Как я на зимнюю рыбалку ходил

Роман Конев 43
Зима… Деревья застыли в серебре, шатрами раскинулись над головой. Руки сами тянулись прикоснуться к этой красоте, тут же миллионы блесток, обгоняя друг друга, спешили украсить снежное покрывало. Лед сковал реку, но она не уснула, говорливые переливы слышались на перекатах под слоем льда. Река виляла вдоль горы, но вот заветный поворот, берега реки раздвинулись, и моему взору предстала та часть реки, что обычно затапливалась в весеннее половодье. По моему мнению, именно здесь стоило бурить лунки. Мороз синей дымкой стелился по утренней пойме реки, обволакивал пеленой, пел колыбельную. Хрум - хрум, звуки моих шагов заставили проснуться местных завсегдатаев, вылетели из кустов сороки и полетели разносить противными голосами весть о госте на реке.


Бур кружился в танце и все глубже уходил под лед, его было столько, что пришлось налечь, бур скрежетал, повизгивал, но делал свое дело безотказно, еще чуть-чуть и он весь уйдет под лед, да и сил как-то уже не хватало его провернуть.  Я налег всем телом, и, о чудо, ручка стукнулась об лед, и зеленая вода наполнила лунку, а через мгновение я уже легкими движениями очищал лед вокруг лунки. Еще пара лунок, походный стульчик занял свое законное место, последние манипуляции с удочкой и вот блесна отправилась под лед.


Нельзя сказать, что я профессиональный рыбак, нет, вообще очень редко бываю на реке, но послушав рассказы бывалых о зимней рыбалке, тоже «загорелся». Ох уж эти байки матерых рыбаков…. Один рассказывал: «Я с тремя сотоварищами целую ванну рыбы наловили, причем не удочками, а черпаком и голыми руками. Когда бурили лунки, отметили, что из-подо льда углекислый газ выходит, а рыба как шальная в лунку лезет, задыхается значит. Ну, мы, недолго думая, сгоняли за пилой, ванной, ну и прочими нужными инструментами для данного мероприятия, и работа на льду закипела. Устроили, значит, такой «бассейн» посреди реки из одной дорожки: полметра в ширину, два в длину. Перед нашим «бассейном» лунку пробурили, и, давай бить вантузом, в лунке вода забурлила, рыба как бешенная полезла на воздух в свободную ото льда прореху. Тут уж успевай поворачиваться, один вантузом бьет по лунке, другой черпаком орудует у воды, и рыбу выкидывает на лед, а я уж на льду ее ловил, да быстренько в ванну определял». «Да ладно, не может быть такого», - усомнился я. «Хочешь - верь, а хочешь - не верь, дело твое», - с нотками обиды произнес мой знакомый. Общаясь с рыбаками, нередко слышишь такие истории, рассказчик ведет повествование с такой силой убежденности, что волей-неволей где-то на задворках души появляется сомнение в правильности собственного суждения. Все чаще стали возникать вопросы и рассуждения на тему зимнего лова рыбы: «Может зря не поверил? Человек ведь не первый год увлекается рыбалкой. А как проверить? Значит надо нарабатывать свой опыт». Таким образом, был куплен бур, снасти, удочка, лыжи и прочие мелочи.


Вернусь к моменту, когда я как маг и волшебник судорожными движениями подергивал удочку, мастерски делал проводку, поднимая и опуская блесну. К обеду запал энтузиазма заметно иссяк, я уже сидел на стульчике пил чай из термоса и лишь изредка бросал взгляд на кивок удочки. «К черту все манипуляции, сейчас вывалю весь комбикорм, прям в лунку, все приплывете», - негодовал я про себя. Дело в том, что за эти три часа макания блесен разного калибра и цвета не случилось ни одной поклевки. Ладно, ничего, просто место не то, сейчас пробурю несколько лунок выше по течению, закину подкормку, и все будет, бурчал я сам себе под нос. Так прошло еще четыре часа, а результат был нулевой. Солнце уже стремилось к зениту, когда я принял решение собираться домой.


- Привет, Ромыч! Прорезал воздух зычный голос Вовки. От неожиданности я аж выпустил из рук рюкзак.

- Здорово! Ты как меня нашел? – поинтересовался я.

