Как же так?

Ирина Вебер 2
 
2023 год.

- Слушай, Ириша, у нас поговаривают, что скорее всего опять будут вводить талоны. А как у вас с продуктами?
- У нас товары подорожали, это правда, но в продаже всё есть и практически каждую неделю бывают хорошие скидки. Так что проблем с питанием нет. Что будет дальше в Германии, только время покажет. А на счёт скорого появления талонов в России, я думаю, что это наверняка случиться. Начинают действовать санкции.
-  Ох, эти санкции. Что же будет? Как вспомню про эти километровые очереди с руганью и драками, которые были раньше, так давление поднимается. Не хочется, чтобы такое повторилось.
- Очереди - это плохо. А ты представь себе другую картинку, которая на много хуже: товаров может не быть вообще. Мы же помним то время, когда в магазинах видели только пустые прилавки? Мне кажется, что история может повториться.
- Не дай Бог! Пусть уж тогда очереди, но чтобы хоть что-то купить. Помнишь, как бывало: выстоим, черте сколько, а ничего не купим, потому что не хватило.
- Да, Галка, конечно, помню. Было такое, и не раз.
 
Как же мне не помнить эти огромные очереди, буквально за всем: колбаса, куры, масло сливочное, вернее бутербродное, яйца и так далее, и так далее. Не год и не два мы жили по талонам, а много лет. Целое поколение выросло на талонной системе, не имея возможности нормально питаться.
Этими купонами все очень дорожили, так как без них многие товары нельзя было купить.
А как хитро на них написали! Мне всегда казалось смешным и лицемерным читать на этих кусочках бумаги такие слова, как: "Карточка", "Заказ" или "Приглашение" на получение того или иного продукта с указанием его количества (в граммах, литрах, штуках). Чувствуете разницу между простым талоном и заказом? Талон - это чтобы не умереть с голода, а заказ или приглашение - это уже как бы роскошь.
Однако на самом деле никто ничего не заказывал и никого не приглашал купить сахар или лапшу, да ещё в строго ограниченной норме. Видно правительство хотело скрыть масштабы повального дефицита, ставшего в стране хроническим явлением и пыталось завуалировать это вот такими образом, добавляя, что талоны вводятся исключительно по "просьбе трудящихся" и "от его имени".
 
Потом, позже, с введением сухого закона добавились ещё талоны на спиртное. Норма - одна бутылка водки в месяц и две бутылки вина. Наша семья не пьющая, но когда водка стала такой редкостью, то я, конечно, покупала её, как и все, потому что эта бутылка приобрела уже новое качество. Теперь это был ценный товар - жидкая валюта, как говорили тогда. Ею расплачивались по любому поводу, благодарили за какую-либо помощь, услугу или работу. Водку можно было обменять на что-то или продать. В общем каждый приспосабливал эту жидкую валюту, как мог.
 
А ещё я хорошо помню один эпизод из моей талонной жизни в СССР: стояли мы с Галкой в длиннющей очереди за варёной колбасой и сосисками. И вот, когда оставалось примерно человек десять до заветных весов, я увидела, как в магазин зашла учительница музыкальной школы, в которой я училась и закончила лет пятнадцать тому назад. Она преподавала не у меня, но мы же в школе здоровались со всеми учителями, поэтому мне и запомнилась. Я даже знала, как её зовут. Учительница держала за руку сына лет шести. Мальчик, увидевший колбасу на витрине, радостно заулыбался и, повернувшись к матери, что-то ей сказал. Она кивнула головой и они прошли дальше, в глубь магазина, чтобы встать в очередь. Но тот, кто стоял последним, предупредил её, что занимать уже нельзя. Во-первых: колбасы не хватит, а во-вторых: магазин скоро закроется. Я не слышала, что эта женщина говорила своему сыну, изредка показывая, то на часы, то на очередь, но я увидела реакцию мальчика. Он не заорал на весь магазин, как некоторые избалованные дети, не рыдал громко, давя на жалость окружающих. Нет, он даже не капризничал. Он внимательно и серьёзно слушал слова своей матери и кивал головой, соглашаясь с её доводами, но из его больших глаз потекли слёзы. Он всё понимал, но не мог сдержать этих слёз, потому что он ребёнок и потому что очень хотел этой самой колбасы. Они направились к выходу, а я посмотрела им в след. Уже в дверях, мальчик последний раз безнадёжно посмотрел на витрину с колбасой. (Этот взгляд я помню  до сих пор.)

- Галка, я отлучусь на минуту.
- Ты куда? Скоро очередь наша подойдёт!
- Я быстро.

- Кира Израйлевна! Кира Израйлевна! Подождите! Здравствуйте.
- Здравствуйте. Извините, я что-то Вас не узнаю.
- Я училась в музыкальной школе номер 10, только у Катцон Галины Семёновны, но сейчас речь не об этом. Дайте мне ваши талоны на колбасу. Я вам её куплю.
- Ой, как это неожиданно и волнительно. Я так Вам благодарна. Спасибо Вам огромное.

Потом, когда я купила колбасу и сосиски для себя, и для Киры Израйлевны, я, наверное, радовалась этому больше, чем её сынишка, который улыбался мне счастливой улыбкой. Разве такое забудешь?
Мы шли с Галкой домой, а мои глаза застилали слёзы. Ну, как же так, думала я? Почему в СССР ребёнок счастлив не от познания окружающего мира, не от восхищения теми открытиями, которые он узнаёт каждый день и каждый час, а от обыкновенной сосиски?  Как такое могло случиться? - Огромная, богатая страна, мирное время, а прилавки пустые?
Сейчас-то я понимаю, что руководство страны совершенно не умело управлять государством. Его плановая экономика, суть которой состояла в том, что государство само решало, что и в каком количестве надо производить, не считаясь с потребительскими запросами народа, не работала. Руководители такого большого государств занимались только гонкой и наращиванием военной мощи. На экономику у них уже не было средств, отчего с каждым годом народ жил всё хуже и хуже.

Сегодня заглянула в интернет и прочитала, что в России, действительно, идут разговоры о продовольственных карточках. Санкции  медленно, но верно действуют. Значит россияне возвращаются в своё прошлое: дефицит, блат, очереди и нужда?
Я, конечно, огорчилась за судьбу своей Родины. Ведь в России живут мои близкие родственники и друзья. Я не хочу, чтобы они опять бедствовали. Но удивляюсь их пассивности. Неужели они не понимают, что происходит в стране и в мире? Не верю, что им безразлична их собственная жизнь, будущее их детей и будущее России...