3. Принцип Ментализма в буддизме и христианстве

Константин Савитрин
(Комментарии к Принципу Ментализма герметического трактата «КИБАЛИОН»)

На Прозе.ру в публикации можно использовать только одну картинку и притом низкого качества. В моём блоге можно увидеть туже публикацию с картинками в полном объеме и лучшем качестве:
https://karma-savitrin.blogspot.com/p/6-7.html
или по ссылке:

=================================

6. Принцип Ментализма в Учении Будды


Чтобы увидеть действие Принципа Ментализма в Учении Будды, можно обратиться к "Основам буддизма" Е.И.Рерих:


 Корень страданий и путь освобождения

 А) источник зла, «цепь причинности» (двенадцать нидан)

"Согласно традиции, открытием «цепи причинности» (двенадцать нидан) ознаменовалось достижение Гаутамою озарения. Проблема, мучившая его многие годы, нашла разрешение. Размышляя от причины к причине, Гаутама дошел до источника зла:

12) Существование есть страдание, ибо в нем заключены старость, смерть и тысяча страданий.

11) Я страдаю, потому что я рожден.

10) Я рожден, потому что принадлежу миру бытия.

9) Я рождаюсь, потому что я питаю в себе существование.

8) Я питаю его, ибо я имею желания.

7) У меня есть желания, ибо я имею чувствования.

6) Я чувствую, ибо я соприкасаюсь с внешним миром.

5) Это соприкосновение производится действием моих шести чувств.

4) Мои чувства проявляются, ибо, будучи личностью, я противопоставляю себя безличному.

3) Я — личность, ибо я имею сознание, пропитанное сознанием этой личности.

2) Это сознание создалось вследствие моих прежних существований.

1) Эти существования омрачили мое сознание, ибо я не знал.

Принято эту двенадцатиричную формулу перечислять и в обратном порядке:

1) Авидья (омраченность, невежество).

2) Самскара (карма).

3) Вижнана (сознание).

4) Кама — рупа (форма, чувственное и нечувственное).

5) Шад-аятана (шесть трансцендентальных основ чувств).

6) Спарша (соприкосновение).

7) Ведана (чувствование).

8) Тришна (жажда, вожделение).

9) Упадана (влечение, привязанности).

10) Бхава (бытие).

11) Джати (рождение).

12) Джара (старость, смерть).

Итак, источник и первопричина всех бедствий человечества в омраченности, в невежестве. Отсюда яркие определения и осуждения Гаутамою именно невежества. Он утверждал, что невежество есть величайшее преступление, ибо оно является причиной всех человеческих страданий, заставляя нас ценить то, что недостойно быть ценным, страдать там, где не должно быть страдания, и, принимая иллюзию за реальность, проводить нашу жизнь в погоне за ничтожными ценностями, пренебрегая тем, что в действительности является наиболее ценным, — знанием тайны человеческого бытия и судьбы."

Комментарий К.С.
То, что Гаутама Будда именно неведение (об основах Жизни, об управляющих ею Законах) определил как первопричину всех страданий, делает естественным вывод о том, что именно знание (об Основах и Законах) становится силой, освобождающей от оков кармы и преображающей их в Крылья для духовного полета над безднами страданий.

Б) знание четырех благородных истин

"Свет, который мог рассеять эту тьму и избавить от страдания, был явлен Гаутамою Буддою как знание четырех благородных истин:

1) Страдания воплощенного бытия, проистекающие из постоянно возобновляющихся рождений и смертей.

2) Причина этих страданий — в омраченности, в жажде самоудовлетворения в земных присвоениях, влекущих за собою непрекращаемость повторного, несовершенного бытия.

3) Прекращение страданий заключается в достижении состояния просветленного вмещения и, тем самым, создании возможности сознательного приостановления кругов бытия на Земле.

4) Путь к прекращению этих страданий состоит в постепенном усилении элементов, направленных на совершенствование для уничтожения причин бытия на Земле и приближения к великой Истине."

Комментарий К.С.
Каждая из четырех благородных истин по сути усиливает вывод, сделанный выше:

1) Человек страдает. Вся жизнь наполнена страданиями для человека, который начинает путь познания Истины (осознание болезни).

2) Он осознает, что причина страдания в неведении и омраченности сознания (постановка диагноза и определение глубинных первопричин заболевания в отличие от внешних симптомов).

3) Он осознает, что есть путь освобождения от страданий (осознание возможности исцеления от болезни или болезней).

4) Он вступает на путь и следует по нему неотступно, устремляясь к Освобождению сам и помогая в Освобождении другим (человек исцеляет себя и помогает исцелиться другим).

Всё это - является элементами духовного Ментализма.

В) восемь ступеней на пути к Истине

"Путь к этой Истине разделен был Гаутамой на восемь ступеней:

1) Правильное распознавание (что касается закона причинности).

2) Правильное мышление.

3) Правильная речь.

4) Правильное действие.

5) Правильная жизнь.

6) Правильный труд.

7) Правильная бдительность и самодисциплина.

8) Правильное сосредоточение.

Человек, проводящий в жизни эти положения, освобождается от страданий земного бытия, являющихся следствием невежества, желаний и вожделений. Когда это освобождение осуществлено, достигается Нирвана."

