Художник

Валерий Выборжанин
            В русском языке есть одна удивительная особенность - способность к сопротивлению. Она проявляется со всей своей очевидностью в словообразовании существительных женского рода, связанных с профессиями, традиционно считающихся мужскими. Профессия художника давно уже стала женской, но суффикс в словах женского рода упорно даёт определению профессии едва заметное уничижительное значение. Да и история мирового изобразительного искусства негласно подтверждает «несерьёзность» вхождения женщин в эту профессию. Количество общепризнанных художественным сообществом женских имён, оставивших заметный след в живописи единично. И тем прекраснее пример московского живописца Ольги Лисенковой, наглядно опровергающий это замалчиваемое распространённое мнение как очевидность.
            Ольга Валентиновна Лисенкова – живописец по самой сути этой творческой профессии. В её произведениях нет привычных для женского искусства слащавости и жеманства, напрочь отсутствует желание покрасоваться и любоваться вместе с героями и объектами своего творчества. Её живопись совсем иная.

            Всякий, кто хоть раз видел созданные художником Лисенковой образы, обнаруживал их удивительную жизненность. В соединении с «подсмотренной» автором выразительностью характера буквально каждого из героев- если это касается многочисленных жанровых работ- или особой подчёркнутостью непоказной красоты места- если речь идёт о пейзаже- в каждом случае эта жизненность и составляет пресловутую правду искусства, недостижимую, к сожалению, подавляющему большинству современных живописцев.

           О.Лисенкова удивительным образом своей кистью проникает в своих героев так, что зритель не только внешне, но и внутренне ощущает и принимает красоту характера и внешности самых обычных людей.

           Такие, ставшие хрестоматийными произведениями картины «Восток. Девушки», «Базар», «Дети с цементом», «Храм «Колесница» (все - х.м., все - собственность автора) входят в нашу частную жизнь уже после первого знакомства с ними. Непосредственность, с которой герои существуют и сосуществуют в картинах объясняется бесконечной любовью к своим героям самого автора, объяснить которую можно только хорошо зная генезис творчества О.Лисенковой. А он - и в особом, совершенно отличном от привычного пути к мастерству, и в драматичной судьбе самого автора.

           В пейзаже художник проявляет себя и как зритель, восхищённый разнообразием и особой красотой места, и как мастер, понимающий, что особую красоту нужно вывести бережно и в каждом случае по-своему. Огромное количество работ и набросков говорит об особой наблюдательности Ольги Лисенковой, не «зацикливающейся» на внешней красоте места. Картины серии непальской темы заставляют зрителя понимать художника, отмечающего не только величие гор в их неизменной красоте, а красоту самой жизни в этих холодных и затерянных селениях во льдах Тибета, красоту и торжество их особой правды. Автор незаметно для зрителя и не задаваясь целью заставляет уважать человека независимо от его происхождения и гордиться красотой природы, и той, что в картине и той, что вне её.


            В хорошо разработанной О.Лисенковой индийской теме зритель ощущает себя своим среди дервишей и торговцев, снующих по базару женщин и неповторимой, скрупулёзно выписанной южной архитектуры. Марокканские образы подкупают зрителя чем-то иным. Они непохожи на образы из московской и азиатской тем прежде всего по способу выражения. В картинах марокканского цикла такая же жизнь экзотического города, но дана она иначе, минимумом деталей обстановки, словно залитой ярким африканским солнцем. Персонажи почти неподвижны под палящим солнцем, но живут своей целомудренной жизнью и тоже убедительны, но уже иной своей наполненностью.

            Большое количество работ автора, к слову, посетившей десятки стран и самые далёкие уголки необъятного Советского Союза, посвящено жизни города. Часто это произведения с жанровым подтекстом, иногда это чисто пейзажные вещи. К последним относятся нарядные и не лишённые гедонизма выполненные в пастелях виды средневекового Выборга и его очаровательных окрестностей. Автором создано много произведений, говорящих о его увлечении жизнью прошлого. Таковы т.н. «сценки начала XX века» с чутким проникновением в давно минувшее в формате своеобразного живописного очерка и новеллы.

           Безусловно, творчество этого мастера - следствие непростого жизненного и без всякой напыщенности «художнического» пути, давшего нам образцы именно искусства, а не произведений от его имени.

                ****
24.10. 2018 г.

"Дети с цементом".х.м., Ольга Лисенкова