- Да я к твоим родителям зашел, они и сказали, где ты. А что за мной не зашел? Хотел всю рыбу один выловить?

- Да какая там рыба, весь день просидел, все зря.

- Да ну? - Вовка искренне удивился, - со мной такого никогда не бывало.

- Небывало, небывало, - прошипел я низким голосом, передразнивая брата, вот у меня по-другому никогда небывало, всегда ноль.

- Да ладно ты, не горячись, бывает, пойдем выше по реке, я знаю места, где точно повезет.

- Давай не сегодня, чет я устал.

- Пойдем, тут недалеко, - настаивал Вовка.

Я представил себе, что мне и там не удастся поймать рыбу, и я отрицательно мотнул головой.

- Ну как хочешь, а я прогуляюсь.

- Попытай удачу, может тебе повезет больше.


Мы попрощались, и я пошел в обратный путь, благо, что дом недалеко. Уже сидя за столом, и грея руки о кружку чая, бранил себя, что же я такой невезучий, люди вон ваннами ловят, а я одну и то не могу за хвост поймать. Тут меня осенила мысль: «В какое время суток кормятся животные или насекомые? Взять, к примеру, комаров, выйди вечером посидеть на крылечке, съедят» И сам ответил на свой вопрос: «Конечно, в ночное время предпочитают перекусить и рыба очевидно не исключение». Решено. Идти надо как стемнеет, часов в восемь вечера. Лично я в это время всегда есть хочу.

 
Сказано-сделано, и в начале девятого, я уже спускался с высокого обрыва к реке. Огни деревни потонули во мгле, звуки лая собак где-то еще отдаленно звучали, но в целом возникло ощущение, что ты попал в другой мир, мир природы. Река преобразилась, стала неприветливой, из каждого темного угла мерещились тени злобных чудовищ. «Да ладно, не трусь, деревня под боком, ты же взрослый, а не какой-нибудь ребенок, - мысленно я сам себя успокаивал. Но как-то не очень получалось отвлечься от мрачных мыслей, особенно когда фонарик на голове четко высветил множество цепочек следов на льду, и это были не зайцы. Одни следы были мелкие, как у лисы, а другие, как у собаки. Следы были свежие, я прислушался, посветил фонарем в обе стороны реки, но ничего необычного не заметил. «Вернуться домой?» - представляю улыбки домашних, а еще хуже услышать слова: «А медведя не повстречал?» В общем, я собрался с духом и отправился вперед.


Свет фонаря выхватывал из общего пейзажа худшие картины: сломанные ветки, кусочки шерсти, звериные следы и проходы в кустах, чье-то шуршание. Я был под впечатлением, удивительно, насколько сильно может поменяться все вокруг за несколько часов. «Но надо собраться духом, убрать в сторону страхи и предрассудки, я уже на месте», - с этой мыслью начал снимать с плеч рюкзак, принялся готовить площадку для лунок. Все мои действия были нервными, можно сказать даже лихорадочными, никогда еще так быстро не бурил лед, но мне на тот момент казалось, что целая вечность проходит между лунками. Последняя лунка и можно приниматься за дело, я еще раз посветил фонариком в обе стороны, но кроме дернувшейся ивовой ветки на том берегу не увидел. «Зверек какой-нибудь или птица», - попытался мысленно сам себя успокоить, взял в руки удочку и сел на стульчик.


Блесна послушно спустилась под воду, вода была прозрачная, и свет от фонарика пробивал до самого дна, я залюбовался игрой блесны, все опасения улеглись, и стало так спокойно на душе. Мне даже подумалось: «Ну, какой же я дурачок, ведь рядом деревня, эти места хожены - перехожены людьми, ну следы, зайцы, косули бегают». Надо подкормки бросить в остальные лунки, да и чаю можно попить, я полез в карман за мешочком специальной вкуснятины для рыб, готовилась она по рецепту от одного удачливого рыбака, очень рекомендовал. Пальцы под мешком нащупали несколько петард, оставшихся от Нового года. «Откуда? Понятно откуда, сын палил, да оставил про запас, - мелькнула мысль в моей голове, - надо от них избавиться».


