С Леонтьева - Прозо-космизм Советной Натальи

Наталья Советная
 Опубликовано: на сайте Дома писателей (СПб) https://dompisatel.ru/?p=29428
на сайте СП Беларуси http://www.oo-spb.by/index.php?id=4251

СВЕТЛАНА ЛЕОНТЬЕВА.

ПРОЗО-КОСМИЗМ СОВЕТНОЙ НАТАЛЬИ

Единство макро-космоса и микро-космоса – извечная мечта учёных на протяжении ста лет. В произведениях литературы такого рода приём уникален. Передо мной великолепная книга «Кремень» Советной Натальи Викторовны – поэта, прозаика, публициста, литературного критика, кандидата психологических наук. Она автор17 книг поэзии, прозы, публицистики, статей о литературе, изданных в России, Беларуси, Сербии. Многие стихи переведены на белорусский, украинский, сербский, английский языки. По поэтическим и публицистическим произведениям  лексикографом А.П. Бесперстых созданы три словаря эпитетов (2016, 2018, 2020), готовится к изданию словарь фразеологизмов.
 Наталья Советная победитель и лауреат республиканских, всероссийских и международных литературных конкурсов, в т.ч. «Словенское поле» (2015), им. А.К. Толстого (2016), «Золотой Витязь» (Обладатель Серебряного Витязя в номинации «Публицистика»(2019) и др.. Имеет награды: медали «Василий Шукшин» (2014), «Святой благоверный Князь Александр Невский» (2008),  «Поэт и воин Игорь Григорьев (1923-1996)» (2015),  «За вялікі ўклад ў літаратуру» (2016), «За служенне містецтву» (Киев, 2019), «Максим Богданович» (2020), орден Фонда мира «За веру и верность» (Москва, 2016), член Союза писателей  России, СП Беларуси, СП Союзного государства.  Председатель оргкомитета   Международного конкурса  лирико-патриотической поэзии им. поэта и воина Игоря Григорьева (1923-1996) и литературных чтений И. Григорьева в ИРЛИ РАН (Пушкинский Дом). 

«Кремень» состоит из двух повестей и романа. Речь идёт о сегодняшних днях – это 90-е годы прошлого века и нынешнего века. Герои книги – люди ныне здравствующие. Они размашисто, широко представлены в глубине художественного повествования, то есть документалистика затаилась на поверхности красной линией сюжета, а лирико-прозаическое повествование вплетено вглубь сюжета.
Это позволяет сочетать:
1. Безграничное пространство
 2. Бесконечное время – ибо время соединено сюжетом и биографией главных героев.
 3. Электромагнитные волны внутрисюжетного пространства, которые являются составной субстанцией всего материального мира, ярким источником информации, и космизмом энергии движения, как эклектика  самой жизни.
Эти волны ощущаемы в концепции связки сюжета, драматизма:
«– Отыщем, бабуля, обязательно отыщем  твои Давыдёнки, и Маслицы, и погост. Гляди внимательно, где сворачивать?
Внучка примчалась из Москвы в Езерище на пару дней – проведать, лекарства привезти. Летом каждые выходные летала в Беларусь на своей ласточке, нынче же – декабрь. Хотя за окном лишь местами скудный снег или наледь, не успевшие растаять под настойчивой моросью золких дождей, и вроде зима ещё не наступила,  но ведь дни – до обидного короткие. Только рассвело, а уж и стемнело.
 Сумерками да ночами Наташа ездить не любила: дорога после суетливого рабочего дня в сон клонит. Да и дел к концу года невпроворот, в выходные тоже приходится с отчётами возиться. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации – не шутки. Раньше новогодних праздников проведать ещё раз не получится.
В нынешний приезд в хате не сиделось, словно подталкивал кто отправиться, пока снегом не замело, по бабушкиным родовым местам. Кроме неё, рассказать да показать уже некому.  А годков Наталье Арсентьевне ни много ни мало – сто два! На своих ногах, в уме и в памяти.
– Поворачивай! – встрепенулась бабушка, замахала сухонькой ручонкой.  – Кажись, туды!»
(«Дотянуть до весны. Повесть.»)
 
