Служил под защитой

Василий Храмцов
 
Служба в армии у меня началась в Биробиджане, в учебном полку связи. Тогда, в 1955 году, здесь обучали радиотелеграфистов. Более или менее развитый музыкальный слух помог мне быть в числе первой пятерки по скорости приёма и передачи текстов, передаваемых азбукой Морзе.

Служба мне давалась легко. Меня почему-то выделяли, хотя в своём взводе я был самым маленьким. Избрали комсоргом. Уже месяца через два   отметили ценным подарком – подарили безопасную бритву.

Старшина Сорока почему-то проникся ко мне симпатией. Учебный процесс его не касался. В его обязанности входило материальное снабжение нас всем необходимым, включая обмундирование, постельную принадлежность и прочее. Но что-то его во мне заинтересовало. Он однажды в тихий час пригласил меня в каптёрку, расспросил о жизни до призыва. Наши личные вещи хранились у него в каптёрке. Там же лежала и моя пухлая сумка в виде полевой командирской. А в ней были лески, рыболовные крючки, поплавки – все для рыбалки удочкой.

- Ты можешь и здесь ходить на рыбалку, - сказал старшина. – Я покажу тебе, где можно выйти из полка прямо к реке. Лично я даю тебе разрешение ходить на речку во время тихого часа.

Мне понравилось такое предложение. Я тут же воспользовался им. Наскоро подобрал леску с крючком и грузилом и отправился на природу, надеясь удилище найти на месте. Река оказалась неширокой, каменистой. Это была вовсе не река, а неширокий рукав от неё. На берегу были люди, они купались. Солнце припекало, оно стояло в зените. Я сообразил, что старшина вообще не разбирается в рыбалке, если предложил мне и такое место, и такое время. Искупался и вернулся в часть. До окончания учебы еще несколько раз прогуливался к воде. Приятно, все-таки, когда тебя выделяют.

Первым набрать радиотелеграфистов для дальнейшего прохождения службы приехал командир воинской части, занятой радиоконтролем в эфире. Ему нужны были самые лучшие из лучших - двадцать курсантов. Я в эту группу попал. Мы разобрали свои вещи, я взял полевую сумку. Чего-то в ней не хватало, а вспомнить и понять сразу не мог. Потом, уже на новом месте службы, сообразил: икона в ней была! Да, бронзовая икона Божьей Матери размером в стандартный лист бумаги. Не из-за нее ли старшина Сорока был так добр ко мне? И почему её не оказалось в сумке?

Попала икона ко мне, можно сказать, необычным способом. После окончания техникума я почти до конца сентября находился у себя дома на Алтае в деревне Красный Яр. Перед тем, как отправиться на работу по направлению на Дальний Восток, я посетил родственников и друзей. Чувствовал, что уеду надолго. Прошелся и вдоль озера Глубокое, на берегу которого располагается родная деревня и мой дом, чтобы попрощаться и с ним, поделиться светлой грустью.

К этому времени года вода от берегов обычно заметно отступает из-за летнего испарения. Ходить можно было уже там, где раньше была вода. Я рассеянно глядел то вдаль, то под ноги. Мне показалось, что какое-то светлое пятно просматривается в воде у самого края. Я разгрёб ил и извлёк бронзовую металлическую пластину. Металл нисколько не пострадал от пребывания в воде. Я отмыл находку. На ней оказалось рельефное изображение. Это оказалась икона Божьей Матери с ребёнком на руках. Как икона попала в воду, сколько времени там пролежала? Это было неясно.
Я принес икону домой и предложил маме, она у нас верующая. Как только она её увидела, сразу сказала:

- Бери её с собой! Она не случайно попала тебе на глаза. Пусть она теперь охраняет тебя и на работе, и на службе в армии, когда призовут.

Только тогда, когда мы прибыли на новое место службы, я обратил внимание, что в сумке не хватает именно бронзовой иконы. И тот час же догадался, почему старшина Сорока был ко мне так благосклонен! Он, видимо, принял меня за глубоко верующего человека, раз уж икону с собой вожу. Скорее всего, украинец сам был верующим. Нашёл во мне родственную душу, так сказать!