Я закинул подкормку, нашел в рюкзаке термос, налил чаю, он еще не остыл и приятным теплом обволакивал нутро. Небо все было усыпано яркими звездами, тишина вокруг, красота. Вот только расслабиться не получалось, такое ощущение, что за тобой кто-то наблюдает. Я вспомнил о петардах, достал одну, поджег и бросил за спину. Раздался выстрел и одновременно хруст веток, я всем корпусом резко повернулся и увидел две убегающие крупные тени, холодок пробежал по спине, пальцы не слушались, но все-таки мне удалось зажечь сразу две и кинуть вслед. Вдруг слева задрожали ветки, и через просвет между ними я увидел серую спину крупного животного.  Кровь в висках стучала как отбойным молотком. «Что делать? - проносились мысли одна за другой, -броситься напрямую к дому, но здесь крутой берег, увязнешь в снеге, остается вариант возврата по старому следу, двигаться нужно по реке. Побросал снасти в рюкзак, перекинул его за спину, взял бур в руки и начал отступать, двигаться приходилось боком, чтобы обзор был лучше и одновременно не подставлять спину, иначе конец.


Волки кружили вокруг, пытаясь зайти с тыла, я не видел их, но чувствовал их близость, слышал их передвижение и даже дыхание, но я тут же кидал петарды и угрожающе орал, все звуки тут же растворялись во тьме, пожалуй, это был самый неприятный момент, когда ты не знаешь, откуда выпрыгнет зверь. Не могу сказать, что они нападали, иначе все было бы куда прозаичней, но что испытывали на прочность -однозначно. Наконец я вышел на расширенный участок реки, вот и заветная тропа, осталось взобраться по крутому подъему и выйти на дорогу. В этот момент я услышал вой с реки, протяжный, жуткий, дальше события развивались как во сне: подъем, дорога, крыльцо дома. Домочадцы были удивлены моему скорому возвращению, посыпались вопросы.


- Да подождите вы, дайте отдышаться, сейчас все расскажу, - несколько раздраженным голосом говорил я, скидывая обувь на пороге.

- Замерз? - спросила жена.

- Жарко, даже пот по спине бежит, - ответствовал я из шкафа, развешивая одежду.

- Жарко? Вроде мороз на улице…, – удивились все.

- Волки на реке, - хриплым голосом выпалил я, устало присел к столу.
 
Отец усмехнулся:
- Ты серьезно? В деревне? Может показалось тебе? Были бы волки, так съели.

- Не знаю, кто там был, но одного осветил, так он размером с крупную собаку, да и окраска волчья. Ладно бы один, так их там целая стая. Да и что делать собакам на том берегу?

Отец пожал плечами, внимательно посмотрел на меня и произнес:
- Рыбу то поймал?

- Рыбу? - я даже сначала не понял вопроса, - Какую рыбу? - я перевел взгляд на домочадцев и заметил еле уловимые улыбки.  Электрическим током ударила догадка, да мне же не верят! Думают, что я таким образом оправдываюсь за отсутствие улова.

- Рыбы нет, не поймал.

- Есть хочешь? - Засуетилась мама.

- Нет, спасибо, не хочется. Я пойду спать, устал.

 Жена обняла за плечи и заглядывая в лицо шепотом произнесла:
- Ты не расстраивайся, поймаешь еще, вся зима впереди.

- Да, да, я и не расстраиваюсь, все в порядке. Ладно, я спать, - с этими словами поплелся в спальню.


В то время пока дом был окутан волшебными снами, мне особенно не спалось, одолевали мысли о собственной невезучести. Надо было как-то исправлять ситуацию, но как? Сам перед собой пытался найти оправдание: «Зачем только домочадцы подарили мне весь этот зимний инвентарь для рыбалки?» Я тоже хорош, хвалился перед домашними: «Теперь всю рыбу выловлю, все будет в рыбе, даже кота будет тошнить от рыбы». Тихонько прокрался в зал, оделся, прошмыгнул на кухню, чайник на плите был еще горячим, в термос бросил заварки, налил кипятку. В темноте нащупал в тарелке пироги, упаковал в газету и отправил за пазуху. Удочка, бур, комплект крючков находились в рюкзаке со вчерашнего дня, поэтому буквально через пять минут я уже шагал по улице по направлению к реке.


