1-я молодость. Жизнь в СССР

Эля Захарова
 Предисловие. Бушующая эпидемия направила меня на воспоминания о годах первого студенчества. Я начала эти строки 19 апреля, год - 2020-й: третья неделя самоизоляции... Периодически принимаюсь записывать все, что помню из темы  "Моя юность"...

Вчера посмотрели с ребятами "Лето" К.Серебренникова. А на следующий день док.фильм "После лета" - кадры, не вошедшие в фильм. Интервью с Н.Науменко - женой Майка Науменко, с Ишей Петровским, с А. Троицким, Севой Новгородцевым. Атмосферный фильм... Питерский рок.... начало 80-х. 1981 - год  основания питерского рокклуба на Рубинштейна, 13... 1981-й... что я делала в 1981-м?..  я была человеком из Подольска... Год назад окончила среднюю школу. И ничего абсолютно не знала про питерский рок, про Майка Науменко, про группу "Зоопарк"; что-то отдалённо слышала про Цоя ... провинциалка из Подольска... Никуда не пошла учиться в год окончания школы, почти сразу устроилась на работу - с 5 августа... В Ленинке я сразу же завертелась, закружилась - бурно, насыщенно. Комсомольская жизнь била ключом. Овощные базы, летне-осенние выезды на колхозные поля, обучение гражданской обороне без отрыва от производства, - а затем и соревнования по пройденному курсу лекций гражданской обороны... спортивные праздники, лыжные забеги зимой, летние марафоны... Еще - крайне интересные мероприятия в Доме Дружбы народов, в Доме Кино.  И - в числе перечисленных - открытие мемориальных досок на близлежащих улицах... Нас, как мощную молодежную организацию Ленинской библиотеки, привлекали для массовки в съёмочных процессах по открытию мемориальных досок. Я никогда не отказывалась от таких мероприятий - а что? - на свежем воздухе в меру запылённого центра и от библиотеки далеко не надо было ходить. Опять же - перед камерой интересно "потусить"... Главный дом, на котором открывали мемориальные доски, находился на улице Грановского, в 5 минутах ходьбы от библиотеки.  Сейчас даже захотелось съездить к этому "крутому" дому, где все выступающие "плиточки" фасада, красуются мемориальными табличками... Помню -  я "открывала" одну из установленных табличек, посвященных политическому и военному деятелю по фамилии Вознесенский. Имени не помню. А фамилию запомнила. Понятно - что запомнила по литературно-поэтической ассоциации... Пару раз я попадала в съёмочный кадр. Я сама себя не видела по телеку, мне знакомые сообщили постфактум, после выпуска новостей.  Сказали, что я оба раза "держалась весьма драматично" - шутка, конечно...  Надо сказать - веселая жизнь была в совке! Библиотечная комсомольская верхушка не разменивалась на такие "пыльные" поручения, как овощные базы, колхозы родного Подмосковья, спартакиады... Они благополучно выезжали за рубеж - в соцстраны, конечно, - в дружественный СССРу "лагерь". Но мы, рядовые комсомольцы, особо не завидовали, лично меня это ничуть не задевало. Мы чувствовали себя очень даже неплохо, жили-не тужили, работали и развлекались в соответствии со своим "пешечным" положением... В Ленинке в то время существовала огромная сеть разнообразных отделов. Я попала в отдел СПК - систематических и предметных каталогов. Почти одновременно со мной в этот отдел пришла Лена Берендеева. Мы сразу же подружились (и общаемся поныне, правда, последнее время только по телефону). Она старше меня на 3 года, тогда еще студентка пединститута. И имела опыт преподавания в школе. Ленка - прекрасный открытый душевный человек! Я часто бывала у неё в гостях. Родители и семья её брата - чудесные. Я рада, что я тогда (а вообще-то и в настоящее время...) - такая противоречивая, неустойчивая, импульсивная - попала к Ленке в её чистые добрые руки... Лена - с её широко распахнутыми на окружающий мир глазами - не могла не обратить на себя внимание. Я сразу же к ней "прилипла". Ленка ко всему прочему обладала актёрским даром. Она великолепно демонстрировала Татьяну Доронину, Людмилу Гурченко, Аркадия Райкина, многих других артистов и певцов. У неё прекрасный голос, она знала на память массу песен - в то время популярных, в основном - из кинофильмов. Все музыкальные и драматические номера Лена показывала в закутках ЦСК - Центральный Систематический Каталог - такое название существовало в нашей библиотеке в начале 80-х годов 20 века. Это часть нашего отдела - ЦСК- открытый каталог для пользования читателей. Огромное помещение, красивое - представьте - массивную мраморную лестницу, которая сразу открывается глазу вошедшего читателя в главный вход. Вот наверху по обеим сторонам лестницы и располагался ЦСК. Тогда ещё - бумажный карточный каталог. Карточки размещались по ящичкам. Ящички в шкафчиках. Наш отдел, вернее, наша группа - организации систематического каталога - расставляла эти карточки. Карточки с библиографическим описанием книг. Ежедневно был приток новых книжных поступлений, и соответственно, - карточек. В то советское время Ленинка получала "обязательный экземпляр". И не один. Так что работы было много. И мы старались расставлять новые карточные поступления до появления читателей, до 10.00. Это было вполне возможно,так как наш рабочий день начинался с 8.30. И вот часов в 9 - мы, взявши коробочки с карточками, отправлялись "в поля" - в ЦСК. И пока не было читателей, позволяли себе некоторые развлечения - особенно мы ждали драматических выступлений Лены. Мы - это я и милая женщина, сотрудница нашей группы - Жаворонкова Нина Михайловна. Веселая, но очень своеобразная - могла ни с того, ни сего - примолкнуть и исчезнуть; периодически ни с кем не общалась на работе, но спустя какое-то время - вновь мы с Леной ее видели в нашей компании - смеющуюся, блещущую остроумными шутками... Интересная женщина, никогда не рассказывала про свою частную жизнь, но мы с Леной особо и не пытали её на этот счёт. Нам было приятно с ней общаться, когда она была на нашей волне - она всегда была весела, заливисто хохотала над своими остротами - громче остальных свидетелей веселья. А между тем - Нине Михайловне на тот момент было около 40 лет. Замечу - мне - 17, Лене - 21. Вся наша группа организации каталогов удивлялась этому странному "тройственному союзу" - Лена Берендеева - коммуникабельная, эрудированная , распахнутая всему миру, Нина Михайловна - закрытый, замкнутый и весьма обособленный человек - хотя при этом не упускающий любой возможности пошутить, посмеяться и Эля Сахарова - юное создание; робкая, угловатая, нелепая провинциалка, сильно закомплексованная и не очень развитая - во всех отношениях - от физического до умственного... Лена тогда повторяла: человек без комплексов - мало интересен... для меня тогда это слышать было - прямо бальзам на больные раны... Я лично была счастлива, что попала Лене в руки. И  в компании с Ниной Михайловной - несмотря на её периодические закидоны и исчезновения - мне тоже было комфортно. Вот мы в ГБЛ (тогда - Государственная Библиотека им. В.