каналов, но при этом заявляется, что свобода слова - истинная ценность;
нет презумпции невиновности, Россия отравила ... и все тут;
не шут подсказывает королю, а комик правит государством и многомиллионным народом.

Вместо вывода:

Над всем этим, как над глупостью в средние века, смеяться больше нельзя, все происходит всерьез.
В обители порядка, благолепия действуют адские силы и беспокойство за судьбу рая остается! (М. Фуко)
Когда закончится этот современный европейский карнавал?
Чем закончится?
А он закончится?