Утро было морозное, серая дымка плотной завесой висела над рекой, скрывая ее крутые берега, сапоги скользили по крепкому насту, приходилось осторожничать и идти прискоком, бочком, вдруг я начал проскальзывать, а через мгновение ноги взлетели вверх, и мое тело начало стремительный спуск, две секунды и я на льду реки. «Нормальное начало рыбалки», - не удержался я от комментария. Сразу стало весело, я отряхнулся, собрался было идти, но до моего слуха донеслись какие-то посторонние шумы, кто-то явно шумел, и даже слышно было дыхание. Необъяснимый ужас сковал меня колючими иголками, бежать было поздно, слишком близко были звуки, а туман не позволял разглядеть объект шума. В нескольких шагах от меня вылетел на лыжах Вовка, от нервного напряжения я чуть не ударил его буром, который заранее вытащил из рюкзака. Вовка тоже был ошеломлен, увидев меня:


- Ты чего!? Ты как здесь?

- А ты чего? Парировал я, ставя бур на лед.

- Волки на реке!

- Ты серьезно?

- Куда уж серьезней, хочешь проверить, сходи, они как раз доедают косулю, за вторым поворотом реки.

- Не, мне вчерашней встречи хватило. Я вчера поздно вечером ходил на рыбалку.

- Что за мной не зашел? – с обидой в голосе произнес брат.

- Да я думал ты спишь, не стал тебя будить, думал, придешь попозже.

- Мог бы смс отправить.

- А собаки твои где? Ты же всегда их берешь? – попытался я переменить тему разговора.

- Дома, наверно, уже, чай пьют. Хозяина ждут.

- Ну, расскажи, как получилось? Как встретился с ними? – допытывался я.

- Да что рассказывать, вышел рано утром, еще огней не было в деревне, свистнул собак и пошел.


 - Иду, значит, по реке, тишина вокруг, вся живность спит еще, собаки наперегонки соревнуются между собой, туда-сюда, туда-сюда, то вперед убегут, то позади отстанут, потом давай нюхаться, по следам бегать. Я фонариком посветил на лед, следов много оставлено, тут и зайцы носились, и косули ветки ели, и лиса мышковала, также заметил и волчьи следы…


- И что, в героя стал играть?

- Да подожди ты, дай рассказать.


- Конечно, на душе екнуло немного, но думаю со мной собаки, волки почуют их и близко не подойдут, от этой мысли и успокоился. Лед крепкий, поэтому иду ходко, вот и заветный поворот, река начала круто уходить вправо, ну, думаю, еще метров двести и будет заводь. Неожиданно мой слух привлек хруст веток кустарника на горе, ты же знаешь, в этом месте она вплотную прилегает к реке.


- Я бы уже дома был, - сказал я. Неприятная дрожь пробежала по телу, даже поежился.

- Да подожди ты! Вовка, как мельница замахал руками, - дай рассказать!


- Естественно, мурашки забегали, заерзали по всему телу, то группами, то поодиночке, фонарем освещаю склоны горы и вдруг, вижу, косуля прет, над снегом только голова да круп виднеется, я аж выдохнул, а за ней бежит вторая и обе мчатся к реке. Я аж чуть в истерике не забился, совсем зверье озверело, никакого чувства уважения к чувствам рыбака, реально испугаться же можно. Мои собаки тоже заинтересовались шумом, остановились в охотничьей стойке, а потом сорвались и полетели вперед. Не успел я и шага сделать, как с обрыва скакнула косуля, а сверху на нее вторая, в мгновение ока у моих собак включилась задняя скорость и они с визгом пролетели мимо меня, оставляя только после себя брызги снега и легкое дуновение ветра. Направив свет на лающе-пищащие крики косули, холодом обдало и меня, огромный волчище добивал жертву, а еще двое волков бежали по реке к пиршеству, этот здоровый, мне по пояс, лязгал зубами, рычал. Как я разворачивался, разворачивался ли или сальто крутнул, я не знаю, стал приходить в себя уже будучи далеко от того места.
 
- Такие вот дела Роман. Веришь?

- Да о чем ты, конечно, верю, я вчера в такой же ситуации оказался.
 
- Как так? Вовка, с недоверием посмотрел на меня, ожидая подвоха.

- Так вот, слушай. Тут я ему рассказал свою историю.

- Туман стал подыматься, так как край солнца уже выглянул из-за горы.

