Зацикленность

Семенов Сергей Александрович
Когда я читаю утренние молитвы, то входящий в их состав 50-й псалом произношу обычно наизусть. При этом иногда происходят странные вещи: когда я дохожу до фразы «Избави мя от кровей, Боже, Боже спасения моего», то если по ошибке я произношу не «моего». а «твоего», то продолжаю читать фрагмент, расположенный ранее: «и Духом Владычним утверди мя». То есть возникает зацикленность. Чтобы исправить это, надо прервать молитву и обратиться к молитвослову, понять, где возникла зацикленность, в чем она выражается и как из нее выйти.

Иногда возникает зацикленность и в жизни. Разумеется, выйти из жизни, чтобы получше разобраться, где ошибка, не получится. Чтобы осознать ее, надо задуматься над своей жизнью, посмотреть на нее со стороны. Эта ситуация зацикленности или временной петли описана в художественном фильме «День сурка», а также во множестве других художественных фильмах и книгах. При анализе своей жизни можно прийти  к выводу, что каждый последующий день похож на предыдущий, т.е. происходит зацикленность, или временная петля, или дурная бесконечность. Только не каждый человек это осознает. Человек может прожить всю свою жизнь, так и не поняв, что его жизнь зациклена.

Камю в эссе «Миф о Сизифе» рассматривал несколько возможных выходов из временной зацикленности, являющейся, по сути дела, выражением абсурда человеческой жизни. Такие выходы как самоубийство и религия он по разным причинам отвергал. Камю предлагал третий путь – это бунт, но и это, с нашей точки зрения, не лучший вариант. Единственным вариантом, как мы считаем, является творчество, в результате которого возникает что-то новое. Философ Мамардашвили в свое время писал, что распознать графоманство от истинного искусства можно по тому, возникает ли при этом что-то новое или нет. Поэтому графоманство тоже можно расценивать как зацикленность или дурную бесконечность. Только творчество не позволит затянуть временную петлю, даст возможность избавиться от зацикленности и абсурдности нашей жизни, устранить из нее дурную бесконечность, при которой каждый день, месяц и год одно и то же, тянется унылое однообразие наших дней.