Обмен по договорённости

Эгрант
                Двести лет назад историк Карамзин побывал во Франции.
                Русские эмигранты спросили его:
                — Что, в двух словах, происходит на родине?

                Карамзину и двух слов не понадобилось.
                — Воруют, — ответил Карамзин…

                Сергей Довлатов, «Чемодан» (1991)

1989 год.
Сегодня, за 2 месяца до начала летних каникул, в нашем 9 «Б» классе ленинградской школы с углублённым изучением немецкого языка, проходит родительское собрание. Аркадия Львовна, наша «классная мама», задала родителям, пришедшим на собрание, не простой вопрос:
- Не хотели бы вы поменять своих детей?
Родители от таких слов притихли и напряглись. Папа Вовки Синичкина, весёлый, чуть поддатенький мужичок, первым пришёл в себя и уточнил, полагая, что училка пошутила:
- Аркадия Львовна, а это смотря на что менять. Если на такое же, то какой смысл. А вы огласите весь список предложений. Пожалуйста!
Аркадия Львовна, покраснев до самых пяток, уточнила:
- Нет, не навсегда поменять, а только на месяц. Вам их потом вернут. А на это время в ваши семьи поселится ребёнок, сверстник вашего, из ФРГ. Так понятней?
- Ааааа! Только на время. – за всех, с ноткой наигранного разочарования, ответил папа Вовки Синичкина...

И вот в нашу двухкомнатную ленинградскую «хрущёвку», в интеллигентную семью моих родителей инженера и бухгалтера, приехал Вальтер Гринберг из города Аугсбурга, что расположен в Баварии. Он тоже учится в 9 классе и один из иностранных языков у него, русский. Меня же, по обмену, заслали в двухэтажный дом, к его родителям.
По условиям обмена, ребята после двух дней в гостях, должны были написать письмо тому, кем его подменили. Поделиться впечатлениями о первых днях в другой стране. И письмо это должно быть непременно написано на языке страны, в которую ты попал. Т.е. я, Мишка Галпелин, должен был написать Вальтеру на немецком, а он мне по-русски.

Письмо Вальтера Гринберга

Hallo Mischael!
У тебя классные Родители! Тебе хорошо повезло на них!
Я живу в твоя комната. Твой собака, Доллар, меня узнал и он теперь мой друг тоже. Я не всё понимаю, что говорят твои родители. Некоторые слова нам учитель говорил с другим значением. У вас, в Ленинграде, нет такого слова «купить». Мама во второй день, принесла с работы две сумка и сказала твоему папе, сильно весёлая, что ей повезло, в их гешефте выбросили «ножки Буша» и она схватила целых 17 штук. А ещё урвала 2 селёдины, но это на выходные, для дачи. А папа ей хвастался, что в обед он достал полтора кило сосисок (тут очень сложное слово, может я ошибаюсь) в целлофане. Я тогда подумал, почему они не пойти и не купят это в магазине, зачем подбирать выброшенные куриные ноги. Мама у тебя очень добрая. Когда я захотел пойти в магазин сам и купить для писать блокнот и авторучек, мама сказала, что не нужно, она это принесёт из бухгалтерии, со своей работы.

На второй день, когда родители уходить на работу, за мной пришла твоя друг из класса, Наташа. Мы с ней пошли гулять по твоему Ленинграду, по Невский проспект. Очень красивый город! Он немного похожий на Париж и Амстердам вместе. Только у вас очень грустные почему-то люди и все гуляют на улице с полный сумка,  и есть люди с бусами из туалетная бумага на шея.