И.Ленина) по утрам, "зажав" Ленку в ЦСК в укромном месте между каталогами, требовали "зрелища". Так мы развлекались... Сейчас пишу и так чётко представляю! А с тех пор минуло столько лет - страшно произнести... Наши обеденные перерывы - это как продолжение утренних "артистических сеансов"... Кушали мы в то время в МГУ-шной столовой. В здании, находящимся на пересечении Манежной площади, Большой Никитской и Тверской. Там находился медицинский и биологический факультеты. И столовая отличная. Вкусная и дешевая. При тогдашней зарплате в Ленинке - 92 р (это моя ставка при оформлении в б-ку, - вообще-то - там были изначально хорошие ставки. И 92 р. - это на тот период - минимальная зарплата в ГБЛ - для "необразованных по высшему разряду") - в университетской столовой можно было употребить полноценный обед на 40-50 копеек. Со всеми переменами блюд: первое, второе, третье и закуска. Может, я путаю сумму, может, и дороже полный обед стоил. Время стирает в памяти подробности торгово-денежных операций... Тем более, я никогда не выбирала полный обед - не по силам мне это было, многовато. Обычно я брала суп или борщ и морковку с сахаром и сметаной.  В буфете к обеду повара строгали морковку и поливали сметаной с сахаром. Сахар мне совсем не нужен был, но без него морковку не подавали. Порция морковки со сметаной стоила 5 копеек. (А как-то одна наша коллега - Светлана - нам поведала, что в столовой при консерватории - овощные салатики еще дешевле: по 2 копейки за порцию... Это ведь как можно по-райски пожить - при таких ценах!.. Еще в университетском буфете были потрясающие венгерские ватрушки. По 13 копеек. Свежайшие, вкуснейшие! Эти ватрушки мы покупали на вынос. К полдничному чаю. В половине четвертого мы всей нашей рабочей группой пили чай. Гонец с большим чайником спускался на лифте в цокольный этаж, где была столовая для сотрудников. В огромном титане всегда неистребимо бушевал кипяток... 
В сфере деятельности нашего отдела СПК, кроме Центрального читательского каталога, - ЦСК, был Генеральный систематический - ГСК. На 4-м этаже. (А ЦСК - на 2-м). ГСК - закрытый каталог, куда, в общем-то, имели доступ читатели, но - не свободный, как на мраморной лестнице, а ограниченный. То есть, читателя усаживали за большой стол, а дежурный сотрудник по ГСК выслушивал запрос и приносил каталожные ящички по нужной теме. В ГСК читатели не имели возможность самостоятельно бродить по всему каталожному пространству.  Я это говорю к тому, что ГСК имел такой "аппендикс" -  длинный коридор, метров 30 в длину. В описываемый период там располагались каталоги по естественнонаучным дисциплинам. А Лена и Нина Михайловна расставляли именно этот раздел. Там был длинный проход вдоль огромных окон (зимой между рамами наши сотрудники складывали продуты, купленные в обеденный перерыв. Это место заменяло холодильник). Сам проход вел в комнату к машинисткам. Еще это пространство перехода использовалось как "гимнастическая". Производственная гимнастика в то время была очень популярна - практически во всех учреждениях. Но конкретно в нашем отделе на гимнастику выходила только одна группа - "клетка", которая вела систематизацию каталогов по отраслям науки, культуры, просвещения. Как раз в эту "клетку" Лена перешла, когда закончила институт.  "Клетка" - так назывались все клетушные "комнатки" в ГСК, отгороженные каталожными шкафами - их было штук 10-12 - каждая из "клеток" по определенным отраслям. Когда меня в моей группе организации каталогов начальница впервые послала с каким-то заданием: поди в клетку к гомикам...  я оторопела... Потом-то мне про "клетку" объяснили. И у меня уже не возникали вопросы. Но про значение слова "гомик" я вообще не знала. Тогда, 17-летняя - я не знала... А в нашем отделе мое непосредственное начальство - Елена Кустова, а затем - Надежда Геращенко - "гомиками" называло систематизаторов каталогов по гуманитарным наукам, "гомонитарным" наукам...  Так вот - в авангарде производственной гимнастики  нашего отдела были систематизаторы - литераторы и "просвещенные" люди (которые вели каталоги по отделам "Просвещение", "Культура", "Наука"). Ровно в 11 утра они  последовательно и целенаправленно приступали к 10-15-минутным занятиям. Одно время мы с Леной к ним присоединялись. Особенно - чаще всего это было, когда мы все дружно носили книги на голове. Это уже было ровно в 12.00 - первая серия "переноски" книг на голове. А вторая - в 15.00. Из шкафа доставались большие энциклопедические тома и водружались на макушку.  Для выравнивания позвоночника. В переноске книг на головах - также была замечена только группа систематизаторов гуманитарных наук. Как сейчас помню Лию Семёновну (которая в совершенстве знала латинский язык и за эти уникальные знания получала 20%-ю надбавку к жалованию), Аню Петрову, Татьяну Татеосян, Лину Петровну, Женю Кузяева. В определённое время они единодушно выходили из своих "клеток" и активно занимались физзарядкой. В этом переходе было радио! Одно-программное. Мы с Леной и Ниной Михайловной сюда "стекались" к 12.30. Это время передачи "В рабочий полдень". Музыки хотелось... Лене было проще сюда сбегать. У нее здесь каталоги. Можно спокойно взять карточки и двинуть в "музыкальный" коридор. Начальство нас "пасло". Но иногда и мне удавалось на 10-15 минут улизнуть и пристроиться к радио. Но через некоторое время какой-то злоумышленник сломал радио. А потом приёмник и вовсе исчез. В то время музыка считалась отрицательным элементом - "отвлечение от созидательного социалистического труда"...  