Физика и жизнь

Серж Дручин
Процессы нашей жизни выстроены таким образом, чтобы естественным порядком разрушать нашу значимость (проявление энтропии или естественного износа, саморазрушения). Разумеется [Сизиф] человек неустанно борется с этим процессом, восстанавливая свою значимость (в своих глазах), в том числе и с помощью "отражения" — чужих мнений или представлений о нём, явно выраженных или подразумеваемых. И это является определяющим мотивом его проведения. Я бы даже сказал —  главным вектором (возвращаясь к физике). В самом деле, должности, достижения, количество владения (всегда временного, кстати), преимущества явные или мнимые и многое другое является явным или скрытым от самого себя движителем выборов и поступков, действий и бездействий.

Если осознать этот фундамент, то можно задуматься над вопросом а есть ли ещё что-то, кроме биохимии мозга и всего организма, что придаёт какой-то смысл нашему существованию?

Согласитесь, выбор между обезьяной (тотальное управление человеком через организм) и Сизифом (морем деятельности и растратой всех видов сил и энергий для того, чтобы увидеть, как легко рушится создаваемое годами) — такой себе выбор, с явной вонью дуализма, особенно непереносимой в мире возможностей и неопределённости (как основы именно богатства возможностей).

Однако, есть ли внутри некие, неподвластные энтропии объекто-субъекты, что позволяют личности не разрушаться вместе с разрушением её представлений от получаемого взаимодействия с собственной действительностью?

Не будем строить законченной модели, где эти вещи соединены "пазлично", т.е. каждая строго на своем месте и довольно точно отображает картинку действительности. Но обратим внимание на два элемента (возможно, со временем к ним добавятся ещё элементы-пазлы и картинка приобретёт бОльшую целостность и ясность).

У человека есть  и н т е р е с  (не путать с блудным любопытством и денежным интересом), при наличии которого жизнь "оживает" в индивидууме и в ней появляются целенаправленные действия без внешних понуканий. Т.е. человек (в рамках искусственно суженной модели) действует "от себя", "из себя", а не реагирует на внешние раздражители, как это обычно происходит большую часть времени. Да, разумеется, интерес может вспыхнуть от внешнего, но смысл внешнего здесь не определяющий, а инициализирующий. Так, спичка может потухнуть сразу после того как ей чиркнули, а может привести к серьёзному пожару, т.е. инициирующее действие условно одинаково, последствия зависят от.

Одним словом, живой интерес пробуждает человека к иному восприятию его собственной жизни, при которой собственная значимость практически перестаёт влиять на выбор  и поступки. Таких людей часто называют увлечёнными, или людьми с горящими глазами. Но и при меньшей степени интереса люди ощущают свою жизнь иначе, даже если внешне и в окружении ничего пока не изменилось.

Второй фактор, старательно и небезумышленно забытый (причём, без кавычек!), — это  д о с т о и н с т в о.  Феномен его в том, что обладая этим качеством, человек обретает иное качество жизни и мировосприятия. Разбирать его, не ссылаясь на примеры, крайне затруднительно, тем более, что живых примеров практически не осталось. Поэтому пока мы его разбирать не будем, оно, подобно жемчужине в раковине моллюска, образуется не от каждой песчинки и не в каждой раковине. Пока я считаю достоинство (в отсутствие большого числа сопутствующих пазлов) фундаментальным качеством большой личности, качественно отличающейся от того, что принято считать обычным человеком. И эта фундаментальность определяет области выбора и поступков человека, обладающего достоинством. Т.е. это не кажущееся качество рядящегося в аристократическую одёжку плебея, а ощутимая всем живым (включая растения и животных) подлинность как самого человека, так и его выборов и поступков.

Не могу не упомянуть о том, что именно эти два качества старательно уничтожались, с достоинством было покончено (уцелел мизер) в конце 19 начале 20 веков, поэтому и говорю о сложности живых примеров.

А интерес уничтожается в первую очередь информационным перегрузом, шумом, и через эмоциональное воздействие, когда человек растрачивает бессмысленно большое количество жизненной энергии, опустошая свои кладовые. И в силу этого способность чувствовать живое притупляется, вплоть до полного исчезновения. Ну и постоянная охота за фокусом внимания людей и всевозможные исхищрения, дабы этот фокус был только вовне, порождая реагирование вместо созидания, выключает человека из своей жизни, оставляя ему лишь возможность прибиться к какой-либо группировке, сводя различение между людьми к внешним же сигнальным признакам "свой-чужой".

И это, заметьте, без обсуждения тюрьмы ума и самозаключения в ней и без обсуждения разнообразных паутин страхов, повсюду развешанных!

Таким образом, посвятив какое-то время наблюдению, эти механизмы можно отчётливо лицезреть в повседневности в любых точках земного шара, невзирая на отличии культурной почвы и поддерживаемых (или насаждаемых) правилопорядков.

Есть ещё один серьёзный пласт, претендующий на звание фундаментального,  но его рассмотрение за рамками этого эссе. Речь о рели-геоподобных верованиях. Если быть очень строгим и жёстким, то можно увидеть их внешнюю природу, при этом они жестоко насаждаются как внутреннее, присущее природе человека качество. Хотя на деле всё подлинное — глубоко непротиворечиво. Но чтобы это отчётливо увидеть, требуется расширенное мировоззрение, которое сторонники религиозности тщательно и скрытно ограничивают под видом безграничности того что они дают взамен выключению из "живой жизни".

На этом пока всё. Надеюсь, повод поразмыслить над обозначенным у вас будет.


12.02.2023 13:57