Итак, это повесть-путешествие, повесть – словно из огня и в полымя. И окончание поездки: «Заросло кладбище. Но родительскую могилку Наталья Арсентьевна нашла сразу. Ещё с Валиным отцом, Кореньчуковым Феликсом Павловичем, окультурили: опалубку смастерили, цементом залили, металлические кресты, таблички, цветы…  В восемьдесят первом рядом с мамой и самого Арсентия Григорьевича  положили.
Обошла, вспоминая родню, соседей, знакомых, даже широкие кресты на холмиках семейства немца-мельника опознала.
– Запоминай, Наташенька, ты теперь хранительница памяти нашей.
Домой возвращалась, словно  полсотни лет сбросила. Вся жизнь перед глазами пробежала. И лица, лица, лица… Живые!
– Теперь бы до весны дотянуть, – размечталась, ласково-лукаво посматривая на внучку. – Я по осени восемь яблонек высадила и три груши. Надо же глянуть, как листочки выпустят – ко дню Победы!»

Вообще, повестей на современную тему по пальцам можно пересчитать. Тем более на такую серьёзную, выстраданную тему – переход от 90-х к нулевым. Беларусь долго втягивали в некую многовекторность, её – с глубокими российскими корнями, её – защищавшую рубежи русского мира, её – сестрицу Москвы, её птицу Божию и вдруг – на запад.
Советная Наталья прослеживает путь простых людей, так сказать от сохи; как они жили – поколения дедов и прадедов, отцов и детей. Конечно, не всё гладко было. Например, в романе  «Узлы» – поднимаются проблемы семьи, у которой родственники (сестра, племянник) оказываются в непредвиденных обстоятельствах – это землетрясение в Спитаке, воровство ребёнка, рэкет, вымогательство. Люди прошли все круги ада, как у Данте, эти круги Наталья называет «узлами».
«Узлы» – это разноплановый роман. «Всхлипы Александр Николаевич услышал ещё во дворе. Вбежал в комнату – мать и младшая сестра Таня растирают по щекам слёзы, не отрывая глаз от экрана, на котором усталая женщина с воспалёнными глазами отчаянно умоляет:
– Где же нам снова взять тридцать тысяч долларов? Уже всё продано. Всё! Второй раз мою девочку украли! Люди-и-и! Если вы ещё капельку люди, если осталось, хоть что-то человеческое, верните дочку. Прошу вас! Ради Бога, ради Аллаха, отдайте мою кровиночку!
 В её руках снимок, на котором трёхлетняя девочка с белыми кудряшками обнимает плюшевого медведя с пуговкой вместо носа.
– Мама, неужели у вас всё ещё воруют людей?! – голос Александра прозвучал неожиданно, мать и сестра испуганно обернулись. – На дворе второе тысячелетие, а на Ставрополье дикость первобытная. До детей добрались!»

Если бы только в Ставрополе! Разгул бандитизма захватил многие районы страны, докатился и до маленьких городов и посёлков. Но Наталья Советная углубляется во все закоулки истории, находит прямые линии с героями Великой Отечественной войны. И здесь жизнь героев не просто как на ладони, а словно зажата внутри кулака и автор палец за пальцем раскрывает сюжет в виде раскрытого кулака, намертво сжавшегося, казалось бы, внутри сюжета. Главный герой вынужден обратиться в следственные органы, но не напрямую, а как водится к знакомому…
«Вечером Светенко отправился в гости к Грише, теперь полковнику Григорию Семёновичу Сырцову, начальнику районного отдела милиции…» Надо было помогать соседу!
Но сюжетная линия – разветвляется на до войны и после войны.
Я много раздумывала над тем, как существовали люди в концлагерях. Как они сохранили своё достоинство под пытками и мучениями. Как голодали. И о том, чтобы фашизм не повторился!
– «Встать, свиньи! Быстро, быстро! Всем идти в деревню! Кто будет убегать, того будем стрелять!
  Прогремел предупредительный выстрел. Предрассветный лес внезапно зашумел – налетел ветер, закачались верхушки деревьев, заметались, закричали в тёмно-сером небе разбуженные птицы, взревели испуганные коровы, затрещали ветки под ногами. Голосили бабы. Плакали дети. Лида подскочила, бросилась бежать. Но автоматная очередь заставила её прижаться к земле.
Дуся сжалась комочком в песчаной норе. За густыми ветками и корнями она была  незаметна. Только бы не закричать! Не выдать себя движением…»
И вдруг пред нами новая картина: фашизм в настоящее время. Казалось бы, такого быть не может, но оно есть. Человек русский доверчив. И в этом его беда. Ибо русский верит в лучшее, в некий храм на горе, в купола его высокие, в мечту он верит, в справедливость. И сколько бы нам не навязывали притчу о том, что деньги – это важно, бесполезно! – церковь на горе для русских важнее. Это особый код генетический.

