Благодарность. Охота на слова

Александр Ерошкин
В словаре Владимира Ивановича Даля слово БЛАГОДАРНОСТЬ входит в огромное гнездо  прилагательного  БЛАГИЙ, или БЛАГОЙ, которое занимает более пяти страниц. Многие понятия из этого гнезда устарели и ныне не употребляются, поскольку надобность в полутонах, оттенках, отзвуках, созвучиях отпала. Чем больше технологических возможностей, тем примитивнее жизнь, тем скуднее мысль.

Вот лишь некоторые слова из полузабытого списка.

БЛАГОВЕЛИЧИЕ ср. благое, доброе величие.
Благовидность ср. внешнее приличие.
Благоволить к кому, быть хорошо расположенным, быть милостивым, снисходительным; доброжелательствовать, покровительствовать, принимать участие;  соизволять, разрешать, дозволять, соглашаться.
Благоволительный, доброжелательный, приветливый; одобрительный, обнадеживающий.
Благоволение ср. доброжелательство, благосклонность, доброхотство, доброрадство; одобрение, изъявление удовольствия, признательности.
Благовольный, невынужденный, добровольный, соизволенный, свободный.
Благовоние ср. благоухание, душистость, приятный дух, запах, аромат.
Благовоспитанный, получивший хорошее воспитание; образованный; выросший в хорошем обществе, ведущий себя прилично.
Благовоспитанность  ж. качество, свойство хорошо воспитанного человека.
Благовременный, своевременный, незапоздалый, досрочный; вовремя, впору, загодя пришедший.
Благоверие, благоверство ср. или благоверность ж. благая, истинная, спасительная вера или верование; правоверие; православие: противопол. отщепенство, еретичество.
Благоверный, исповедующий истинную веру; православный.
Благовествовать, благовещать, благовестить что, о чем; оглашать радость; передавать, объявлять благую весть; проповедовать Слово Божие, поучать истинной вере.
Благовестие ср. радостная весть; || проповедование Слова Божия.
Благогласие ср. благогласность ж. чистый, хороший, приятный и верный голос или звук; || согласность, согласие звуков, созвучие, гармония.
Благоговение ср. смесь страха и уважения, смирения и покорности.
Благоговейный, полный страха, уважения, смирения, покорности; высшая степень почтительности.

БЛАГОДАРСТВОВАТЬ или благодарить кого, на чем или за что, дарить словом или делом, или желать кому благ, добра; изъявлять благодарность, признательность; объявлять себя должником за услугу, признавать одолжение; спасибить кому, говорить спасибо. Благодарим за угощение; ответ: не на чем, не прогневайтесь. Не гостям хозяина, а хозяину гостей благодарить. На этом благодарствуем. Я благодарил его десятью рублями. За это не благодарится, безличн. никто не скажет спасибо.
Благодарение ср. действие благодарящего, изъявление спасибо, признательности; благодарность ж. чувство признательности, желание воздать кому за одолжение, услугу, благодеяние; само исполнение этого на деле. Взяток не берем, а благодарности принимаем. Благодарительный или благодарственный, содержащий в себе благодарность, сделанный для изъявления, обнаружения признательности; спасибный.
Благодарный, признательный, чувствующий и изъявляющий благодарность; признающий оказанные ему услуги, добро.
Благодать ж. церк. дары Духа Святаго; || наитие свыше; || помощь, ниспосланная свыше, к исполнению воли Божьей; || любовь, милость; благодеяние, благотворение; || преимущество, польза, выгода; обилие, избыток, довольство. У него много всякой благодати, или у него всего благодать. Уши — благодать Божия, язык — проклятие. Ни за какую благодать.
Благодатный, церк. исполненный Божественной благодати, т. е. воли и силы; получивший их свыше; || дарующий счастье, блаженство, приносящий благо, добро; счастливый, благополучный, желанный, вожделенный; изобильный.
Благодатель м. благодательница ж. благодавец, благодетель, благотворитель; делающий, творящий добро; благодательный, благотворный, благодетельный.
Благодатность ж. качество, свойство благотворного; благодательство ср. благодеяние, благотворение.
 Благоденствие, благоденство ср. счастливая, благополучная жизнь, пора, покой, мир и довольство.
Благоденственный, счастливый, благополучный, благодатный. Благоденствовать, проживать в благоденствии, счастливо, благополучно, в мире и довольстве. Толковый словарь живого великорусского языка

Я использовал лишь  десятую часть  слов из названного гнезда.

А завершить эту охоту на слова намерен  отрывком из незаконченного романа Михаила Юрьевича Лермонтова «Вадим».

Но прежде должен отметить, что, по предположению Ираклия Андроникова,  в основе романа Лермонтова «Вадим» и романа Пушкина «Дубровский» лежал один и тот же факт: судебная тяжба между тамбовскими помещиками С.П. Крюковым и И.Я. Яковлевым: два соседа-помещика дружат, но  из-за пустяка становятся врагами, и один сживает со света другого. Оба романа написаны приблизительно в одно и то же время – в 1832 – 1834 годы. И если у Пушкина действие происходит в 1820-е годы и охватывает приблизительно полтора года, то у Лермонтова события происходят в середине 1770-х годов, в разгар восстания Пугачёва, в помещичьей усадьбе Палицыно и её окрестностях на берегу реки Суры, вероятнее всего,  в Пензенской провинции.