Комментарий К.С.
Все восемь ступеней на пути к Истине на самом деле прежде всего опираются на Принцип Ментализма:

1) Правильное распознавание (что касается закона причинности) или правильное воззрение.

Правильное воззрение есть основа основ всего пути Освобождения. Оно подобно карте местности, которая в руках опытного странника служит скорейшему его продвижению в направлении избранной Цели. Отсутствие правильных представлений о мире и жизни заставляет человека блуждать в поисках Пути также, как карта местности со множеством ошибочных, петляющих путей.

2) Правильное мышление.

Правильное мышление естественным образом вырастает из правильного воззрения и опирается на него: человек видит правильно мир, правильно представляет себе Путь к Освобождению и следует по Пути. Все остальные ступени, по сути опираются на две первые.

3) Правильная речь.

Правильная речь, безусловно невозможна без утверждения на основе первых двух ступеней. Можно дополнить понимание этой ступени тремя известными афоризмами:

- Думай, что говоришь;

- Не говори того, чего не думаешь;

- Не всё, что думаешь, говори.

Они так же подчеркивают крайнюю важность именно Принципа Ментализма.

4) Правильное действие.

Что есть правильное действие? Буддизм, настаивая на первостепенной важности знания, сознания, осознанности, безусловно относит правильность именно к сознанию человека. Лучше совершить ошибку, искренне следуя благим, бескорыстным, побуждениям и мыслям, чем совершить благое дело, следуя лицемерным, эгоистическим и корыстолюбивым мотивам и мыслям. И действие здесь касается всех планов жизни и деятельности Человека - в терминологии Агни Йоги это Огненного, Тонкого и Плотного. То есть имеется ввиду действия мыслей, желаний, побуждений и внешние действия.

5) Правильная жизнь.

6) Правильный труд.

7) Правильная бдительность и самодисциплина.

Все вышеприведенные комментарии верны и для этих ступеней.

8) Правильное сосредоточение.

Правильное сосредоточение можно сравнить с увеличительной линзой. Как линза увеличивает в несколько раз объект, помещенный в её фокус, так правильное сосредоточение умножает силу всех ступеней Пути, многократно ускоряя продвижение человека к Цели Освобождения.

Г) десять великих препятствий (оков)

"Гаутамой Буддой также указаны десять великих препятствий, названных оковами:

1) Иллюзия личности.

2) Сомнение.

3) Суеверие.

4) Телесные страсти.

5) Ненависть.

6) Привязанность к Земле.

7) Желание наслаждения и успокоения.

8) Гордость.

9) Самодовольство.

10) Невежество.

Для достижения высшего знания необходимо порвать все эти оковы."

=================================

Комментарий К.С.

Все вышеприведенные оковы в действительности есть оковы неправильного воззрения, неправильного мышления и неправильного сосредоточения.

Еще цитата из "Основ буддизма"

"В буддизме разработаны до мельчайших деталей подразделения чувств и побуждений умственного процесса как препятствий и способов развития для облегчения самопознания путем тренировки ума и размышления над каждым предметом во всех деталях. Следуя этим путем самопознания, человек в конечном результате приходит к познанию истинной действительности, то есть видит Истину как она есть. Это есть метод, применяемый каждым мудрым учителем для развития умственных способностей ученика.

Проповедуя четыре благородные истины и благородный путь, Гаутама, с одной стороны, порицал физическое умерщвление плоти аскетами и распущенность чувств, с другой — указывал на путь восьми ступеней как на путь гармонизации чувств и достижения шести совершенств Архата: сострадания, нравственности, терпения, мужества, сосредоточения и мудрости."

Комментарий К.С.
Будда указывал "путь восьми ступеней как на путь гармонизации чувств и достижения шести совершенств Архата: сострадания, нравственности, терпения, мужества, сосредоточения и мудрости". И именно все части Учения Благословенного являются утверждениями в различных формах всё того же Принципа Ментализма. Все они пронизаны его Разумностью, его Смыслом, его Светом. Так что можно сказать, что не смотря на кажущиеся различия Учения Будды и Герметического Учения, на самом деле они идентичны. И первое является лишь одним из множества проявлений Единого Герметического Учения, лежащего в основании всех Учений Вневременной Мудрости.

=================================
=================================

7. Принцип Ментализма в Ветхом Завете, учении Христа и апостола Павла
 
Из космогонии Ветхого Завета:
С точки зрения христианства человек состоит из трех элементов: дух, душа, тело.

«В начале было Слово (или Логос), и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Иоан.1:1-5).

Согласно "Теософскому словарю": "Логос (Греч.). Проявленное божество у каждой нации и народа; внешнее выражение или следствие вечно сокрытой причины. Так, речь есть Логос мысли, поэтому и переводится соответствующим образом как "Глагол" и "Слово", в ее метафизическом смысле."

Логос — Божественный Разум или Божественное Сознание — был в начале всего.

Аллегорически это сказано в Ветхом Завете: «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один» (Быт.1:1-5).