Наталья Советная берётся за его разгадку.
Первый тип разгадки – терновый, через колючки пробирается автор к загадке души человеческой. Поэтому она отправляет  своих главных героев в путешествие. В Америку. Но и там они не нашли ответы на свои вопросы. Тогда запад сам оказывается у дверей квартиры Светенко. И пытается сломить его дух через дочь, которая примыкает к так называемой пятой колонне.
Это своевременная и злободневная тема – наша молодёжь.
Отец борется.
Отец доказывает, что под флагом, который прилюбила его дочь, прячется тот самый современный фашизм: «Вот тебе и гражданская война! Но нет худа без добра. Отчётливо определилось, кто есть кто! Националистический душок ощущался давно, но мы же молчали, бездействовали. А когда грянуло, все ли нашли в себе силы и смелость выступить за сохранение страны и спокойствия в ней? Слишком много оказалось молчунов – моя хата с краю. Те же, кто размахивал бчб-флагами, даже в интернет-сетях агрессивно нападали на думающих иначе. Знаешь, что мучительно удручает? Среди сторонников Тихановской и её компании не только незрелая молодежь, но и наши ровесники. Учились  по одним учебникам, жили в одной советской стране. Смотрела и дивилась:  башки снесло! Зомбированы! Но, ты же знаешь, психотехники действуют, в первую очередь, там, где почва подготовлена. С червоточиной люди!  А кто на помощь пришёл в трудную минуту? Россия! Спасибо вам! Теперь всё, более-менее, на своих местах. Устояли!»

Вообще, проза, если прослеживать темы её, делится на:
1. Путешествия, как познание. И главный герой действительно передвигается – на поезде, санях, на птице-Тройке, на самолёте (ковёр самолёт тоже входит в этот набор)
2. Путешествие в себя к себе. (поиски смыслов)
3. Путешествие в историю.
4. Путешествие в Бытописание и сам быт.
5. Путешествие-поиск



У Советной все типы путешествий представлены во всём расцветие. Это и топонимика. И внутренний синдром. И концлагерь. И деревня – как путешествие в чистый мир. И размышления:
«Притом! – голос Анджея прозвучал  на высоких нотах. – В Нюренбергском процессе участвовал известный американский психиатр Эвен Камерон, он дал заключение о психическом состоянии Рудольфа Гесса, сподвижника Гитлера. Кстати, шеф разведывательного ведомства Ален Даллес тоже был участником знаменитого процесса. Он и привлёк потом профессора к секретному проекту ЦРУ «МК-ультра», – Анджей поднялся из-за стола…»