 Горбун Вадим нанимается в рабы к помещику Палицину, у которого в доме воспитывается сирота Ольга. С нею-то и  беседует Вадим и раскрывает ей правду  о её прошлом.

«— Слушай же: твой отец был дворянин — богат — счастлив — и, подобно многим, кончил жизнь на соломе... ты вздрогнула... но это еще ничего!..
— О, если это ничего — то не продолжай.
— Нет слушай: у него был добрый сосед, его друг и приятель, занимавший первое место за столом его, товарищ на охоте, ласкавший детей его, — сосед искренний, простосердечный, который всегда стоял с ним рядом в церкви, снабжал его деньгами в случае нужды, ручался за него своею головою — что ж... разве этого не довольно для погибели человека? — погоди... не бледней... дай руку: огонь, текущий в моих жилах, перельется в тебя... слушай далее: однажды на охоте собака отца твоего обскакала собаку его друга; он посмеялся над ним: с этой минуты началась непримиримая вражда — 5 лет спустя твой отец уж не смеялся. — Горе тому, кто наказал смех этот слезами! Друг твоего отца открыл старинную тяжбу о землях и выиграл ее и отнял у него всё имение; я видал отца твоего перед кончиной; его седая голова, неподвижная, сухая, подобная белому камню, остановила на мне пронзительный взор, где горела последняя искра жизни и ненависти... и мне она осталась в наследство; а его проклятие живо, живо и каждый год пускает новые отрасли, и каждый год всё более окружает своею тенью семейство злодея... я не знаю, каким образом всё это сделалось... но кто, ты думаешь, кто этот нежный друг? — как, небо!.. в продолжение 17-ти лет ни один язык не шепнул ей: этот хлеб куплен ценою крови — твоей — его крови! и без меня, существа бедного, у которого вместо души есть одно только ненасытимое чувство мщения, без уродливого нищего, это невинное сердце билось бы для него одною благодарностью.
— Вадим, что сказал ты.
— Благодарность! — продолжал он с горьким смехом. — Благодарность! Слово, изобретенное для того, чтоб обманывать честных людей!.. слово, превращенное в чувство! — о, премудрость небесная!.. как легко тебе из ничего сделать святейшее чувство!.. нет, лучше издохнуть с голода и жажды в какой-нибудь пустыне, чем быть орудием безумца и лизать руку, кидающую мне остатки пира... — о, благодарность!..
И он ходил взад и вперед скорыми шагами, сжав крестом руки, — и, казалось, забыл, что не сказал имени коварного злодея... и, казалось, не замечал в лице несчастной девушки страх неизвестности и ожидания... он был весь погребен сам в себе, в могиле, откуда также никто не выходит... в живой могиле, где также есть червь, грызущий вечно и вечно ненасытный.
Безобразные черты Вадима чудесно оживились, гений блистал на челе его, — и глаза, если б остановились в эту минуту на человеке, то произвели бы действие глаз василиска: но они были обращены вверх!..
— Я отгадала! — воскликнула молодая девушка, подойдя с твердостию к Вадиму... — я поняла тебя!.. это Борис Петрович...
Она в самом деле отгадала: великие души имеют особенное преимущество понимать друг друга; они читают в сердце подобных себе, как в книге, им давно знакомой; у них есть приметы, им одним известные и темные для толпы; одно слово в устах их иногда целая повесть, целая страсть со всеми ее оттенками.
Палицын был тот самый ложный друг, погубивший отца юной Ольги — и взявший к себе дочь, ребенка 3 лет, чтобы принудить к молчанию некоторых дворян, осуждавших его поступок; он воспитал ее как рабу, а хвалился своею благотворительностию; десять лет тому назад он играл ее кудрями, забавлялся ее ребячествами и теперь в мыслях готовил ее для постыдных удовольствий. Это было также мщение в своем роде... кто бы подумал!.. столько страданий за то, что одна собака обогнала другую... как ничтожны люди! как верить общему мнению! — Палицын слыл честнейшим человеком во всем околотке — и точно! он погубил только одно семейство.
Я сказал, что великие души понимают друг друга, потому-то Вадим смотрел на нее без удивления, но с тайным восторгом.
Она схватила его за руку и повлекла в комнату, где хрустальная лампада горела перед образами и луч ее сливался с лучом заходящего солнца на золотых окладах, усыпанных жемчугом и каменьями; — перед иконой богоматери упала Ольга на колени, спина и плечи ее отделяемы были бледнеющим светом зари от темных стен, а красноватый блеск дрожащей лампады озарял ее лицо, вдохновенное, прекрасное, слишком прекрасное для чувств, которые бунтовали в груди ее; Вадим не сводил глаз с этого неземного существа, как будто был счастлив.
Ольга сорвала с шеи богатое ожерелье и бросила его на землю.
— Так уничтожаю последний остаток признательности... боже! боже! я невиновна... ты, ты сам дал мне вольную душу, а он хотел сделать меня рабой, своей рабой!.. невозможно! невозможно женщине любить за такое благодеяние... терпеть, страдать я согласна... но не требуй более; боже! если б ты теперь мне приказал почитать его своим благодетелем — я и тебя перестала бы любить!.. моя жизнь, моя судьба принадлежат тебе, создатель, и кому ты хочешь — но сердце в моей власти!..
Слезы покатились из глаз ее, она склонила голову, рука ее дрожала в руке Вадима...
— Я твой брат! — воскликнул он вне себя.»