Но - надо сказать - под слежку не попадали сотрудники, ничем не отличавшиеся от общей рабочей массы. Как было в нашей группе, скажем... Надо было сидеть в комнате, принимать участие в общем разговоре. Тему задавала начальница группы. Только она имела право выступить. И - далее необходимо было вторить... Это так сказать - разговоры на бытовые нерабочие темы. Но - при этом - работать, не выключаться из трудового процесса.  Это могла быть подборка карточек - по алфавиту, разбор оных по системе, масса другой внутренней работы. Мне например, под общие разговоры не работалось, я постоянно делала ошибки. Поэтому забирала свои карточки и уходила в ЦСК, - пока там не было читателей. И вся наша компания, Нина Михайловна, Лена - мы как-то не стремились находиться при комнате. Мы постоянно уходили. Вот поэтому нас с Леной "пасли". Нину Михайловну не преследовали. Она все-таки постарше, а мы - салаги... Но всё равно - нам даже интересно было - как мы действовали,  пускали в ход все наши ухищрения, умудрялись конспирироваться, шифроваться, все эти наши "побеги" - в закутки  ЦСК, в музыкальный коридор - это так забавно было! Нина Михайловна тоже с удовольствием включалась в наши игры.  Ну, и теперь понятно, - почему стремились на просторы комсомольской жизни - не глядя соглашались на колхозы, массовые забеги, на дружественные встречи в Дом Дружбы , в Дом Кино, на стажировку по Гражданской обороне... Там была Свобода!.. Все вышеперечисленные (и не перечисленные) мероприятия проводились в рабочее время, а если в нерабочее, то за это полагались хорошие двойные отгулы. Вот тогда и была в ходу поговорка: "отгулы за прогулы"...    А обеды! Тогда со средним заработком население могло позволить себе выкушать комплексный обед в  ресторане. Тогда очень распространенное явление было - ходить обедать в "Прагу", в "Лабиринт", "Ивушку", "Арбат". За 1 рубль 20 коп. предлагался превосходный комплексный обед в хорошем ресторане. Это мог себе позволить средний слой населения. Если, конечно, это не мать-одиночка. Хотя - опять же - всё очень индивидуально... Мы тогда, вплоть до "царствования" великого КГБиста Андропова, - во время обедов шарились по ресторанам. Уходило по времени больше положенных 30 минут.  Мы отсутствовали - 45, а то и час. Поэтому мы не сильно наглели, в ресторан на обеды отлучались раза 2-3 в неделю. А так - ходили в МГУ-ую столовую.     
Помню, один раз я сидя за столом в университетской столовой, нечаянно облила Ленку рыбным супом. Слава богу, не горячим. А в тот день у Лены после работы в институте был назначен зачет. Лена переживала - ну как теперь - преподаватель почувствует от одежды запах. Я больше Лены переживала...
Еще - такой незабываемый факт - напротив библиотеки - со стороны Моховой - была легендарная Пирожковая. Я, как только устроилась на работу, в этот же день узнала про это заведение. Там выпекали необыкновенно вкусные пирожки. В форме трубочки, хорошо прожаренные, - они очень отличались от тех пирожков по 5 копеек, которые в то время на каждом шагу продавались с лотков на улице. Эти пирожки более товарного вида и главное - намного вкуснее и качественнее, - стоили по 10 к. за штуку. За этими пирожками посылали молодого мобильного гонца-библиотекаря. В библиотеке, как и во всех отраслях жизнедеятельности того советского 70-летнего периода (за мизерным местечковым исключением), - существовала дедовщина. Но опять же, никто не заострял внимание на этой характерной особенности совка, всё происходящее воспринималось как норма. Каждому было по-своему хорошо. И это здОрово! Честно скажу - я в гуще столичной жизни себя намного лучше почувствовала. В провинциальном Подольске мне жилось скучнее, грустнее. Особенно, если брать в расчёт среднюю школу N 6, в которой я проучилась с 5-10 классы... Худшего "концлагеря" (в мирное время, конечно) я не испытала... Разве что - в детском лагере, куда меня отправляли на летние каникулы. Но летний лагерь, все же, возможно было избежать. А школу надо было худо-бедно посещать... Даа, про школу надо при случае завести отдельный рассказ. Сейчас не хочется о грустном, - особенно в день библиотекаря, - 27 мая. Кстати, в советское время не было дня библиотекаря. Но это нисколько не умаляло "почётного звания библиотекаря", особенно почетного звания библиотекаря ГБЛ. - Главной библиотеки страны. Конкуренцию Ленинке, правда, тогда составляла библиотека им. М.Е. Салтыкова-Щедрина в Ленинграде. По масштабу, по наличию фондов и т.д. 
В общем, в новых столичных условиях я просто ожила. Я не скажу, что моя школьная жизнь была совсем грустной.  Но в средней общеобразовательной школе мне казалось, что ничего интересного со мной не происходит, и главное - я думала и боялась, что так и далее будет развиваться моя жизнь... а вернее - не развиваться. Забегая вперед - замечу - насколько круто изменилась моя провинциальная жизнь... как она забила ключом!.. и слава богу, поныне "бьёт" - иногда и по голове - но всё равно это прекрасно! жизнь продолжается!... если б мне кто тогда сказал, что в 38 лет получу второе образование - в театральном, в ГИТИСе... Когда я первое-то в 22 года - еле-еле осилила. МГИК, учеба в институте мне тяжело давалась... Потому что - учиться было некогда. Используя студенческий билет МГИКа, в то время можно было беспрепятственно и бесплатно попадать в театр.  И - что очень важно - посещение театральных, цирковых представлений считалось уважительной причиной для пропуска лекций в институте. Приходишь к куратору - суровой Валентине Сергеевне (у нее армянская фамилия ещё была - не помню как звучит) и предъявляешь билет. А мы предъявляли пропуск, выписанный администратором театра.  Это "театральное" открытие произошло в первые дни учебы, когда я познакомилась со своими однокурсницами Ириной Петровой и Ларисой Абросимовой. Они уже были в теме, и вовсю использовали свои студенческие билеты. Вот оттуда всё и пошлО... И дружба наша с годами не меркнет. Чуть позже я познакомилась поближе ещё с одной Ларисой - Голубевой. И на лекциях я норовила присесть меж "двумями" Ларисами. Несмотря на наши возрастные изменения, изменения в сознании каждой из нас в отдельности, несмотря на "эксклюзивное" развитие наших судеб, я очень высоко ставлю нашу дружбу, проверенную 10-летиями... Хоть и наши встречи стали реже, но память хранит "исторические корни"... 