Все три работы объединяет авторское – словно лёгкой рукой подталкиваемое, внутреннее звучание пути:
«…Машина шла по еле заметным лесным дорожкам, по пустынному полю, на черноте которого редкими расплывчатыми пятнами светился снег. Бабушка то признавала здешние места, то сомневалась. Приметили озерцо, да и должно быть, но не такое же! За поворотом путь преградил бурелом.
–  Оставайся здесь, а я по тропинке попробую, –  предложила внучка.   
Наталья Арсентьевна согласно кивнула. Не с её ногами блудить по кустам да оврагам в декабрьскую слякоть. В такую же непогодь  отец в тридцатом от раскулачивания пешком сбежал, чтобы не сослали в Сибирь.  В декабре тысяча девятьсот двадцать девятого Постановление Совнаркома БССР* вышло, по которому  Городокский район был объявлен районом полной коллективизации. Вот тут-то и началось! Кто в колхоз, кто из колхоза…»

История – как есть весь охват – вширь! мы видим простые человеческие судьбы. Война. Мир. Снова война. Война за наши души.
Мы много говорим о патриотическом воспитании.

Все три работы данной книги – энциклопедия и панорама. Это готовое пособие для учеников школ, эту книгу Натальи Советной надо изучать в институтах.
Нужно увидеть одну звезду и тогда увидишь целое созвездие.
1. РЕЧЬ. РЕЧЕВЫЕ ОБОРОТЫ: – Ну, чаго ж ты, Клава, так крычыш, ажно посуд калоціцца? Чаго такога ён нарабіў? – В очередной раз вспоминала, охая-страдая: – Вось мой Аўдзей – гэта да! Паедзе, бывала, у горад на калхозным кані, а вернецца пешшу. Дзе ж конь? Прапіў! Ці прайграў у карты. То ж, дачушка, у турму можна было трапіць! А ён на другi дзень пойдзе зноў у горад – вернецца на кабыле. Адыграўся! Вось, мая любая, – мне было за што нервавацца, за што слёзы ліць.
2. НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ
3. ОПИСАНИЕ ПРЕДМЕТОВ, запахов, следов
4. ТЕМА ВЕРЫ в БОГА
Это очень важно – это и есть скрепы, что держат человека в мире. Это то, основное, что спасает женщин в концлагере, помогает найти души утерянные, выводит на прямую дорогу, даже если человек споткнулся….

Беларусь – цветик наш, птица, даль и ширь! Вся она проходит, словно незримо, ненавязчиво, но она в каждом штрихе, цветке.
Материнское и отцовское. Ещё одна линия сюжета.
Нарисуй нам прошлое и увидишь будущее!
«– Война – когда в твой спящий дом среди ночи врывается чужой солдат с автоматом, выгоняет тебя на улицу, в одной рубашке, босого, в грязь, в снег. Больно бьёт прикладом в спину, подталкивая к толпе таких же, перепуганных, как ты. Война –  когда на твоих глазах убивают мать, измываются над сестрой. А ты – цепенеешь от ужаса. И ничего, ничего не можешь сделать! Война – это руины, огонь, гниющие трупы, раздавленные танками дети, торчащие из земли руки заживо погребенных. Война… Это концлагерь! – схватившись за сердце, прохрипел Анджей. 
Валентина Тимофеевна бросилась к мужу, накапала из коричневого пузырька тридцать капель пахучей жидкости, поднесла ложку к его губам. Он послушно открыл рот, не морщась, проглотил, плотно сжал посиневшие губы…»

И чтобы страшное не повторилось. НЕ пришло в каждую судьбу, человек, как словно высший дар, идёт в глубину души своей.
Идёт через души людей рядом находящихся. Людей оказавшихся на пути. Людей – родных по крови.
«…Машину потрясывало  на ухабах, и землеустроителей, учителей, езерищанских конторских в кузове тоже подбрасывало, колотило, как бульбу в решете,  но они лишь похохатывали, подшучивая, подзадоривая друг дружку. Сегодня в Хвошно сеяли кукурузу. Хоть и валились с ног от усталости, но какое же это расчудесное чувство, когда можно сеять и не бояться, не оглядываться, не тревожиться и точно знать: вырастет и будет наше! Никто не отберёт, не сожжёт, не вытопчет…
Когда общее возбуждение понемногу угасло, вдруг погрустневшая Дуня Кислова вполголоса затянула:
– Ой, война, война, война, что же ты наделала?»

