Я жила в СССР. Стоматология

Нина Джос
    Наверное, каждому взрослому человеку иногда приходится прибегать к помощи зубных врачей. При современном питании, стрессах и экологии трудно сохранить зубы здоровыми. А уж коли они заболят - хоть на стенку лезь! Можно выпить обезболивающую таблетку, но через время ваш зуб напомнит о проблеме.
    Молодёжь может мне и не поверить, но в Советском союзе зубы лечили БЕЗПЛАТНО! Платными были только услуги протезиста, но расценки доступные любому пенсионеру.
 Более того, на многих заводах, фабриках, в учебных заведениях были зубные кабинеты. Вылечить зубы можно было в рабочее время, отпросившись на пару часов у начальства. Зарплату стоматологи получали от предприятия.
    Зубной врач был и у нас в институте. Любой студент мог подлечить зубы в случае нужды и совершенно безплатно.
    Конечно сейчас более совершенное оборудование и материалы. Кто-то вспомнит старые бормашины и цементные пломбы. Время не стоит на месте, изобрели много нового и в области стоматологии. Но в те годы, то оборудование было передовым.
    В школах у учеников врачи проверяли зубы в медпункте и кому надо - вовремя лечили, прямо во время уроков. Дети отпрашивались у учителя, если не было контрольной.
    В начале восьмидесятых я работала на одном небольшом заводе в Кишинёве. Там был зубной кабинет и замечательный врач - молодой еврей Владимир Исакович. Мы с подругой лечили зубы у него. Он во время процедуры рассказывал анекдоты, называя это "заговаривать зубы". После шутил, что после лечения выдаёт разрешение улыбаться и целоваться. Мы его просто обожали! Уже в середине 90-х подруга встретила его в городе. Владимир Исакович рассказал, что давно уехал и живёт в США. Он там хорошо зарабатывает и путешествует по всему миру.
    Недавно у меня обломался передний зуб. Мне порекомендовала знакомая прекрасного врача. Он нарастил мне зуб и взял совсем не дорого - видно, что тоже когда-то жил в СССР.  Наращивание зуба и чистка зубного камня вместе с рентгеном мне обошлось в тысячу леев. Это половина моей месячной пенсии. Другие врачи содрали бы с меня три шкуры!  Соседка протезировала верхнюю челюсть. Заплатила пятнадцать тысяч леев. Это почти 800 долларов. Надо их ещё иметь...
    Летом в Молдову приезжают в отпуск сограждане, уехавшие на заработки или ПМЖ в Европу и США. Они лечат зубы тут и говорят, что в других странах услуги зубных врачей стоят огромных денег, а в Молдове относительно дёшево.
    Это для них дёшево, а для живущих тут ещё как бьёт по карману. Потому можно видеть в городе много людей с плохими зубами или вовсе щербатых. 
    Хороший зубной врач - находка для пациента!  В любое время.