Введение, ч. 2. Общая теория информации

Сергей Гайворонский
Закон отрицания отрицания, существующий в окружающем мире и определяющий единственный способ развития всего живого, вряд ли возможно описать и представить без использования некоторой субстанции, именуемой информацией. Именно она дает возможность субъекту  определить тупиковое или опасное для выживания состояние и во многих случаях позволяет вернуться в точку, из которой движение можно продолжить, не попав в тот же тупик. Информация не менее важна при исследовании окружающего мира, чем, скажем, категории количества, качества или движения. В то же время в  диалектическом материализме на текущий момент времени категория информации отсутствует. В научных трудах об этом говорится примерно так: "несмотря на всестороннюю разработку проблемы информации, вопрос о категориальном статусе этого понятия до сих пор не решен" [16]. Более того, иногда даже утверждается, что "попытки представить информацию в качестве категории обречены на неудачу"[15], представляя в качестве обоснования этого утверждения довольно сомнительные аргументы, связанные с расплывчатостью данного понятия. Несмотря на существование подобных предсказаний,   в данной работе делается попытка непротиворечивого включения в диалектический материализм категории информации в том смысле, что информация увязывается с такими основными мировоззренческими категориями, как количество, качество, движение. В результате такой попытки схема, приведенная на рис.1, преобразуется в несколько иной вид, изображенный на рис.2.

Каких-либо причин, позволяющих упрекнуть данную работу в нарушении критериев научности, не отмечено. К таким критериям относятся:

а) наличие аксиоматической базы, удовлетворяющей опытным данным;
б) непротиворечивость;
в) целостность;
г) соответствие выводов теории теоретическим и опытным данным науки;
д) существование возможности прогнозирования и моделирования с выходом на экспериментальную проверку теоретических результатов.

Включение в диалектический материализм категории информации представляет собой попытку создания общей теории информации, которая выглядит как наука, определяющая основные принципы взаимодействия субъекта с окружающим миром. Такие принципы позволяют построить и непрерывно совершенствовать мировоззренческий "мост" между естествознанием и обществоведением, позволяющий корректно пользоваться опытом и теоретическими изысканиями из смежных областей знания. В частности, использование опыта естествознания позволяет совершенствовать экономические механизмы с целью решения экономических и социальных проблем. Экономические механизмы, созданные на основе усовершенствованного мировоззрения позволяют делать то, что большинство людей от таких систем и ожидает:

- создавать благоприятные условия для диверсификации экономики;
- повышать эффективность общественного производства;
- снижать чрезмерную дифференциацию доходов;
- ликвидировать безработицу;
- повышать общее благосостояние;
- прочее.

При установлении мировоззренческого "моста" становится доступной возможность  анализа и корректировки существующих экономических механизмов. Такую возможность могут предоставить как сами принципы общей теории информации, так и экономическая теория, основанная на данных принципах. Такой теорией может быть "физическая теория стоимости" (рис.2), которую также можно было бы назвать информационной. Эта теория располагается на схеме в ветви обществоведения и по своему назначению вполне может соответствовать существующей теории информации, располагающейся в ветви естествознания.

Кроме того, непротиворечивое включение категории информации в диалектический материализм могло бы способствовать решению некоторых серьезных проблем, о наличии которых говорят превентивные высказывания исследователей феномена информации и категорий отражения. Эти высказывания приведены в заключении к данной работе.


                Далее: http://proza.ru/2023/02/12/1671
                Назад: http://proza.ru/2023/02/12/875