И вот на таком контрасте - граница времен выпускного школьного вчера и начало моей трудовой деятельности в ГБЛ - я сейчас вспоминаю... Но, все же, замечу, в 9-10 классах моя школьная жизнь переменилась к лучшему. Это случилось благодаря новым ученикам и ученицам, которые влились в наш 9 "Б". Особенно я сдружилась с Таней Сапожниковой, Олей Скогревой, Любой Мясиной. А с некоторыми из "стареньких" учеников я вдруг нашла общий язык - с Галей Казариновой, Светой Хромылевой. С ними мы продолжали общаться и после школы. Но вот - школа позади - впереди новый виток! И этот виток привел меня в Ленинскую библиотеку. Где были новые места, новые знакомства, новая жизнь... Всё по-другому. Конечно, географически моё место жительства пока еще продолжалось в Подольске, и дорога на работу занимала 1 час 20 минут. Но столичная жизнь завертела меня, закружила... и показала мне, насколько я была тогда отсталой, о многих "явлениях и существованиях" и не подозревала... ни в природе органической, ни в природе человеческих отношений... (скажу больше - я и сейчас - не сильно продвинута во многих вопросах). Да, конечно, любой вчерашний школьник, выйдя на "большую дорогу", начинает потихоньку вникать во взрослую самостоятельную жизнь. Но я, встретившись со своими новыми столичными знакомыми, сразу ощутила свою убогость - в плане культурной недоразвитости. И дело, конечно, не в провинциальном месте проживания.  Просто это я такова была...(опять же - повторю - я и нынче - всё ещё вечный  - не то, что - студент, а точно - школьник!..) О многом я не знала, не подозревала. Я ничего  толком не знала о Булгакове. Т.е. я хочу сказать, что с его творчеством не была знакома... Тогда, как Лариса Абросимова и Ирина Петрова - к тому времени обладали счастьем - у них была уникальная возможность, и они ею успешно воспользовались, - они уже знали про "историю на Патриарших"...  и были в курсе всех проделок свиты Воланда, которая орудовала в Москве. Каким-то образом, Ирине и Ларисе удалось достать отпечатанный чуть ли не от руки роман "Мастер и Маргарита". Причем, у каждой из девчонок был свой путь знакомства с романом. У Ирины - действительно были на руках главы, любительски отпечатанные на машинке. А Ларисе посчастливилось держать в руках издание, выпущенное благодаря частным путем - из-под принтерного множительного аппарата. Как-то так было. Но если говорить о времени, когда они прочли роман - это было еще в средней школе! А к началу 80-го года 20 века - уже вовсю были изданы произведения Булгакова. Правда, тираж был не в том количестве, чтобы полностью удовлетворить потребности читателей. И в библиотеках вставали в очередь, чтоб дождаться книги Булгакова. Вот в 80-м году я дождалась, познакомилась с великой литературой...

