1. 3. Объект

Сергей Гайворонский
В диалектическом материализме объект определяется как “существующий вне нас и независимо от нашего сознания внешний мир, являющийся предметом познания, практического воздействия субъекта” [4].

Если из приведенного определения объекта убрать "субъекта", стремящегося познавать что-то и практически воздействовать на что-то, то объектом будет выглядеть просто внешний мир. И опять же, им будет выглядеть даже не внешний мир (если субъекта в определении не будет, относительно кого считать мир внешним?), а просто мир. Если уж объект действительно независим от сознания субъекта, то для его определения в свете используемой системы аксиом достаточно  просто сказать, что объект – любая неоднородность непрерывного материального мира. В этом случае объектом будет выглядеть и субъект. При этом он будет отличаться от других объектов своими свойствами, в частности тем, что способен к отражению и моделированию состояния других объектов. На способность моделирования в данном случае указывать обязательно, потому что просто отражать может и зеркало, а просто запоминать может и глина. Субъект же способен на большее. Но, чтобы разобраться, в чем именно состоит это "большее", необходимо понять, что собой представляет информация, и как может идти обмен ею между объектом и субъектом тогда, когда этот объект становится "предметом познания, практического воздействия субъекта".

Относительно данного выше определения объекта непротиворечиво будет считать, что для субъекта объект – это состояние материальной среды, выделенной из общего материального мира некоторыми граничными условиями и имеющей свойства, позволяющие субъекту отличить одно состояние этой среды от другого. Для различения одного состояния окружающей среды от другого у любого субъекта существуют органы чувств, совершенные настолько, чтобы определить существующее различие между разными состояниями объектов и несовершенные настолько, чтобы ощущать мир дискретным, а не непрерывным. Если следовать такому определению, то получится, что относительно конкретного субъекта объектом будет являться любое материальное образование, наделенное какими-либо свойствами, которые субъект прямым или косвенным образом способен ощутить и которые определяют это образование как объект.  Таким образом, относительно данного конкретного субъекта другой субъект также будет являться объектом. То же самое можно сказать и об отношении любых других субъектов.

Как видим, речи о том, откуда берутся различия между объектом и субъектом здесь не ведется. Ничто не мешает считать, что эти различия всегда присутствуют в окружающем мире, поскольку фактов, подтверждающих обратное, привести невозможно. Кроме того, на этом этапе рассуждений ничто также не мешает уходить в идеализм и считать, что различия между объектом и субъектом вносятся некой внешней силой. На текущий момент это ни на что не влияет. Пока нужно просто разобраться, в чем состоят эти отличия и что собой представляет субстанция, которую субъект именует информацией. Но, чтобы такое разбирательство чего-то стоило и выглядело научным, ни  в коем случае нельзя отклоняться от выбранной системы аксиом. Если рассуждения на такой основе заведут в какой-нибудь тупик с противоречиями, подтвержденными фактами, то это будет означать, что основа себя не оправдала и нужно будет ее совершенствовать.

               
                Далее: http://proza.ru/2023/02/12/1739
                Назад: http://proza.ru/2023/02/12/1695