Перед нами судьбы простых людей. Они чрезвычайно разнообразны. Но в каждой семье есть своя потайная дверца.
А там…
И писатель Наталья Советная бережно раскладывает перед читателями, словно роспись делает большой картины – читай, вникай! – лабиринты судеб. Они петляют – деревня, город, встречи. Они вопиют – сталкиваясь с обстоятельствами. Они повествуют. Они берут нас за руку и говорят: посмотри, к а к было.
И это очень нужное и верное повествование.
Оно для потомков.
Оно как назидание.
Оно своеобразный нынешний литературный завет.

А теперь о макрокосмосе и микрокосмизме. Писатель Наталья Советная легко ухватывает детали и они глубокими мазками, как художник у холста, накладываются на всеобщую картину повествования. Именно весь смысл в деталях, встраиваемых в общее полотно:
– У кого нет родственников да знакомых на Украине, тому не понять, почему я против войны! – уверенно заключил Алексей.
– У кого нет никого на Донбассе, тот не способен почувствовать чужую боль, чтобы встать на защиту с оружием в руках! – возразил Анатолий.
– Ребятки, а я вчера в интернете случайно попал на ролик 2014 года. Одесса. Тысячи людей идут с российскими флагами, скандируют: «Мы и Россия едины! Наш язык – русский! Не пропустим фашизм!»  Жена моя, Нифантьевна, как расплачется! И я, старый дурень, кулаком слёзы тру – решил, что это теперь, сейчас Одесса вышла!
Мужики замолчали. Долго виновато смотрели на вмиг поникшего старика. Толик первым нарушил тишину:
– Ничего, батя, не дрейфь! Задавим мы фашистскую гадину! Ещё жив русский дух и в Донецке, и в Одессе. Колёса, правда, спустили. Как у твоего «Опелька». Так это дело поправимое! Поднакачаем. Если надо, заклеим. А то и новыми заменим.

Любая деталь – это факты истории, быто-описание, жизненные перипетии. Такое впечатление, что у автора объёмное зрение – слева-направо и одновременно сверху вниз, от одного происшествия до другого. И это выстраивание текста, в котором нанизываются происшествия, диалоги, затем размышления и споры героев, имеет нестандартную окраску: ибо мы видим сразу картину.
Есть такой приём – трёх мерное изображение. Автор обладает им, ибо макрокосмос неотделим от микрочастиц, они кружатся внутри, обволакивают, создают образ, за ним другой.

Вообще все три произведения объединяет одна животрепещущая мысль – кто мы? Откуда? Куда идём? И вот он наш путь – человек, это не песчинка, а творец. В обыденном автор находит своё, неповторимое. Историческое.

Это не просто дождь в дожде. Лес в лесу. Это сразу и дождь, и лес, и дорога, и судьба, и борьба с фашизмом и предостережение.

Наталья по-женски сопереживает всему миру сразу. Она не отделяет – вот это своё, вот это чужое. Страна сама по себе, а герой сам по себе. Здесь связан в узел весь мир.
Поэтому роман называется «Узлы», а повесть – «Кремень».
И всё находится в ожидании – лучшего, надежды на справедливость. И в ожидании весны. Весны, не как времени года. А как ВРЕМЕНИ ЖИЗНИ.




Об авторе: Леонтьева Светлана Геннадьевна родилась 19 ноября 1960 года в г. Свердловске (ныне Екатеринбург). Училась в Уральском государственном университете. Окончила Уральский электромеханический техникум в Свердловске, курсы сурдопереводчиков, филологический факультет Горьковского государственного университета имени Н. И. Лобачевского, Высшие литературные курсы в Москве. Автор 31 книги прозы и поэзии.
Дипломант национальной премии "Золотое перо Руси", "Созвездие духовности", "Бриллиантовый Дюк", фестиваля "Интеллигентный сезон", лауреат премий "Уральские горы", "Лучшие строфы столетия", "Литературный глобус", главный редактор альманаха "Третья столица",
Член Союза писателей России с 1998 года. Живет и работает в Нижнем Новгороде.