                             Досуг в Москве
У нас с Леной Берендеевой и после работы продолжалась интересная жизнь. В дни, когда у нее не было учебы, а у меня не было курсов (с октября я посещала подготовительные курсы при институте Культуры), или же когда мы полностью были свободны - в выходные, праздники, всеобщие каникулы - мы мотались по Москве, - часто шли пешком от Ленинки до Патриарших прудов. Лена декламировала на память стихи, отрывки из пьес, других драматических произведений... Мне с Леной было интересно. Потом у нас были регулярные посещения Третьяковки. И мы не просто ходили, - Лена потом устраивала "экзамен", опрос - по пройденным залам - что запомнилось, какие картины, чьих кистей... и мне было неловко, если я путала. Одна из любимых картин Лены - "Демон" Врубеля. Подолгу стояла у картин Куинджи. Иногда на наши встречи Лена брала свою двоюродную сестру - Марину Бурлакову. Пухленькая рыженькая хохотушка-веселушка, мы с ней быстро подружились. Она примерно моего возраста. Марина - несмотря на близкие родственные связи с Леной также - со стороны Лены подвергалась "экзаменации". Но нам нравились эти учебные практические занятия... Мы беззаботно передвигались по Москве, ходили по театрам, кино, музеям, заглядывали в кафе-мороженое - на Тверской тогда очень популярные среди москвичей и гостей столицы были "Космос", "Московское", "Север".  Прекрасная была пора!
                       Гражданская оборона в Ленинке
Здание ленинской библиотеки было уникально тем, что ниже первого этажа был цокольный подземный уровень. На этом цокольном уровне была сотрудническая столовая, буфет по продаже сотрудникам - сосисок, мясной вырезки - по буфетным наценкам - мясо, примерно, по 4-5 р. за кг. Я про сумму за мясо и тогда точно не знала. Там всегда обрастала большая очередь из библиотекарей. И я не стремилась составить им конкуренцию. Но проходя мимо, я лицезрела такую картину: розовощекая Аня - бессменная буфетчица (я пришла в 80-м - она была уже на месте) -  подвозила огромную телегу с нарезанными кусками мяса, вставала за прилавок, снисходительно и весело поглядывала на колыхавшуюся очередь библиотечных женщин. Анна была отменной буфетчицей - в отличие от булгаковского Сокова - у нее мясо было всегда первой свежести! Хоть я его не покупала и не пробовала, - но я видела - мясо было свежайшее, о чем говорил его внешний вид. Да, я не мясоед, я тогда больше по пирожным "стреляла". Что примечательно было - в библиотеке продавали торт Птичье молоко - как сейчас помню - стоимостью 6 р. 30 коп. Дорого. Но торт - изумительный. Птичье молоко в Ленинку доставляли из пекарного цеха Кремлёвской больницы! Это Птичье молоко было гораздо вкуснее "пражского", который выпекался в кулинарии  при ресторане "Прага". Но в самой "Праге" этот торт нереально было купить. Если только отстаивать огромную очередь. Так вот, в нашем буфете я иногда брала этот торт на пару с кем-нибудь из коллег. И мы у себя в отделе шикарно разрезали тортик напополам. И я везла домой. А еще - Птичье молоко  у нас в буфете продавали в виде пирожных. Маленькие квадратики. Это было удобнее. 33 копейки - и ты вкушаешь настоящее Птичье молоко! Чаще всего в виде пирожных Птичье молоко продавали в буфете отдела рукописей Ленинки. А вот к отделу рукописей, который находился в Доме Пашкова, можно было подобраться по длиннющему подземному и очень изгибистому переходу. Из цокольного подвального уровня, за буфетом, начинался огромный переход, соединяющий основное здание библиотеки и Дом Пашкова. Дом Пашкова - также принадлежал библиотеке им. Ленина. И сейчас также принадлежит. Общая протяженность "перешейка", наверно, метров 300 точно. А то и больше. Когда меня первый раз повели по этому пути, жутковато было. Там было слабое освещение, и это придавало атмосферный  элемент детектива... В цоколе, - сразу же за торговой мясной точкой начинались комнатки производственного отдела. Чуть дальше - блоки, изначально предназначенные под бомбоубежища. Небольшие помещения, метров по 15 (квадратных). Таких изолированных комнаток было несколько. В то время, которое я описываю, эти комнатки были ориентированы под классы по Гражданской обороне. Тогда каждое учреждение было обязано периодически проводить среди сотрудников обучение по оказанию первой помощи, как вести себя в экстремальных условиях, что делать и куда бежать во время газовой атаки, во время пожара... В общем, можно сказать, мы были подкованы, и не только формально. Потому что на учениях, во время соревнований по Гражданской обороне биб-ка им. Ленина занимала первые места. Но это я говорю про первенство среди Москвы. На союзный уровень я не выходила. Всё было очень серьёзно. Тогда. К сожалению, все навыки забылись - как шину накладывать, как сделать повязку "шлем летчика", как сделать искусственное дыхание "рот в рот"... Но в те года у нас по 2 месяца было обучение, со сдачей зачетов, экзаменов. Даже во время обучения мы на занятиях должны были быть облачены в специальные защитные комбинезоны из плотного материала и - в противогазах. (!). Надо было приехать заранее, чтоб получить "экипировку", переодеться в комбез и противогаз своего размера. Вот в таком виде библиотекари Ленинки 80-х годов 20 века сидели под землей в душных бункерах и штудировали дело по Гражданской обороне по 4 часа в день...  Но зато - потом, после 4-часового занятия, - мы на свободе. А во время перерыва обучающиеся девчонки и ребята, - курящие - выходили на улицу  покурить - перед главным входом в библиотеку. И это бы ничего. Курящим библиотекарем никого не удивишь. Но - они не утруждали себя переодеваниями. Выходили прямо в учебных комбинезонах и со свисающими с затылка противогазами. Мирный народ, шествующий мимо библиотеки по тогда еще Калининскому проспекту, реально - шарахался в сторону... Особенно шокировались таким зрелищем зарубежные гости столицы, которых в то время было достаточно, - а если учесть - географически - мы в историческом центре Москвы, можно сказать, - у Кремлевской стены. Особенные наши шутники - Надежда Геращенко, Лена Кузина, Лена Трошина - обожали эпатировать окружающих - они делали очень просто: на перерыв выходили из здания библиотеки - мало того в защитных комбинезонах да  еще и в натянутых противогазах ... короче - шиза на всю голову... Вот это был настоящий шок для гостей столицы, имевших несчастье - случайно пройти в тот день и в тот час мимо библиотеки Ленина... и увидеть такую картину - несколько человек неразличимого пола в единообразных серых мешковатых комбинезонах - образца 20-30 гг. текущего века, в противогазах - с такими длинными хоботками... Это надо было видеть... Жалко, у меня куда-то исчезли многие фото - в том числе и те, которые были сделаны на зачетах и соревнованиях по гражданской обороне...там мы красавцы - во всем 
гражданско-оборонном обличии: все равны как на подбор, едины в "идеально подобранной" форме... 
                                                               