Икона ему, вероятно, очень понравилась, и он, воспользовавшись случаем нашего отъезда, забрал её из сумки. Он был уверен, что я не спохвачусь и не скоро обнаружу её отсутствие. А когда это произойдёт, то буду уже далеко.  Он решил, что ему такая икона нужнее, чем мне. «В хороших руках теперь моя находка!» - подумал я и перестал о ней вспоминать.

Со службой мне повезло. Войсковая часть «Волга» оказалась крошечной, в ней в среднем служили двадцать человек солдат. Они занимались радиоконтролем в эфире. Следили за тем, чтобы радисты, работая на приёмо-передающих радиостанциях,  не нарушали дисциплину и не разглашали военную тайну. Командиром части был капитан, заместителем командира и политруком – старший лейтенант. Оба они были совсем молодыми, потому и не попали на фронт.  Оба уже были женатыми, но жили не в части, а в полку связи, за пять километров от неё, в селе Князе-Волконка.

В части всего три строения: столовая, казарма, она же и операторная, где проходит круглосуточное дежурство у радиоприёмников, да в сторонке холодный гараж. Стоят они на берегу реки Сита, что впадает в Амур. А вокруг – дубовая роща!

Как только выпало свободное время, я соорудил себе удочку. Пробовал найти червячков, но почва всюду сухая и каменистая. Нашёл я всё же какую-то наживку. А река полноводная, течение сильное. Прошёлся вниз по берегу и вскоре обнаружил заводь. А в ней плавают палки, щепки, мусор всякий. Но хоть не мчится вода, только медленно вращается. Забросил я туда свою удочку. И что же? Сразу поклёвка! Я подсёк и почувствовал, что на крючке кто-то крупный. Каким-то чудом мне удалось вытащить рыбу из этого мусора на крутой берег. Это оказался сом! С килограмм весом, не меньше! Я впервые видел такую рыбу. Разглядывая его усатую морду, я поспешил с ним на кухню.   

 Три года и три месяца без отпуска прослужил я в армии в очень хороших условиях. И сейчас с благодарностью вспоминаю те дни. В свободное от дежурства время разрешалось заниматься своими увлечениями. Я часто удил рыбу в реке. Естественно, купался, плавал на любой из двух лодок. Я перекупил у сержанта одноствольное ружьё, вступил в общество военных охотников и ходил на уток. Весной в снеговом ручье застрелил щуку. Осенью зарядом дроби убил большого сома, охотившегося на мальков. Много раз приносил с охоты уток. А в конце зимы, когда лёд на реке отошёл от берега, голыми руками поймал огромного карася!

Что было ещё хорошего? По лотерейному билету в пользу Международного фестиваля молодежи и студентов 1957 года в Москве я выиграл 500 рублей. Ехал домой с подарками, целым и невредимым.

 Соединив все случаи вместе, пришел к выводу, что все-таки что-то влияло на мою жизнь. Не зря же я всегда был неисправимым оптимистом! Я даже возомнил о себе! Ведь был комсоргом части! Расхрабрившись, я, рядовой, стал воспитывать сержанта, старшего на ночной смене. Не давал ему спать на дежурстве! Потом мне рассказали, что капитан унёс домой лыжи и спортивную форму и ещё за ним есть грешки. Я прямо спросил его об этом и вогнал в краску. Он отпирался и затаил обиду. Держал меня перед демобилизацией до самого нового года,  на три месяца дольше срока службы. Я не обижался, раз это нужно для службы. 

Служба в армии – это незабываемое время в жизни молодёжи. Кто-то считает это потерянным временем. Я так не думаю. В этот период мы становимся мужчинами. И где же ещё можно закалить свой характер, научиться жить в условиях, приближённых к военно-полевым? И где, наконец, можно проверить, кто ты такой и на что способен? То-то!