- Может пойдем порыбачим на твое вчерашнее место? - Вовка испытывающим взглядом следил за моей реакцией. Сейчас-то они не сунутся, да и деревня рядом.
 
- А пойдем, заодно и следы посмотрим, - ответил я.


 Вот идем мы, и как два следопыта следы рассматриваем, все верно, мои следы, а вокруг волчьи, вот вчерашние лунки, а со стороны спины, в лесочке, волчьи, и шерсть на ветках характерная.


- Получается мне вчера повезло, а тебе сегодня, а раз два везунчика вместе собрались, значит и рыбы мы должны сегодня наловить, - сказал я, вытаскивая бур из рюкзака.

- Наверно, с сомненьем ответил Вовка.


Работа закипела, двумя бурами мы быстро разделались с лунками, и с удовольствием уселись рыбачить. Первая поклевка была у меня, но я, видно, прозевал и рыба сошла с крючка.


- Ничего, сейчас все будет, - сам себя успокаивал я.

- Ага, - ответил Вовка.


Через полчаса возле ног Вовки лежало небольшая кучка хорошенькой плотвы. Меня аж током било внутри от негодования на свою невезучесть. Вовка, видя испортившееся мое настроение, попытался меня подбодрить:
- Поймаешь еще, Роман, ты главное дергай сразу.


Я промолчал, но злость на самого себя нарастала, я начал менять крючок на другой, сменил лунку, подкинул свежей подкормки, но ничего не получалось.


- Вовка продолжал ловить, а количество рыбы у его ног росло.

- Роман, иди на мое место, я здесь уже прикормил рыбу, а я дальше пойду прогуляюсь.


Понятно, Вовка добрая душа, пытался как-то помочь мне, мне ничего не оставалось, как поддался на уговоры, он даже стульчик свой отдал мне.


- Может удочками поменяемся? Я отрицательно мотнул головой.

- Пойду первые лунки протестирую, в принципе, мне рыбы уже хватит.


Прошло часа два, а я так ничего и не поймал, когда Вовка вернулся, то я уже забросил это гиблое занятие и раздувал костер. Огонь побежал по веткам и своими языками пытался захватить всю кучу. Вовка не стал задавать вопросов, он сразу все понял, подсел к огню и стал греть руки.

 
- Много наловил? – улыбаясь спросил я.

- Да не, поймал одного, но отпустил…, маленький…, пусть подрастет. Летом поймаем.

- Понятно… А я тут костер решил развести, все-равно ничего не ловится. Погреемся да домой пойдем.

- Да, пора уже. Давай я тебе рыбу отдам, скажешь сам поймал, своих удивишь.

- Не, я так не люблю, да и в рыбе разве дело, главное, мы отдохнули, наговорились, редко ведь встречаемся.

- Что правда, то правда, - Вовка заулыбался, - признаться мне аж неудобно стало, я ловлю, а тебе не идет удача.


- Нормально, брат. Это мне в зимней рыбалке не везет, зато с летней у меня все нормально, тут я приметил сухую ветку на берегу и пошел с намерением притащить ее к костру. Ветка нависла над рекой на расстоянии вытянутой руки, я подпрыгнул, схватился за нее, хрусть, и я вместе с веткой грохнулся на лед, лед хрусть, и я провалился по пояс в воду. Ледяная вода хлынула во все щели одежды, мои глаза стали от удивления как два блюдца, я прыгал, но не мог вылезти на лед, одежда становилась тяжелой, с каждым разом прыгать становилось труднее. Я видел, как Вовка побежал ко мне, в это время мне под руку попалась сломанная ветка, я ухватился за нее, положил поперек провала во льду и навалился всем телом, а через секунду Вовка уже помогал выползти на лед.

 
Дальше был бег до дома, картинка получилась зачетная, топот чавкающих сапог, грохот падающих сосулек и вот он я во всей красе, уши у шапки стоят колом, в правой руке удочка, в левой рюкзак, оба предмета примерзли к варежкам. Кот нырнул в дырку от такой рыбки, родные кучей стали разоблачать меня, поднялась суета: кто чайник грел, кто-то полотенцем растирал, кто-то шутил про подводную рыбалку. От такого участия со стороны родных на душе стало тепло, счастье волной разлилось во все темные уголки. Тогда я себе дал зарок, на зимнюю рыбалку больше не пойду, не мое это занятие.