А один мужчина мне говорил даже по-немецки. Это было, когда мы с Наташей устали гулять, и я ей сказал, что её пригласить в кафе, посидим, выпить кофе. Мы зашли в красивое кафе, рядом с роскошный магазин «Пассаж». За дверями нас встретил мужчина в чёрном костюме и спрашивал, зачем мы сюда пришёл? И сказал ещё, чтобы я снял свою кожаную лёгкую курточку и повесил в ту комната. Я объяснял, что под курточкой у меня только нижний рубашка и в куртке у меня кошелёк с деньгами. А он сказал, что можно только в пиджаках. Я сказал, что это у меня такая пиджак, и мы ненадолго посидеть и выпьем по чашке кофе и всё. Тогда он меня называл почему-то эстонцем и дальше на руссконемецком сказал: «Иди ты на Херр»
Я его поправил, что правильно сказать по-немецки, «иди к Херр», и спросил, а там можно пить кофе в курточке? И где найти этот господин? Тот мужчина показал на Наташу и сказал, что она знает адрес. Наташа мне ничего не объясняла, и мы пошли в кафе «Сайгон», но там пить кофе только стоя.

На следующий день, суббота, я с твоими родителями и собакой Доллар, ехал на вашей машине «Лада» на дачу, к твоим бабушке и дедушке. Правильно говорить «в садоводство». Там я видел много интересного. Расскажу, как запомнил.

Ехать в вашей машине было немного шумно и не просто. Все ездят у вас не очень хорошо по правилам, мне было немного страшно, но папа твой тоже ездит, как и все, поэтому мы доехали. Первое, что я увидел, это забор у одних соседей, сделанный из пропеллеров от самолётов. Папа объяснил, что этот сосед работает на заводе, где ремонтируют самолёты. Дальше увидел у другого соседа высоко на столбах длинную блестящую ракету. Папа твой объяснил, что это бывшая торпеда, но сейчас это бак для воды, под ним есть душ. Тот сосед работает на заводе, где делают что-то военное для кораблей,
У тебя очень добрый бабушка и дедушка. У них очень маленький домик, я там ночевал под крыша на сеновале. Но ты не беспокойся, я сам захотел. Мне дали подушку с большой и синей печатью «В/Ч 326». Бабушка сказала, что это дед работал до пенсии старшиной в армии в этой самой «В/Ч 326». А ещё я видел печати на дачных тарелках «Лен общепит. Столовая 17». Бабушка сказала, что после пойти на пенсию, подрабатывала в музыкальной школе уборщицей, где была этот столовая.
Я помогал дедушка и папа твоему копать огород. Но у меня это быстро прошло, я сразу сделал пузырь от лопаты на руке. Мама отвела меня к соседке Дусе, которая работала сестрой в больнице, и у неё дома было, как сказала твоя мама: «Натаскано из больницы много йода и бинтов, и всяких лекарств». Мне завязали руку бинтом. А ещё непривычно было мне, деревянный домик-туалет в огороде. Там так пахло сильно и туалетной бумагой были кусочки газеты насаженные на гвоздик в стене. Но это даже интересно.

Вечером все соседи собрались у соседа дяди Славы на участке, праздновать выходной. Папа сказал: "Будет вкусный шашлык из колбасы, потому, что дядя Слава притащит обрезки всяких колбас с работы. Он работает на мясном комбинате. Их так, сырыми, есть-то нельзя, можно стать мёртвым, а если прожарить, как шашлык на огне, то может и ничего. Но ты их не ешь. А мы привыкли, и не такое едали." 

Собралось человек 20 соседей. Каждый принёс что-то поесть своё: кто солёные грибы, кто помидоры маринованные,  и другой еды. Тётя Дуся принесла целый, как она сказала, пузырь медицинского спирта. Сосед, дядя Володя, принёс наломанного сыра и творога со своего молочного завода.
Мама твоя наварила целую кастрюлю картошки, и принесла две селёдки, который она урвала в своём гастрономе.
Твой папа поставил на стол трёх литровую банку с пивом, которое мы купили в будке, по дороге на дачу. И ещё поставил на стол рулон туалетной бумаги, на котором написано было не по-русски, чтобы могли ею пользоваться, как салфетками.
Все удивились. А дядя Слава спросил: «Откуда такая роскошь, да ещё и не наша, не советская?»
На что папа объяснил ему шёпотом, показав, почему-то на меня. Я лишь услышал: «Начальник наш снабдил туалеты на работе этим, привезя целую коробку из Чехословакии».