        МГИК, шикарные привилегии в приобретении театральных контрамарок

Дааа... Ленинка... Не успел пролететь первый год рабочего стажа, подошло время вступительных экзаменов в институт культуры (параллельное название - Институт Культуры и Отдыха!).  Я поступала в целевую группу вечернего отделения института. Целевая - это обучение в стенах библиотеки Ленина, в учебном корпусе. Вся наша целевая группа состояла из девушек, ходивших в должность в Ленинку. Очень удобная группа в плане часов обучения. Занятия начинались в 17.30. Продолжительностью - до 20.30. Особенно этот график актуален был для иногородних - вроде меня. Учились каждый будничный день, кроме среды. Субботы, воскресенья - свободны. За партами учебного класса нашей целевой группы я познакомилась со своими прекрасными однокурсницами. Лариса Абросимова, Ирина Петрова, Лариса Голубева, Лена Рыбина, Нина Бекасова... Все они оказали на меня преогромное влияние... и по сей день продолжают оказывать. Я помню, как все начиналось. Ирину видеть я имела счастье в библиотеке в первый год работы в Ленинке. Она работала в зале новых поступлений. А самый первый раз я ее увидела на овощной базе Очаковского района. Это была яркая встреча... в прямом смысле. На Ирину невозможно было не обратить внимание. Тогда я ещё не знала ни имени её, ни то, что будем учиться вместе, ни то, что нас с ней свяжут крепкие "театральные цепи", а также и туристические... На дворе стоял октябрь, был ненастный дождливый день. Но Ирина озарила этот "мрачный непогожий денёк" - на ней был... вечерний праздничный наряд... Под модным тогда пальто "размахаистого" клетчатого покроя просматривалось красивое атласное платье, на голове - изящная чёрная шляпка с вуалеткой, на миниатюрных ножках чёрные высокие элегантные сапожки на тоненьких каблучках. Вот такая разнаряженная была Аринушка в тот день на ... разнарядке на овощную базу... в Очаково (Аринушка - это я впоследствии узнала, когда стала вхожа в Иринину семью, что так любила называть её бабушка)... Все библиотечные тётки, которые в этот день тоже отдавали свои силы на "поругание" ("порубание") белокочанной капустки в затхлых овощных ангарах, сначала уставились на Ирку с немым любопытством, потом с завистью... потому что все библиотечные женщины без исключения одеты сейчас были так, словно им предстояло долгое время брести по грязной и топкой, лесисто-болотистой местности, а именно: объёмные колхозные резиновые сапоги, походные штормовки, брезентовые безликие штаны.... правда, многие были с грамотно наложенной косметикой на лице. Представьте, -  сочетание безумного контраста одежды, умелого make-up и с завистливым выражением лиц,... это просто "театр абсурда"... тетеньки выглядели очень устрашающими... особенно, когда пасмурное небо выстреливало яркими молниями, и на секунды озарялось все вокруг, и - вдруг - возникали  эти раскрашенные лица женщин... и в жутких одеждах они казались страшными колдуньями молний и грома... но это - так, от разыгравшейся фантазии... привиделось... Потом-то, когда я Ирину узрела на лекциях и узнала поближе, мне вполне понятен был её наряд в ангаре с сельхозпродукцией... Ирина к тому времени уже была серьёзным сложившимся театралом. Театралкой. У меня всё ещё было впереди... И двери в прекрасный "Мир Театра" мне открыла именно Ирина. Она меня научила, что надо очень бережно относиться к студенческому билету МГИКа, своевременно его продлевать - при переходе на следующий курс... потом - как бы невзначай - "терять" его и моментально восстанавливать. Про это про всё раньше узнала Лариса Абросимова. И поведала Ирине - такова история. Когда я от Ирины с Ларисой впервые услышала про великое могущество нашего студенческого билета, - я долго не могла "въехать" в лабораторию данного процесса... вернее, как именно это работает на практике. Потом-то я вошла в курс дела (а затем быстро и во вкус дела!), когда меня Ирина впервые повела на Таганку (вот не помню, на что конкретно, - либо "Добрый человек из Сезуана", либо "10 дней, которые потрясли мир", либо "5 рассказов Бабеля"... Ох уж эти "5 рассказов Бабеля"... сколько с ним связано воспоминаний... мы с Ирой настолько не изменяли этому спектаклю,  что я на него пару раз брала 4-5-летнюю Веру. И она из этого спектакля (конкретно из инсценировки второго рассказа - "Пробуждение") долго помнила "смешных мальчишек", бегающих по сцене и играющих в огромные воздушные шары, внутри которых плескалась вода. А в образе  "смешных мальчишек" гонялись Семён Фарада, Олег Казанчеев, Юрий Беляев...