Безусловно "Сказал" нужно писать с большой буквы, как и "Стал". Потому что имеется в виду не буквальная речь, и не буквальное становление, а символ проявления творческой мощи Логоса, Разума или Божественного Сознания.

Из учения Христа и апостола Павла
Иисус заповедал ученикам познать Истину, которая сделает их свободными, подразумевая так же и свободу сознательно сворить свою жизнь и судьбу.

И это совершенно созвучно указанному Гаутамой Буддой срединному пути с правильными воззрением или распознаванием, правильным мышлением и правильным сосредоточением. Так же это соответствует пониманию оккультных школ, герметической и ведической философии о том, что на всех уровнях Жизни, Разум или Сознание определяет Бытие.

Но ортодоксальные конфессии христианства (особенно католицизм) и протестантские течения поработили сознания верующих страхом слишком много знать, чтобы не впасть во грех, вменяемый ими в вину Адаму и Еве. Последние в древней аллегории вкусили плоды от древа познания добра и зла. Символизм этой аллегории раскрыт Е.П.Блаватской в «Тайной Доктрине». Но современные христиане и по сей день до ужаса боятся слишком много знать и даже задавать вопросы, которые могли бы их привести к познанию Истины, о которой говорил Иисус. Поклоняясь Ему, они давно уже не хотят следовать за Ним, сказавшим:

«Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною, ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее; какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?» (Матф.16:24-26).

«Будьте мудры, как змии, и просты, как голуби» (Матф.10:16).

«Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Матф.5:43-48).

Именно, необходимо отвергнуться от собственных суеверий, предрассудков, предубеждений, победить свои страсти и таким образом следовать за Христом вместо того, чтобы поклоняться Ему, стоя на коленях и не двигаясь с места. Но разве возможно совершенство? Разве не боятся христиане самого слова «совершенствование», когда оно применяется теософами, последователями Живой Этики или представителями духовных учений Востока?

Иисус сказал: «будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный». Сказал в повелительном наклонении, а не в просительном или предположительном. Не «постарайтесь быть совершенными», но «будьте совершенны»! Однако история христианства показывает, что весьма малое число людей достигло в некоторой степени того, что называют совершенством. Неужели же к ним только обращался Христос? В Нагорной проповеди Он говорил к людям совершенно разного уровня эволюционного развития. И говорил о возможности для всех них достичь совершенства. Как же возможно оно, если жизнь столь коротка, а человеческие несовершенства столь велики?

Выдуманная отцами церкви идея об искупительной жертве Христа не выглядит удовлетворительной. Так как получается, что человеку не трудиться необходимо, но веровать во Христа. И множество грехов долгой порочной жизни можно искупить верой во Христа, его кровью. Тогда как живущий чистой и непорочной жизнью человек, верующий, например, в Будду или Кришну в соответствии не только со своим неверием во Христа, но даже и незнании о Нём, будет гореть с грешниками в гиене огненной. Можно ли приписывать Богу такое сатанинское представление о божественной справедливости?

Но вполне удовлетворительными и убедительными оказываются оккультные и религиозные доктрины перевоплощения и кармы. Каждый пожинает то, что посеял. При этом как говорят буддисты: «Пожинает не тот, кто сеял, но и не другой». Можно расставить акценты и пояснить следующим образом: «Пожинает не тот, кто сеял (то есть не та же личность одного воплощения), но и не Другой (то есть та же духовная Индивидуальность в новой личности)».

Об этом посвященный в мистерии апостол Павел сказал:

«Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает (Бога обмануть нельзя). Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную. Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем» (Гал.6:7-9).

«Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют. Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона. Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями. Если мы живем духом, то по духу и поступать должны» (Гал.5:19-25).

В словах Павла «делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем» сокрыта именно великая надежа и указание на необходимость непрерывного и беспредельного совершенствования на основании познанной Истины. Только при этом условии возможно в цепи воплощений достичь совершенства, заповеданного Христом.

И в этом единство учений Гаутамы Будды и Иисуса Христа. Оба духовных подвижника своими учениями утверждали действенность Принципа Ментализма и выражали его с символах любви к Истине:

«Величайшее счастье, какое может вообразить смертный, — это брачные узы, связующие два любящих сердца. Но есть еще большее счастье: это объятие Истины. Смерть разлучит мужа с женой, но смерть никогда не поразит того, кто заключил союз с Истиной. Потому соедините свою судьбу с Истиной и живите с ней в святом браке. Пусть никто не будет одинок, пусть каждый соединится в святой любви с Истиной. И когда Мара[1], разрушитель, придет отделить видимые формы вашего существа, вы пребудете с Истиной и вкусите вечной жизни, ибо Истина бессмертна».
(«Священные книги Востока», т. 19, цитата по книге Е.И.Рерих. Основы буддизма)

[1] Мара (санскр., убивающий, уничтожающий) — в буддизме персонифицированное зло, отец всех пороков и заблуждений, искуситель стремящихся к просветлению.

«Тогда сказал Иисус к уверовавшим в Него Иудеям: если пребудете в Слове Моем (будете следовать Моему Учению), то вы истинно Мои ученики, и познаете Истину, и Истина сделает вас свободными».
(Иоан.8:31,32)