Было весело, все много выпили. Пели песни. Пьяненькая жена дяди Славы принесла мне в подарок часы «Чайка». Она сказала, что это от всей души и это лучший модель, которую делают на их часовом заводе. И добавила: «Ты не смотри, что нет штампа завода. Эти часы, как у нас говорят, цельно тянутые, я ушла их с конвеера раньше, чем штамп ставят." И она стала сильно икать.
Я ей сказал, что это же воришество,
Дядя Слава, услышав мои слова, засмеялся и рассказал русский поговорка: «Ты бери с завода все гвозди, потому что ты туда в гости не пришёл.»

Вот такие пока новости. Мне всё очень нравится в твоей России!
С дружеским приветом!
Вальтер.

Письмо Миши своему визави по обмену, Вальтеру.

Hallo Walter!  (дальше письмо будет приведено уже в русском переводе. Прим автора)
Меня встретили твои родители в аэропорту города Мюнхена. На вашем шикарном «мерседесе» мы за час добрались до дома. Мне выделили комнату на втором этаже, рядом с кабинетом твоего папы. Поскольку меня удивило абсолютно всё, буду рассказывать лишь о тех вещах, что меня поразили очень, очень сильно,

На второй день, перед обедом, мы поехали с твоим старшим братом Маркусом на конюшни, где любители лошадей держат своих питомцев. Там я познакомился с твоим шотландский пони Буцефалом. Пока Маркус занимался своей лошадью, я пошёл гулять по лесной дорожке с пони. Он такой смешной, я с ним говорил по-русски, и он, кажется, меня понимал. Потом, когда мы с Буцефалом вернулся назад, в конюшни, Маркус дал мне прокатиться на своей лошадке. Представляешь, я же первый раз в жизни сидел верхом на живой лошади. Прямо на конюшне, в кафе, мы немного перекусили, и поехали с Макусом в фитнес студию, у него была в тот день, по плану, тренировка, и он предложил мне поехать с ним туда.

Там такие спортивные снаряды классные! Друзья и подружки Маркуса, когда узнали, что я вместо тебя и из Ленинграда, очень дружески стали меня опекать, показывать, что мне не стоит делать при первой тренировке. Потом подошёл шеф студии и сообщил, что для меня, как гостя из России, неделя посещения студии и сауны за его счёт. После занятий на снарядах мы с друзьями Маркуса, пошли в сауну. Тут я был совсем поражён; подруги и друзья Маркуса разделись догола и все вместе пошли париться. И я так же сделал, чтобы не выделяться, хотя и сильно стеснялся. Там, в помещении сауны, были и другие мужчины и женщины и все они тоже совсем голые. Все сидели на деревянном помосте, подложив полотенца. Сидели и беседовали. Они говорили о предстоящем футбольном матче.
Когда мы вернулись домой, нас ждал обед, приготовленный твоей мамой. Всё было очень красиво. Еда была не совсем для меня привычной. Я же, скажу тебе честно, находясь под впечатлением увиденного в сауне, почти не ощущал вкуса пищи.

На следующий день, это была суббота, мы с твоими родителями поехали на мамином кабриолете «Алфа Ромео», в соседнюю Австрию, в старинный замок. Это была совершенно необычная экскурсия. Я много раз посещал наши Ленинградские музеи, но этот-то был жилой замок. Граф жил тут же, в замке, и мы его видели. Он пришёл нас поприветствовать, когда наша группа находилась в оружейном зале.

После замка мы заехали пообедать в небольшой семейный ресторанчик, в какой-то деревеньке, при коровьей и свиной ферме. Еду там готовили из своих свежих продуктов. Мне заказали яичный омлет, посыпанный сахарной пудрой, Папа ещё заказал для меня и стакан пива, сам же он пил пиво из литрового бокала. А когда хозяину ресторанчика, который и приносил нам еду, сказали, что я русский, он подсел к нам за стол и стал меня расспрашивать про Россию, про Ленинград, про перестройку. Потом он принёс мне в вазочке подарок, большую башню из мороженного, приготовленного из молока своих коров. Я никогда не ел такой вкуснятины.

Потом мы вернулись домой.
Так закончились мои два первых дня у твоих, Вальтер, родителей.

Mit freundlichen Gruessen!
Mischa