                                                                      
Кто бы мне сказал 4 месяца назад, - в декабре 2019-го, что я два  предстоящих плановых отпуска проведу в Москве… И даже буду счастлива… Вот уж поистине – «нам не дано предугадать…» Наверно, я потихоньку учусь искать положительные стороны во всех ситуациях…  А если говорить конкретно про «здесь и сейчас» -  наступление обстоятельств непреодолимой силы…  Говорю это хладнокровно и без всякой страстности, без какой-либо интонации. Хотя – какая из клавиатуры ноутбука «выглянет»  интонация… Вообще мне всегда казалось, как только в напечатанном виде излагается мысль – то сразу же исчезает весь смысл того, что хочешь сказать. Это я про себя, конечно, а не про великие умы… Даже когда раньше я от руки писала – мне думалось, что вот тут – в рукописном виде – и настоящая я. Какое-то странное ощущение. Вот будто стандартные образцы букв разного формата и размера, которые я набиваю, набиваю, - допустим, определённый текст,  отражающий какие-то дорогие мне воспоминания, а глянешь вдруг на отпечатанные куски – и видятся только прямые ровные строки, без нарушения размеров и представляется , что это только  набор "бездушных" символов, ничего не значащих… Хотя - , говоря чеховским языком – «может, это только кажется…». Когда я упомянула про ровные строки – я сразу представила, какие в моём рукописном письме текут диагональные строки! Если нет линейки на листе, я буду так писать, что к концу  строка уйдёт сильно вверх или вниз. «Вверх» или «вниз» она пойдёт - это зависит от того, каков мой внутренний посыл в настоящий "пишущий" момент. Если я сильно думаю про будущее - то строки вверх взмывают, если прошлое «заскрипело»  - всё ползёт упорно вниз…
Но по этому поводу – из-за «разнонаправленных» строк своего  письма не ликую, не горюю, - как есть, так, следовательно, и должно… Наверно, с годами усваивается горациевское «ничему не удивляться»… В т.ч. - и себе...

    Приходиться искать плюсы из карантинной ситуации. Вдруг появилась возможность посмотреть в записи "Дядю Ваню" и "Идиота". Какие же у Някрошюса красивые сцены. За один присест я не смотрю. 4-часовые постановки, смотрю в несколько приёмов.

Ещё на ютубе был доступ к спектаклям О.Коршуноваса. "Там быть тут", "Старуха", "Старуха-2", "Здравствуй, Соня, новый год", "Эдип-царь". "Там быть тут" - ухохоталась!...

продолжаю списком о просмотренных сп: Все они - просто расчудесные!
"Полароидные снимки" (К. Серебренникова),
"Старший сын" (Ю.Бутусова)
"Рассказы Шукшина" (А.Херманиса)
Балет Большого театра "Светлый ручей"
Венская опера показала "Парсифаль" Р.Вагнера (А.Херманис)
"Гамлет" П.Брука
"Гамлет" в королевском театре "Глобус"
;;;;;;;"Ромео и Джульетта" Королевский театр Глобус
"Баязет"по произведениям Арто и Расина (Ф.Кастофа)
"Ричард-3" (Ю.Бутусова)
"Макбетт" Э.Ионеско (Ю.Бутусова)  
"Кузьмин.  Форель разбивает лёд" (реж. Владислав Наставшев)
"Иваны" (А.Могучего)
"Иванов" (МХТ , реж. Ю.Бутусов)
"Превращение" (по Ф.Кафки)- Лондонский Королевский Балет: современный танец; хореограф Артур Пита.  Гл. роль - Эдуард Уотсон
"Гамлет" - МХТ (Ю.Бутусов)}

Я посмотрела в интернете массу интересных постановок.  Некоторые их них я видела  в своё время «живьём» на сцене, а сейчас с удовольствием пересматривала. Когда бы я имела возможность посмотреть 4-5-часовые постановки Э.Някрошюса… А последние 5 дней я не расстаюсь с Идиотом…  перечитываю по 1-2 главам и потом тут же небольшими частями смотрю спектакль Някрошюса. Очень медленно и с расстановкой… Потому что постановка на литовском с англ переводом.  Читать первоисточник, и параллельно видеть, как роман инсценирован на театре - это непередаваемое наслаждение!.. Актёры – великолепны, все без исключения! Князь, Настасья Филипповна, Аглая, Рогожин, Ганя Иволгин… Удивительно , как вдумчиво прочитан, понят Достоевский литовским театром Мено Фортас.
..Теперь уже июнь на дворе, снимаются ограничения по передвижению. С удовольствием избавляюсь от защитных  масок.   И, наконец, открыты городские парки!
 Сняты ненавистные ленты  «Красное &Белое», которыми тщательно обматывали детские, спортивные площадки; входы в парки и скверы, скамейки и лавочки.  Потихоньку оживают  Москва и москвичи.

