Плавпрактика в семидесятые годы

Александр Дед
   Закончился третий год обучения, и мы отправились на плавсеместр, на УПС(Учебно-производственное судно). Были такие суда у училища, на них и проходила практика все 4 месяца. Назывались они «Профессор Ухов», «Профессор Щеголев», «Профессор Рыбалтовский», «Профессор Хлюстин» и «Зенит». «Профессора» были построены в Польше и считались судами двойного назначения. В случае военных действий могли использоваться, как госпитальные суда. На борт брали около 200 курсантов, которые жили в восьми местных каютах, и преподавательский состав.
Ходили суда на Италию, за камнем мраморным, который перевозили в Европу и Скандинавию. На них проходили практику курсанты мореходных училищ торгового флота СССР. А мореходок, только в Ленинграде, было достаточное количество. ЛВИМУ(Ленинградское высшее инженерное морское училище), ЛАУ (Ленинградское арктическое училище), ЛМУ (Ленинградское мореходное училище), ЛМШ (Ленинградская мореходная школа).Не считая рыбной мореходки и речного училища. Нужны были тогда моряки-рыбаки для судов. Тогда, подчеркиваю. Когда Ленинград был.
   Наша первая плавпрактика составляла 2 месяца, после нее сдавали экзамены и получали корочки моториста 2 класса. После плавсеместра выдавали корочки моториста 1 класса, что давало право уйти после 4 курса на индивидуальную практику в составе экипажа и получать не жалкие курсантские 37 валютных копеек, а полноценную зарплату моториста. При расчете пенсии эти периоды включены в стаж не были, а суда оказались государству не нужны, в 90ые годы перегнаны на Черное море и использованы для челночных рейсов в Турцию.



   На УПСе «Профессор Ухов» мы сменили курсантов Рижской мореходки и отправились в рейс. Сутки ты стоишь вахту в машине,сутки учишься,сутки в рабочей бригаде на камбузе или дежурным по борту проживания.Занятия по английскому языку,дизелям и вспомогательным механизмам.Кроме нас, механиков, на борту были наши же курсанты судоводители. Традиционно для судов, механики жили по левому борту, будущие штурманы-по правому. Командовать всеми курсантами от училища был назначен командир одной из рот судоводителей по прозвищу «Фанера». Надо отдать должное, что не все командиры рот училища отличались умом. Офицер, он и есть –офицер. «Надеваю портупею, все тупею и тупею». Высказывания некоторых из них, на долго вошли в историю училища. Данный же нам офицер получил свою кличку заслуженно и полностью ей соответствовал. «Почему стекло в двери выбито? Могли бы и фанерой заколотить! Как меня нет, так и заколотить нечем!».
   Поскольку «Фанера» был командиром роты судоводителей, то для улучшения показателей несения службы, начал он нас, механиков, гнобить с первого дня. Каждое утро на УПС производился обход жилых и служебных помещений. Камбуза, столовой, курсантских кают, гальюнов и коридоров. Обход совершался назначенной капитаном группой. В нее входили- командир сводной роты курсантов, учебный помощник, руководитель практики из преподавателей и судовой врач. Результаты обхода вывешивались на стенде. Оценки за уборку механиками-два или три, оценки судоводителей четыре/пять соответственно. Типо соцсоревнования значит.



Заходит эта группа в кубрик и начинает «Фанера» с белым платочком везде лазать, пыль-грязь искать. И за плафон залезет, и на четвереньки встанет, чтобы стол с пола проинспектировать, и кожух вентиляции снимет, только чтобы продемонстрировать грязь на платке. С пристрастием относился он к обходу. «Ага! Смотрите-пыль, грязь! Здесь конь не валялся!». И сует палец свой под нос дежурному и учебному помощнику с доктором. Как-то, ради шутки, за кожух вентиляции положили шахматную фигуру коня. И на восторженный крик «Фанеры»: «Здесь конь не валялся!», наш дежурный невозмутимо ответил : «Как не валялся, вот он». Шутка, до рьяного приверженца чистоты, дошла не сразу, но другими присутствующими была оценена по достоинству.
   Но это случилось несколько позже. В первые дни нашей практики, судовой врач в этой группе отсутствовал. Мотористы шутили: «Докторила «Зеленую аптеку» получил, неделю не увидите!». «Зеленой аптекой» на судах называли лечебные настойки на спирту: «Боярышник» и «Элеутерококк». Крепость напитков составляла около 70% и они были пригодны к употреблению в «сухие» дни. Правда, после неумеренного употребления «Элеутерококка», моряк начинал ломиться в каюты к судовым девам, но это уже вопрос вторичный. «Боярышником» пару раз был угощен от широт докторской души и я. Ничего, проскочило, на судне, да в море, и за коньяк сойдет. Крепковат правда, с непривычки. Но, как говорится: «На флоте и старушка-дар Божий»



   «Фанеру» же очень возмущало отсутствие судового врача. Учебный помощник ссылался на его занятость и всякий раз находил причины. «Полученные лекарства приходует», «Палец матросу/мотористу прищемило, лечит», «К капитану срочно вызвали». Но вода камень точит, да видно и настучал «Фанера» начальству. Явившегося судового врача слегка покачивало, лицо его удовольствием от утреннего обхода не светилось, и было слегка опухшим. Рьяный страж чистоты находил все новые и новые не убранные места в каютах механиков и совал грязный платок под нос присутствующим.
   Наконец, в одной из кают, он начал поиск грязи на внутренней створке двери. Судовой врач задумчиво посмотрел в подволок и так же задумчиво толкнул дверь ногой. Раздался вопль «Фанеры», которому защемило палец между дверью и косяком. «Ну, что же вы так неосторожно! В море идем, качает ведь судно»- невозмутимо констатировал врач. И со словами: «Пойдемте в лазарет, там осмотрим» увел офицера к себе. На этом затянувшаяся инспекция в тот день и закончилась.