1. 7. О совершенствовании мировоззренческой основы

Сергей Гайворонский
На данный момент исследования отсутствуют какие-либо противоречия, связанные с ранее выдвинутой системой аксиом и следующими из нее утверждениями. Все опытные данные, ссылки на которые были использованы, соответствуют полученным теоретическим выводам. Кроме того, проведенное теоретическое исследование, основанное на такой базе, позволило подтвердить выдающийся научный результат академика П.К.Анохина, полученный им на основе огромного количества опытов. Если учесть, что на момент получения теоретических выводов, связанных с выбором системы аксиом, автору ничего не было известно о результатах, достигнутых академиком П.К.Анохиным, то получится, что совпали результаты двух исследований – практического и теоретического. Теоретические результаты подтвердили практические, а практические результаты - теоретические. Таким образом, систему аксиом, построенную на основе данных науки, пока по-прежнему можно использовать в проводимых рассуждениях:

Система аксиом:

• мир материален (реален) и непрерывен (целостен);
• мир находится в непрерывном изменении (движении);
• любой объект представляет собой одну из неоднородностей непрерывного материального мира, возникающих, существующих и изменяющихся по законам этого мира;
• законы мира неизменны (одинаковые начальные условия определяют одинаковые конечные результаты взаимодействия объектов);
• информация всегда имеет материальный носитель.

 Основные законы диалектики:

• Закон единства и борьбы противоположностей.
• Закон перехода количественных изменений в качественные.
• Закон отрицания отрицания.


Как видим, и на основании опытных данных, и на основании проведенного теоретического исследования, любая информация, в том числе информация о движении, представляет собой часть свойств объектов, передаваемая при взаимодействии объектов с объектами или объектов с субъектами.  Информация никогда "не витает" сама по себе, а передается на материальных носителях. Из всего этого следует важный вывод. Если информация всегда имеет материальный носитель, как это отражено в одной из аксиом, и всегда связана с передачей свойств материальных объектов, то объективная информация должна подчиняться законам сохранения в связи с тем, что такие законы основаны на материальности физического мира. Действительно, если объективная информация основана исключительно на свойствах объектов, то ее не может быть больше, чем этих самых свойств. Соответственно ее не может быть и меньше. Другими словами, для того, чтобы обосновать закон сохранения информации, не нужно проводить какие-либо взвешивания, измерения или нечто подобное. Для этого достаточно, чтобы объективная информация всегда обеспечивалась свойствами материальных объектов, подчиняющихся законам сохранения. Возможно такое теоретическое доказательство или нет, неизвестно, но зато известно, что доказательством может служить и практический опыт. И поскольку опыт не может предоставить ни одного доказанного случая передачи информации без использования материальных носителей, постольку из этого следует, что информация всегда обеспечивается свойствами материальных объектов со всеми вытекающими последствиями, в том числе следствием в виде закона сохранения информации.

При всем том, что объективная информация должна подчиняться закону сохранения, субъективная информация может непрерывно нарастать. Это связано с тем, что такая информация основана на предположениях, которые не обязаны соответствовать реальным свойствам объектов окружающего мира. Рост субъективной информации образуется при взгляде на нее исключительно через призму свойств субъекта, который на основе одного исследованного свойства объекта может приписать это свойство всем другим подобным объектам, которых в мире бывает очень много. Если же субъекта нет, то нет опережающего отражения действительности, нет субъективной информации и нет роста информации. Есть только передача объективной информации на материальных носителях в виде части свойств объектов, которая равносильна обыкновенному взаимодействию объектов с соответствующим изменением их свойств. Возьмем, к примеру, информацию о полете Незнайки на Луну. Реальными свойствами материального мира, кроме реального существования Луны, эта информация не подкрепляется, но тем не менее она существует в виде свойств мозга, позволяющих на основе свойств окружающего мира генерировать сказочные предположения, принимающие форму материальных моделей, переносимых на материальные листы книжек или на материальные электронные носители. При всем этом информация передается исключительно путем взаимодействия материальных объектов с соответствующим изменением их свойств. При изменении свойств одного объекта обязательно происходит изменение свойств объектов, взаимодействующих с ним. Грубо говоря, если в одном месте нечто прибавляется, то в другом месте что-то убывает. В непрерывном мире чего-то другого ожидать не приходится. Но предположение (субъективная информация, опережающее отражение действительности) частично образуется без непосредственного взаимодействия субъекта с внешним миром, на основе свойств ранее построенных моделей. Поэтому, если из окружающего мира изъять субъекта (скажем, погаснет Солнце с последующим исчезновением субъектов), то Луна при этом останется, а вот Незнайка, как сказочное предположение или избыточность, останется вместе с субъектом и моделью Незнайки, построенной в его мозге. При этом никакие законы сохранения нарушены не будут, если учесть изменения всех материальных объектов, принявших участие в образовании информации. Но практически учесть это невозможно по причинам, о которых говорится в следующей главе.

Таким образом, категория информации непротиворечиво включается в диалектический материализм (диамат) на основе использования предложенной выше системы аксиом. В таком виде диамат представляется более развитым, соответствующим современным достижениям науки и техники. И его можно использовать как средство для дальнейшего изучения мира. Если смотреть на весь мировой опыт через призму такого мировоззрения, то окажется, что все прогрессивные технические и другие решения не противоречат его основным законам и установкам. Поэтому, даже не зная о диамате, исследователи, добивающиеся реальных достижений и успехов, интуитивно используют его основные принципы и законы. Точнее, они используют принципы и законы окружающего мира. Но их же отражает диамат, являясь мировоззрением, сводящим принципы и законы окружающего мира в систему. Конечно, не обязательно изучать диамат для того, чтобы стать ученым. Можно просто набраться личного опыта, наступая на те же расставленные природой "грабли", на которые наступали предыдущие поколения исследователей. Но значительно эффективнее пользоваться опытом этих поколений, сведенным в систему. Эффективность такого подхода вполне может быть проверена как при построении технических систем, так и при построении систем, именуемых общественными. В последнем случае отсутствие развитой мировоззренческой основы ощущается особенно остро.

               
                Далее: http://proza.ru/2023/02/13/1341
                Назад: http://proza.ru/2023/02/13/1286