6 июня я впервые за последние полгода гуляла по парку Горького. С переходом в Нескучный сад. Весь парк  утопает в зелени, благоухают тюльпаны, сирень – самых разнообразных оттенков! Прошла немного по набережной, а затем поворотила налево,  углубилась к периферии. Мне хотелось отыскать одну скульптурку, сохранившуюся  ещё с советских времён. Вообще – таких скульптур  немало на территории парка, и я знаю, их не уничтожили  во время кардинальной перестройки всей территории ЦПКиО. Две скульптуры (девушки-пловчихи, кажется), например, на самом виду, у входа в парк – не у центрального входа, а у того, который ближайший к метро Октябрьская-кольцевая.  А я разыскивала другую, она в глубине парка, примерно, где летний кинотеатр «Пионер». Я почему по ней ностальгирую – вокруг неё в советское время зимой заливали дорожки . Я любила именно дорожки, а не катки-коробочки. Катишь и катишь – а дорожки огромные,  с многочисленными пересечениями, переходящие из одной в другие части парка. И одна из дорожек пролегала мимо этой скульптурки – девушки-спортсменки. Только я не могла разобрать, к какому  виду  спорта относится девушка. Она стоит на мысочках с широко разведёнными руками. А, может, это и не спортсменка вовсе… Но с чего-то я всё же решила, что спортсменка!? И в этот раз я ее вновь отыскала, сфотографировала.  Глядя на эту скульптуру, я вспомнила, как мы с  двумя Ленами - Берендеевой и Рыбиной – ходили на каток. «И мы были девушками юными»… Спортсменки, комсомолки,  студентки, активистки – и просто – красавицы! Ну как нам не быть спортсменками, работая в Ленинке? А Лена Берендеева на каток иногда брала с собой сестру – Марину Бурлакову.  Я помню, как мы её в первый раз выводили на каток. Она не очень хотела, но так повелось у них в семье, что Лена была в ответственности за младшую Марину. Лена её просвещала – музеи, театры, концерты, выставки… Мы, тогда с Мариной 17-18-летние – иногда сообща «бунтовали», и  из музеев и выставочных залов торопились Ленку увести -  говорим, - идём в кафе, посидим, музыку послушаем… Но Лену не так просто было сбить с толку. Лена серьёзная, не то, что мы с Маринкой… Но иногда Лена поддавалась и мы отправлялись в кафе.  На Тверскую. Там была целая вереница кафе.
                                  Каток в ЦПКиО
Да, так вот, на катке. Мне запомнилось, что пару раз Марина каталась почему-то в длинном пальто. Или в шубе. И это было очень неудобно. Особенно, когда делаешь первые шаги на коньках. Тогда на выходе из помещения, где был гардероб ( сейчас на этом месте выставочный комплекс Гараж)  - на улице сразу же тянулись прочные перила, за которые можно держаться и не падая тихонько идти в сторону катков и дорожек.  Так Маринка руками вцепилась в них крепко-накрепко, а ноги у неё не слушались и разъезжались либо каждая нога автономно ехала в свою одноименную сторону и Маринка при этом рисковала так «разъехаться» и сесть в поперечный шпагат (что очень опасно без подготовки), либо обе ноги ехали назад, а Марина , не отцепляясь от перил, тяжело приваливалась на руки… Мне это запомнилось.  Вообще, конечно , выглядело такое «катание» очень комично… хотя – и травматично…
В итоге – Марина оторвалась от перил и пешком передвигалась на коньках.  Я всё ей порывалась объяснить, что вся неловкость в её положении от слабой шнуровки конёчных ботинок. На пункте проката надо сразу проверять длину шнурков. Марине достались коньки с короткими шнурками, и в этом трудность. Коньки надо выбирать по размеру ноги и шнуровать очень плотно. Тогда нога не будет бултыхаться «ходуном». Марина не слушала, а только недовольно шипела, особенно на Ленку. Она выбрала для себя хождение по льду. Хождением это тоже назвать нельзя было – потому что конёчные полозья не вставали ровно, стопы ног вибрировали влево-вправо относительно лезвий коньков... да ещё и лёд поддавал «скользящего колорита». Так что долго походить в разболтанных коньках Маринке не удавалось. Разгоряченная от таких «скользких» напряжений, вся красная, Марина вскоре ковыляла назад  к гардеробу... Без смеха на это невозможно было смотреть...

Сфера спортивной деятельности нашего предводителя - Лены Берендеевой- была просто безгранична. Раза два в неделю, перед работой (!! – а работали мы с 8.30) мы плавали.  Ходили  в бассейн Москва. Был такой открытый бассейн на Кропоткинской. Напротив Музея Изобразительных Искусств.  И от Ленинки совсем близко. Отличный бассейн под открытым небом с подогревающейся водичкой.  Как известно, бассейн впоследствии ликвидировали. А тогда, в начале 80-х бассейн был очень популярен среди москвичей. Мы с Леной плавали на самом раннем сеансе – на 7.30, кажется. 

У Лены была прикольная водная шапочка – на парик похожая.  (вот только какого цвета – не помню) Вся поверхность шапочки как будто усыпана цветочной аппликацией, и каждый цветочек «вибрировал» своими лепесточками, которые были сделаны из тонкого легкого пластика. И как раз эти «шевелящиеся» цветочки-лепесточки создавали ощущение объёмности. И реально – такая  шапочка смотрелась, как парик из «цветочной поляны».  Лена нашла себе именно такую - объёмную шапочку для бассейна. У всех такие обтягивающие шапочки на головах,  а  Лене – вследствие прекрасных  длинных вьющихся волос – стандартная шапочка не годилась. Шапочка очень Лене шла. Мужчины не пропускали такую шапочку. В смысле – за Ленкой всегда плыл целый хвост мужеского полу… они всё время крутились вокруг неё. Ну Лена – вообще – красотка. И дело, конечно, не в шапочке…  
После бассейна – самочувствие – прекрасное!  Только в течение рабочих часов иногда нас с Леной в сон клонило, приходилось бороться со сном.

Сейчас пойдёт про 21 век... нынче очень плохие спички. Если зажглась с первой попытки - большая удача... очень это актуально, если с утра на работу, и хочется успеть напиться кофе, зарядиться... включить "кофейную кантату"...

10 июня... Ура, долой маски! лед тронулся! Только вот одно меня волнует... за все время карантина я так и не нашла защитной маски с креативным дизайном... ну не было таковых! очень жаль... где вы, дизайнеры?! или это я прошла мимо вас?

Напротив моего окна школа. Сегодня рано утром она ожила, запела, защебетала. Это прекрасно, когда из твоего окна виднА школа или детский сад. Это стимулирует. Ободряет. Обязывает верить, что жизнь продолжается!